Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Под математическим моделированием имеется в виду исследование деятельности человека-оператора путем построения ее математического описания, ее математических моделей и их последующего изучения.
Под математической моделью (ММ) деятельности оператора будем понимать совокупность соотношений (например, формул, уравнений, неравенств, логических условий и т. д.), которые связывают характеристики деятельности с параметрами соответствующей подсистемы (или системы в целом), исходной информацией и начальными условиями и способы изоморфно (изоморфизм – соответствие между объектами, выражающее одинаковость их структуры) отразить свойства деятельности человека в данной системе.
Обратим внимание на некоторые стороны метода математического моделирования, существенные в плане решения проблемы проектирования деятельности.
1. В процессе
разработки сложных систем
2. Строгость математического
подхода заставляет четко
3. Использование
метода математического
Таким образом, для
решения задач ИПП деятельности
оператора используется система
методов. При этом методы, составляющие
систему, не просто механически дополняют
друг друга, но и диалектически
Известно, что методы формируются под воздействием концепций (концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея для их освещения) господствующих в тот или иной период развития знания. Поэтому в разное время доминирующее значение может приобретать тот или иной метод (группа методов).
Для современного этапа развития инженерно-психологического исследования характерно использование методов, в основе которых лежит формализованное описание деятельности человека-оператора, особенно метода математического моделирования. Инженерная психология уже вступила на путь математического моделирования деятельности, но испытывает на этом пути много серьезных трудностей, причем зачастую не технического, а методологического порядка. К этим трудностям относятся сложные аспекты и противоречия в понимании природы метода математического моделирования. Поэтому целесообразно уточнять те пункты, которые являются отправными при использовании метода математического моделирования деятельности в процессе инженерно-психологического проектирования.
Метод математического
моделирования деятельности при
инженерно-психологическом
В общей форме принципы математического моделирования деятельности идентичны принципам математического моделирования в других областях научного исследования. Но вместе с тем в процессе применения к конкретным сферам исследования эти принципы существенно конкретизируются. Эта конкретизация оказывается чрезвычайно важной для понимания роли и места математического моделирования деятельности и путей его приложения.
Излагаемые ниже исходные принципы использования метода моделирования в значительной мере вытекают из того подхода, на котором основывалось понимание проблемы проектирования деятельности в системно-антропоцентрической концепции. Как известно, решающая цель системного подхода вообще состоит в том, чтобы обеспечить органическое единство в исследовательском процессе системного уровня функционирования и индивидуальной характеристики каждого дробного элемента или механизма, принимавшего участие в этом функционировании. Системный подход, таким образом, позволяет рассматривать и проектировать деятельность одновременно и как элемент эргатической системы, и как сложно-динамическую систему. Однако цели моделирования при этом различны. В первом случае цель моделирования заключается в синтезе связей между человеком и техническими элементами ЭС, в установлении позиции человека и системы. Во втором случае цель моделирования – синтез и анализ деятельности как сложной системы, описание существенных свойств и компонентов данной системы.
Итак, с позиции последовательности
проектирования все математические
модели целесообразно разбить на
две большие области, которые, пользуясь
известной аналогией с
Надо сказать, что, в отличие
от кибернетических исследований, где
под микромоделированием
Схемы построения моделей
для выделенных областей вследствие
различия в целях должны существенно
отличаться. При построении макромоделей
нужно учитывать тот
Необходимо отметить, что
при применении теоретико-информационного
подхода встречаются трудности,
связанные прежде всего с условиями
корректного распространения
Поскольку пока невозможно охватить
сложную систему – деятельность
– целиком, во всем многообразии ее
связей, то мы вынуждены прибегать
при моделировании к
Понятно, что ни одна целостная
деятельность не осуществляется помимо
выполнения соответствующих “отдельных
деятельностей” и действий, под
которыми понимается сложная совокупность
процессов, объединенных общей направленностью
на достижение определенного результата.
Действия обозначим как режимы функционирования.
Поэтому при моделировании на
первом этапе целостную деятельность,
рассматриваемую как сложно-
Таким образом, в качестве
одной из основных задач инженерно-
При всем количественном и
качественном разнообразии можно различать
лишь небольшое число режимов
функционирования. Одни режимы соответствуют
задачам, где выполнение операторских
функций связано прежде всего
с получением информации и ее первичной
оценкой. Основная задача оператора
решается в сфере восприятия, а
переработка информации с последующим
принятием решения и
Очень часто функции человека в системе ограничиваются дублированием функций автоматических устройств. Оператор вмешивается в ход процесса управления только в непредусмотренных аварийных случаях, при отказе автоматики. Такой вид деятельности будем называть режимом резервирования (дублирования).
Все рассмотренные режимы функционирования характерны для деятельности оператора в так называемых оперативных эргатических системах.
В системах обслуживания деятельность может быть представлена режимами контроля и обнаружения неисправности, технической диагностики и прогноза неисправности, устранения неисправности, материально-технического обеспечения.
В системах подготовки наиболее важны режимы научения и преподавания. Конечно, во всех режимах функционирования, характерных для двух последних типов ЭС, присутствуют элементы принятия решений, слежения и т. д. Но с точки зрения математического моделирования они имеют свою специфику. Так, например, ММ в системах обеспечения часто строятся на аппарате математической логики. Поэтому данные режимы функционирования выделяются нами в отдельные классы.
Рассмотренная выше схема режимов функционирования, как и всякая другая схема, условна. В реальной работе одни режимы сжаты, другие развернуты и все они взаимосвязаны. Схема эта, по всей видимости, не охватила все возможные режимы функционирования. Полная схема, вероятно, может быть создана лишь тогда, когда будет предложена достаточно обоснованная классификация инвариантных составляющих трудовой деятельности человека в ЭС. Но условность схемы не мешает выделить главное в каждом виде деятельности оператора.
Весьма существенно с
позиций проектирования систем то обстоятельство,
что дифференциация моделей сообразно
режимам функционирования совпадает
с дифференциацией по способу
реализации. С развитием инженерно-