Определение инженерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат

Описание

Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.

Работа состоит из  1 файл

инж псих.docx

— 129.11 Кб (Скачать документ)

Такое положение  обусловлено несколькими причинами. Одной из центральных среди них, по-видимому, является различие в исходных методологических позициях исследователей. Так как от выбора методологической позиции зависит весь научный  и экспериментальный строй исследования, то расхождение в позициях привело  к формированию нескольких концепций  инженерно-психологического проектирования. Суммирование идей и взглядов, содержащихся в этих концепциях, дает возможность  увидеть столкновение взглядов на методологию. Каждая из предложенных концепций могла  бы представить интерес, но мы рассмотрим идеи и взгляды, сконцентрированные в трех концепциях. Первую из них  определим как антропоморфную, вторую – как процессуальную, а третью – как системно-антропоцентрическую.

Выбор для критического разбора упомянутых концепций объясняется  не только основательностью их разработки, но и тем обстоятельством, что  при их разработке по существу были заложены предпосылки для систематического обсуждения проблемы ИПП. Однако, чтобы иметь основу для критической оценки каждой из них, необходимо остановиться на двух общих аспектах ИПП. Первый из них связан с выяснением качественного своеобразия проблемы ИПП по отношению к другим проблемам инженерной психологии. Это своеобразие заключается прежде всего в том, что при решении проблемы ИПП исследователи были вынуждены шире, чем на предшествующих этапах развития инженерной психологии, использовать познавательные средства, сложившиеся в других областях знания. Однако вопрос о том, какие познавательные средства должны быть привлечены для решения задач ИПП, остается дискуссионным. Вызывает споры и вопрос о формах, в которых должны быть использованы те или иные познавательные средства. Поэтому сопоставление познавательных средств может стать одним из уровней анализа рассматриваемой концепции. Такими новыми познавательными средствами,  в частности,  и явились системный и кибернетический подходы.

При использовании  системного подхода существенным представляется требование о необходимости изучения деятельности как объекта проектирования лишь при точной идентификации места  этого частного объекта в системе  управления. Таким образом, важное теоретико-методологическое значение приобретает конкретное понимание  системы “человек – машина”, или  эргатической системы. Второй аспект ИПП  связан с понятием СЧМ. При этом важны  не столько констатация многообразия различных вариантов определения  понятия системы “человек – машина”  и их воспроизведение, сколько выявление  принципиальных расхождений в этих определениях, так как именно эти  расхождения во многом определяют исходные методологические позиции исследователей. Следовательно, представляет интерес  связать второй уровень сопоставления  концепций с анализом указанных  расхождений. Обратимся теперь к  изложению и анализу конкретных концепций ИПП.

Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования

Антропоморфная (антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы) концепция, предложенная В.Я.Дубровским и Л.П.Щедровицким, представляет собой один из вариантов применения идей системного подхода и строится на фундаменте, в основу которого заложены следующие посылки:

1. Человек – рефлексивный элемент системы. Эта рефлексивность выражается, в частности, в том, что объект управления или вся система в целом вместе с человеком могут быть отображены в сознании человека.

2. Цель системы  является содержанием сознания  человека - оператора. Эта цель  рефлексивно определяет целостность  функционирования человека в  системе.

3. Способ достижения  цели человеком социально нормирован.

Исходя из этих посылок, вся концепция сводится к следующим  методологическим положениям:

1) включение человека в информационно-управляющую систему независимо от того, на что рассчитывал проектировщик, превращает эту систему в объект принципиально иного типа, который уже не может быть представлен в виде “поточной” системы; этот объект (то есть то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности) – система человеческой деятельности;

2) в системах  человеческой деятельности машины  с их функционированием не  являются и не могут быть  проектировочными компонентами;

3) человек и машина  не могут рассматриваться как  компоненты системы “человек  – машина”;

4) особенности способа  функционирования человека в  системе не позволяют представить  его в виде поточной системы.

Легко заметить, что  констатация этих положений дает чисто негативное решение одной  из основных инженерно-психологических  задач – задачи распределения  функций между человеком и  техническими устройствами. Авторы концепции  неизбежно приходят к заключению, что бессмысленно говорить о распределении  функций между человеком и  машиной. Способ функционального конструирования  системы деятельности должен быть пересмотрен. Это заключение подразумевает далеко идущие следствия, основной смысл которых  состоит в том, чтобы доказать необходимость реформы инженерно- психологического знания. По сути дела в антропоморфной концепции снимаются  два первых постулата инженерной психологии. Требование реформы знания – требование чрезвычайно ответственное  и нуждается в серьезных обоснованиях. Между тем обоснования, высказанные  авторами анализируемой концепции, по меньшей мере дискуссионные. В  самом деле, по каждому из выдвинутых положений существует противоположная  точка зрения.

Не вызывает сомнения, что один из центральных вопросов, составляющих краеугольный камень любой  концепции ИПП, – это вопрос о  том, являются ли человек и машина компонентами системы “человек –  машина” или же они не могут  рассматриваться как таковые. Как  мы видим, сторонники антропоморфного  подхода дают на него отрицательный  ответ. В то же время, по мнению ряда авторов, изучение систем “человек –  автомат”, “человек – машина” как  единого функционального целого может и должно осуществляться подобно  изучению других сложных систем. Подход к человеку как к особому звену, включенному в систему автоматических устройств и машин, позволяет  решить весьма важные вопросы, касающиеся повышения эффективности работы этой системы.

А. А. Крылов раскрывает содержание концепции человека-оператора  в двух разных аспектах. Он характеризует  автоматизированную систему управления как систему, включающую человека в  качестве одного из своих звеньев, и  рассматривает человека как звено  системы управления, осуществляющее необходимую обработку информации.

Спорно и положение  авторов антропоморфной концепции  о том, что включение человека в информационно-управляющую систему  превращает эту систему в объект, который уже не может быть представлен  в виде “поточной” системы. Согласно современным системам представления, любой объект можно рассматривать  в качестве преобразователя, в который  поступают входные сигналы, или  стимулы, и который отвечает на них  выходными сигналами-реакциями, т. е. именно как поточную систему. Подобные взгляды высказывают и многие видные представители зарубежной инженерной психологии. Утверждение о том, что человек наряду с машинами является звеном эргатических систем (эргатическая система – сложная система управления, основной элемент которой – человек-оператор), по мнению президента американского общества инженерных психологов Д. Адамса, следует рассматривать как первую предпосылку инженерной психологии.

Уже на основе приведенных  мнений можно поставить под сомнение действенность главного вывода о  бессмысленности постановки проблемы распределения функций. Однако целесообразно  высказать несколько замечаний  непосредственно по этому вопросу.

В качестве достаточно веских аргументов в поддержку своей  позиции по проблеме распределения  функций авторы антропоморфной концепции  выдвигают мнение Н.Джордана и У. Синглтона. Однако интерпретация ими  мнений этих действительно крупных  исследователей проблемы распределения  функций не всегда оказывается правильной. Ведь из констатации Н. Джорданом  принципиальных трудностей решения  проблемы и формирования им концепции  взаимодополнительности человека и  машины никак не следует, что Н. Джордан  отрицал важность и необходимость  распределения функций. Анализируя работы Н. Джордана и У. Синглтона, авторы антропоморфной концепции не обратили внимания на одно существенное обстоятельство, имеющее в данном случае первостепенное значение. Отношение Н. Джордана и  У. Синглтона к проблеме распределения  функций явилось скорее всего  следствием неэффективности приложения существующих в то время (начало 60-х  годов) методов к ее решению, чем  задачей ее дискредитации. Говоря иными  словами, они проводили мысль, что  методы решения неприложимы к  практическому решению проблемы распределения функций. Ни Н. Джордан, ни У. Синглтон не ставили перед собой  цели установить истинность или ложность проблемы распределения функций. Как  это ни парадоксально, но эти авторы считают, что инженерная психология направлена как раз на решение  проблемы распределения функций. Недаром  эта проблема остается для одного из них центральной и в настоящее  время.

То обстоятельство, что проблему распределения функций  нельзя во многих случаях решить “прямой  атакой”, не должно вызывать сомнения в необходимости этого этапа  при ИПП. Целесообразность его подтверждена неоднократно.

Вышеприведенный анализ позволяет сделать одно общее  замечание. Построение концепции ИПП  – сложнейшая задача, решение которой  вряд ли возможно с помощью умозрительного конструирования. Такое конструирование  может создать лишь видимость  решения этой важной проблемы. Именно поэтому оказалось крайне трудно найти сколько-нибудь эффективное  приложение антропоморфной концепции  к решению конкретных задач инженерно-психологического проектирования. Представляется не случайным  то обстоятельство, что реализация методических принципов этой концепции  по существу свелась к работе, принципиально (и даже в деталях) не отличающейся от той, которая уже давно осуществлялась в рамках коррективной инженерной психологии и сводилась к реконструкции, а не к проектированию.

Вместе с тем  не нужно недооценивать смысл  идей, заложенных в антропоморфной концепции. Они не только способствовали определенной переориентации исследователей на проблематику ИПП, но и утвердили  критический взгляд на него и связанные  с ним задачи, исключив саму возможность  сомнения в необходимости и целесообразности ИПП. Весьма существенно, что антропоморфная концепция, несмотря на отмеченные ошибочные  выводы, продемонстрировала действенность  применения в инженерно - психологических  исследованиях системных идей.

В качестве альтернативы антропоморфной концепции в последние  годы сформировалась концепция, определенная выше как процессуальная. Если в  антропоморфной концепции полемическое острие было направлено против исходных постулатов инженерной психологии, то в процессуальной – против самого предмета инженерной психологии и одного из ее основополагающих принципов –  принципа гуманизации. Весьма примечателен фон, который предопределил появление  этой концепции. С одной стороны, это резко подчеркиваемая практическая ориентация инженерно-психологического проектирования, с другой – не менее  резко выраженная критика системного подхода и отрицательное отношение  к его применению в инженерно-психологических  исследованиях. В качестве познавательного  средства, на базе которого строится эта  концепция, предлагается логико-статистический подход. Общую процедуру, основанную на этом подходе, предлагается определять как анализ процессов, в отличие  от процедуры, основанной на системном  подходе, которая определяется как  анализ систем. При этом анализ процессов  рассматривается как логико-математический метод, который основывается на диалектической логике и некоторых разделах математики (функциональный анализ и абстрактная  алгебра).

Основываясь на развиваемых  в рамках логико-статистического  подхода положениях, авторы также  подвергают ревизии исходные основания  инженерной психологии. Они выступают  против точки зрения, согласно которой  предметом инженерной психологии является система “человек – машина”, и  предлагают в качестве такого предмета рассматривать логические переходы между отдельными видами деятельности человека-оператора. Они доказывают также, что инженерно-психологические  проблемы имеют тенденцию к центрированию, вследствие чего может быть выявлена новая центральная задача инженерной психологии. Такой новой ключевой проблемой (центральной задачей) инженерной психологии названа задача учета  большого количества факторов, взаимодействующих  между собой (ЗУБКФ). ЗУБКФ выступает  как родовая (в терминах процедуры  логического центрирования) проблема инженерной психологии, содержащая предельную неопределенность. Таким образом, основные трудности при решении задач  ИПП (как и инженерной психологии в целом) вызывают проблемы критерия и принятия решения в условиях неопределенности. В рамках решения  ЗУБКФ понимание ИПП весьма специфично: ИПП включает в себя три этапа: проектирование, испытание и эксплуатацию системы “человек – машина”. Другими  словами, под ИПП понимается обобщенный циклический процесс. В начале каждого  цикла анализируются результаты эксплуатации существующих в настоящее  время систем. Включение такого анализа в процесс проектирования объясняется тем, что только в процессе эксплуатации системы можно полностью выявить, проанализировать и оценить все ее качества как с точки зрения требований инженерной психологии, так и с точки зрения ее общих (основных) технических требований. При этом типовые методики и программы ИПП и оценки СЧМ должны создаваться на основе обобщения тех данных, которые получены в ходе многолетней работы коллективов проектировщиков, испытателей и эксплуатационников. Учет необходимости обобщения практических данных приводит авторов концепции к выводу, что основным средством решения проблем ИПП в математическом плане должна стать статистика, как описательная, так и математическая. Именно в этом и состоит одно из главных отличий процессуального подхода от системного, где главным научным орудием считается моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

Включение в сферу  ИПП этапов испытания и эксплуатации представляется нецелесообразным по целому ряду причин. Укажем на некоторые из них. Как отмечалось, сейчас высказывается  идея о необходимости при решении  инженерно-психологических задач  исходить из принципа обслуживания деятельности человека машинами и соответственно учитывать прежде всего позитивные возможности человека как действительного  субъекта труда, т. е. то, что составляет не недостатки его, а преимущества по сравнению с машиной. Процессуальная концепция, включающая в ИПП этапы  испытания и эксплуатации, исходит  из консервативной стратегии проектирования эргатических систем, где, как правило, отталкиваясь от предполагаемых (или  получаемых в процессе испытаний  и эксплуатации) технических возможностей машины, определяют место и функции  человека-оператора (коллектива операторов). При этом учитывается преимущественно  ограниченность возможностей человека. Например, один из авторов процессуальной концепции Б. А. Смирнов отмечает, что создание новых эффективных  систем “человек – машина” требует  решения всего комплекса задач, связанных с определением требований, предъявляемых такими системами  к оператору (коллективу операторов). Но такая стратегия проектирования, несмотря на постоянно подчеркиваемую авторами направленность на широкое  практическое использование инженерно-психологических  факторов, может, как показывают специальные  исследования, на самом деле привести к противоположному результату –  к недоучету инженерно-психологических  факторов при разработке и проектировании СЧМ.

Информация о работе Определение инженерной психологии