Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
V. Достижение заданных
надежности и эффективности
23. Синтез системы.
24. Требования к системе, обусловленные участием в ней человека (последовательность действий во времени, продолжительность и частота отдельных действий и т. д.).
25. Синтез всех требований к функционированию эргатической системы.
26. Оценка общей
надежности и эффективности
VI. Разработка дистанционной подсистемы
27. Описание экологических требований и ограничений для дистанционных подсистем.
28. Проверка совместимости требований со стороны человека и экологических требований.
29. Поиск путей
компенсации (в случае их
30. Описание антропометрических требований и ограничений для дистанционной подсистемы.
31. Принятие решения об использовании человека в дистанционной подсистеме.
После того как позиция человека в эргатической системе будет определена, на второй фазе проектирования деятельности определяется коммуникативная структура (целостное единство компонентов, определяющих закономерности циркуляции информации в системе) ЭС относительно человека, т. е. вычленяются содержание и направление потоков информации, циркулирующих в системе и проходящих через человека. Диапазон участия человека в системе чрезвычайно широк. В условиях высокоавтоматизированного производства большинство функций по переработке информации передается техническим устройствам, а за человеком могут остаться функции прогнозирования, программирования, контроля и обслуживания. С другой стороны, многие функции по переработке информации могут быть по тем или иным причинам поручены человеку. Между этими полюсами имеется много переходных ступеней. Поэтому, как правило, удается разработать несколько вариантов коммуникативных структур, что позволяет выбирать такой вариант, который обеспечивает наилучшее функционирование системы в целом с точки зрения принятых на первом этапе системного проектирования критериев. Каждый вариант коммуникативной структуры отличается различными функциями человеческого и технического компонентов эргатической системы, и, следовательно, данная фаза проектирования деятельности может быть названа фазой распределения функций между человеком и автоматическими устройствами.
К задачам оценки
вариантов коммуникативных
Из сказанного выше также не следует делать вывод, что процесс ИПП имеет строгую последовательность, так что каждая дальнейшая фаза может осуществляться лишь после того, как полностью завершается предыдущая. Разумеется, эти фазы перекрещиваются. Однако, как правило, приведенная логическая последовательность отражает ту последовательность действий, которая сложилась на практике.
Очерченная выше схема процесса проектирования деятельности не должна вводить в заблуждение своей кажущейся простотой. Стоит лишь обратиться к раскрытию реального содержания введенных понятий, как мы столкнемся с такими сложнейшими вопросами, как классификация ЭС, критерии эффективности ЭС, описание ЭС, возможность стандартизации в инженерной психологии и т. д. В инженерной психологии еще нет суммы готовых ответов на эти вопросы, хотя широкий поиск таких ответов уже начат. В значительной степени результат этого поиска будет определяться инструментарием, методами, которые привлекались для исследования. Поэтому анализ процесса ИПП является лишь одной (хотя и важной) стороной исследования проблемы инженерно-психологического проектирования.
Второй существенной стороной любой концепции ИПП является изучение методов, посредством которых могут быть разрешены задачи в работе по проектированию деятельности. Решение этого вопроса предполагает как исследование и оценку существующих методов, так и обоснованное предложение о перспективных методах решения ИПП.
Качественные методы
Внимательный анализ литературы, посвященной проектированию деятельности, обнаруживает, что в процессе проектирования используются методы, заимствованные из арсенала, сложившегося еще до постановки проблемы проектирования деятельности.
Системно-антропоцентрическая
концепция ИПП привела к
Для удобства дальнейшего
изложения целесообразно
Можно выделить по меньшей мере четыре качественных метода.
Первый метод – метод традиций – предполагает, что всегда можно найти прототип если не всей системы, то отдельных ее подсистем. Следовательно, на человека нужно возложить те функции, которые он традиционно выполнял в других подобных эргатических системах. Обоснованность этого предположения вытекает из известного тезиса, что разработка любой системы на 90% представляет эволюцию и лишь на 10% революцию. Этот метод нашел довольно широкое приложение в современных инженерно-психологических исследованиях.
По сути дела метод
традиций является отправным для
процессуальной концепции ИПП. В
определенной мере он повлиял на развитие
структурно-обобщенного метода расчета
надежности системы “человек –
машина”, разрабатываемого А. И. Губинским
и его сотрудниками. Влияние идей
метода традиций достаточно ясно прослеживается
и в таких инженерно-
Второй метод
основывается на том предположении,
что оператору следует поручать
только те функции, которые нельзя формализовать
для их технической реализации. При
этом не учитывается, что человек
мог бы (или не мог бы) выполнить
их более эффективно. Считается, что
в качестве исходных данных для проектирования
в этом случае необходимо иметь полную
информацию об объекте, его составе,
а также алгоритмы
Третий метод
основан на использовании принципа
ответственности. Согласно этому принципу,
человеку должны поручаться те функции,
которые имеют наибольшую значимость
и выполнение которых связано
с наибольшей ответственностью. В
пользу такого подхода свидетельствуют
эмпирические данные о том, что: 1) если
предоставленный человеку уровень
ответственности или значимости
будет меньше, чем тот, который
он может оправдать, то надежность всей
системы может значительно
На этих отправных
положениях в инженерной психологии
основан описательный метод решения
проблемы проектирования деятельности
на фазе распределения функций и
получены удовлетворительные результаты
его приложения при предварительной
разработке структуры одной из систем,
предназначенной для
Четвертый метод – метод сравнения – в инженерной психологии получил широкое распространение. Это метод логического сопоставления преимущественных возможностей по тем или иным показателям человека и технического устройства при выполнении конкретных функций. На основе этого метода был получен ряд важных результатов. В частности, метод сравнения явился отправной точкой для чрезвычайно интенсивных исследований, результатом которых явилось создание так называемых индикаторов с убыстрением. В результате использования таких индикаторов было достигнуто резкое улучшение характеристик деятельности оператора. Однако данный метод не учитывает тех свойств, которые появляются при взаимодействии человека и технического устройства.
Все рассмотренные
качественные методы в значительной
мере субъективны. Вследствие этого
они могут быть применены лишь
для приближенного определения
структур эргатических систем, так
как полученные результаты дают основание
для решения лишь частных задач
согласования характеристик машин
и человека в системах управления.
В настоящий момент ясно, что решение
ППД возможно лишь при использовании
и внедрении объективных
Внутренние закономерности развития инженерной психологии как науки, связанные с общим техническим прогрессом, требуют перехода от общих описательных методов к определению более точных характеристик деятельности человека-оператора. “В современных условиях автоматизации, – отмечал в этой связи Б. Г. Ананьев, – качественно изменяются связи между человеком и машиной... При изучении этих взаимосвязей между человеком и машиной в одной системе управления необходимо использовать количественные методы новейшей теории информации и общие законы управления и регулирования, составляющие предмет кибернетики”.
Количественные методы
В рамках разработки
эргатических систем правомерность
тех или иных методов количественного
исследования определяется возможностями,
которые получает исследователь
для описания и анализа процессов
в элементах различной
Известное самостоятельное значение в инженерной психологии в последнее время приобрел так называемый экспертный метод. Экспертный метод – это большая группа процедур, основанных на переработке эвристической информации, полученной от специалистов. Сторонники этого метода опираются на интуицию, опыт и знания человека в той области, в которой его можно считать специалистом. Опыт и знание экспертов не могут быть в полной мере формализованы, но, безусловно, они представляют несомненную ценность при решении задач ИПП. К сожалению, при решении сложных задач ИПП, где приходится иметь дело с обширной областью данных, подбор экспертов сам по себе представляет задачу значительной трудности.
При получении экспертных
оценок принято рассматривать
- формулирование цели работы и набора альтернативных вариантов оцениваемых событий;
- формирование экспертной группы в соответствии с целью работы;
- формирование правил работы экспертной группы в соответствии с определенными принципами;
- формирование правил
выработки коллективного
- формирование правил
оценки компетентности
- проведение экспертного
опроса и коррекция
К числу основных принципов построения системы экспертных оценок относят:
- ограничение разнообразия
суждений экспертов за счет
выравнивания информационной
- ограничение разнообразия
суждений экспертов за счет
итеративного подхода к
- обеспечение циркуляции
информации без искажений
- количественную
измеримость оцениваемых
Приведенный перечень
этапов и принципов экспертного
метода свидетельствует о