Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Такое положение
обусловлено несколькими
Выбор для критического
разбора упомянутых концепций объясняется
не только основательностью их разработки,
но и тем обстоятельством, что
при их разработке по существу были
заложены предпосылки для
При использовании
системного подхода существенным представляется
требование о необходимости изучения
деятельности как объекта проектирования
лишь при точной идентификации места
этого частного объекта в системе
управления. Таким образом, важное теоретико-методологическое
значение приобретает конкретное понимание
системы “человек – машина”, или
эргатической системы. Второй аспект ИПП
связан с понятием СЧМ. При этом важны
не столько констатация
Антропоморфная и
Антропоморфная (антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы) концепция, предложенная В.Я.Дубровским и Л.П.Щедровицким, представляет собой один из вариантов применения идей системного подхода и строится на фундаменте, в основу которого заложены следующие посылки:
1. Человек – рефлексивный элемент системы. Эта рефлексивность выражается, в частности, в том, что объект управления или вся система в целом вместе с человеком могут быть отображены в сознании человека.
2. Цель системы
является содержанием сознания
человека - оператора. Эта цель
рефлексивно определяет
3. Способ достижения
цели человеком социально
Исходя из этих посылок, вся концепция сводится к следующим методологическим положениям:
1) включение человека в информационно-управляющую систему независимо от того, на что рассчитывал проектировщик, превращает эту систему в объект принципиально иного типа, который уже не может быть представлен в виде “поточной” системы; этот объект (то есть то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности) – система человеческой деятельности;
2) в системах
человеческой деятельности
3) человек и машина не могут рассматриваться как компоненты системы “человек – машина”;
4) особенности способа
функционирования человека в
системе не позволяют
Легко заметить, что
констатация этих положений дает
чисто негативное решение одной
из основных инженерно-психологических
задач – задачи распределения
функций между человеком и
техническими устройствами. Авторы концепции
неизбежно приходят к заключению,
что бессмысленно говорить о распределении
функций между человеком и
машиной. Способ функционального
Не вызывает сомнения,
что один из центральных вопросов,
составляющих краеугольный камень любой
концепции ИПП, – это вопрос о
том, являются ли человек и машина
компонентами системы “человек –
машина” или же они не могут
рассматриваться как таковые. Как
мы видим, сторонники антропоморфного
подхода дают на него отрицательный
ответ. В то же время, по мнению ряда
авторов, изучение систем “человек –
автомат”, “человек – машина” как
единого функционального целого
может и должно осуществляться подобно
изучению других сложных систем. Подход
к человеку как к особому звену,
включенному в систему
А. А. Крылов раскрывает
содержание концепции человека-оператора
в двух разных аспектах. Он характеризует
автоматизированную систему управления
как систему, включающую человека в
качестве одного из своих звеньев, и
рассматривает человека как звено
системы управления, осуществляющее
необходимую обработку
Спорно и положение
авторов антропоморфной концепции
о том, что включение человека
в информационно-управляющую
Уже на основе приведенных мнений можно поставить под сомнение действенность главного вывода о бессмысленности постановки проблемы распределения функций. Однако целесообразно высказать несколько замечаний непосредственно по этому вопросу.
В качестве достаточно веских аргументов в поддержку своей позиции по проблеме распределения функций авторы антропоморфной концепции выдвигают мнение Н.Джордана и У. Синглтона. Однако интерпретация ими мнений этих действительно крупных исследователей проблемы распределения функций не всегда оказывается правильной. Ведь из констатации Н. Джорданом принципиальных трудностей решения проблемы и формирования им концепции взаимодополнительности человека и машины никак не следует, что Н. Джордан отрицал важность и необходимость распределения функций. Анализируя работы Н. Джордана и У. Синглтона, авторы антропоморфной концепции не обратили внимания на одно существенное обстоятельство, имеющее в данном случае первостепенное значение. Отношение Н. Джордана и У. Синглтона к проблеме распределения функций явилось скорее всего следствием неэффективности приложения существующих в то время (начало 60-х годов) методов к ее решению, чем задачей ее дискредитации. Говоря иными словами, они проводили мысль, что методы решения неприложимы к практическому решению проблемы распределения функций. Ни Н. Джордан, ни У. Синглтон не ставили перед собой цели установить истинность или ложность проблемы распределения функций. Как это ни парадоксально, но эти авторы считают, что инженерная психология направлена как раз на решение проблемы распределения функций. Недаром эта проблема остается для одного из них центральной и в настоящее время.
То обстоятельство, что проблему распределения функций нельзя во многих случаях решить “прямой атакой”, не должно вызывать сомнения в необходимости этого этапа при ИПП. Целесообразность его подтверждена неоднократно.
Вышеприведенный анализ
позволяет сделать одно общее
замечание. Построение концепции ИПП
– сложнейшая задача, решение которой
вряд ли возможно с помощью умозрительного
конструирования. Такое конструирование
может создать лишь видимость
решения этой важной проблемы. Именно
поэтому оказалось крайне трудно
найти сколько-нибудь эффективное
приложение антропоморфной концепции
к решению конкретных задач инженерно-
Вместе с тем
не нужно недооценивать смысл
идей, заложенных в антропоморфной
концепции. Они не только способствовали
определенной переориентации исследователей
на проблематику ИПП, но и утвердили
критический взгляд на него и связанные
с ним задачи, исключив саму возможность
сомнения в необходимости и
В качестве альтернативы
антропоморфной концепции в последние
годы сформировалась концепция, определенная
выше как процессуальная. Если в
антропоморфной концепции полемическое
острие было направлено против исходных
постулатов инженерной психологии, то
в процессуальной – против самого
предмета инженерной психологии и одного
из ее основополагающих принципов –
принципа гуманизации. Весьма примечателен
фон, который предопределил
Основываясь на развиваемых
в рамках логико-статистического
подхода положениях, авторы также
подвергают ревизии исходные основания
инженерной психологии. Они выступают
против точки зрения, согласно которой
предметом инженерной психологии является
система “человек – машина”, и
предлагают в качестве такого предмета
рассматривать логические переходы
между отдельными видами деятельности
человека-оператора. Они доказывают
также, что инженерно-психологические
проблемы имеют тенденцию к
Включение в сферу
ИПП этапов испытания и эксплуатации
представляется нецелесообразным по целому
ряду причин. Укажем на некоторые из
них. Как отмечалось, сейчас высказывается
идея о необходимости при решении
инженерно-психологических