Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Так, Д. Мейстером
и его сотрудниками при исследовании
влияния инженерно-
Однако еще большее
возражение вызывает система методологических
принципов, развитая в рамках обсуждаемого
подхода. Она направлена против одного
из основных принципов инженерной психологии
– принципа гуманизации. “Несостоятельность
последнего в том, – пишут авторы
процессуальной концепции, – что
он требует создания наиболее благоприятных
условий для работы человека без
учета технических, экономических
и прочих условий, что в конечном
итоге снижает эффективность
СЧМ в целом”. Однако подобная интерпретация
принципа гуманизации чрезвычайно
узка и по сути неверна. Системный
подход, против которого выступают
авторы, как раз утверждает необходимость
всестороннего рассмотрения всего
многообразия факторов, определяющих
эффективность системы, причем такого
рассмотрения, которое на первый план
выдвигает развитие творческого
потенциала человека. Ошибка авторов
процессуального подхода
Таким образом, если антропоморфная концепция инженерно-психологического проектирования приводила при практической ее реализации к тупику, то и “процессуальные” представления об инженерно-психологическом проектировании не могли быть основой для научного решения задач, возникающих при создании принципиально новых эргатических систем.
Совершенно естественным
при таком положении
В настоящее время
этим требованиям в значительной
мере соответствует концепция ИПП,
определенная выше как системно-
Системно-антропоцентрическая
концепция инженерно-
Системно-антропоцентрическая концепция ИПП, с одной стороны, основывается на психологической теории деятельности, утверждающей, что важнейшей характеристикой деятельности является ее предметность, а с другой – позволяет уже на данном этапе предложить практически реализуемые и удобные в плане разработки эргатических систем методы проектирования деятельности.
Мы уже видели, что ИПП получает различную интерпретацию в зависимости от того, что принимается в качестве исходного момента. В частности, важное теоретико-методологическое значение приобретает, как отмечалось, конкретное понимание системы “человек – машина”. “Точное определение (системы) на этом этапе (изучения системы) имеет величайшее значение, так как всякая неясность здесь скажется на всем последующем анализе” – это утверждение У. Эшби как нельзя лучше подходит к ИПП.
В результате анализа
различных определений системы,
полученных в контексте общей
теории систем и в теории функциональной
системы П. К. Анохина, с учетом известных
положений психологической
Таким образом, в
системно-антропоцентрической
Одной из наиболее
важных сторон любой концепции является
предлагаемая в ней схема процесса
проектирования деятельности. В данной
концепции собственно проектирование
деятельности рассматривается как
этап общесистемной разработки, а
потому для определения места
и значения этого этапа необходимо
рассмотреть процесс
В настоящий момент
существуют достаточно многообразные
представления об этом процессе, что
может оказать и оказывает
существенное влияние на собственно
инженерно-психологическую
На первом этапе, который мы условно назовем системным синтезом, осуществляются следующие основные операции:
1) уточняется комплекс
задач, возлагаемых на
2) определяется
класс, к которому должна
3) задается предварительная
организация системы, включая
совокупность иерархических
Второй этап проектирования ЭС – этап функционального синтеза, характеризуется тем, что на данном этапе проектирования определяются место и роль каждого элемента и подсистемы (в том числе и человека) ЭС в решении поставленных перед нею задач. В частности, на этом этапе определяется необходимый уровень автоматизации, т. е. в общем виде решается вопрос о распределении функций между человеком и автоматическими устройствами.
Третий этап проектирования ЭС – этап операционного синтеза, заключается в разработке операционных структур, определяющих способы выполнения элементами и подсистемами ЭС возложенных на них функций. Если на втором этапе выяснялось, что должны делать элементы и подсистемы ЭС, то на третьем этапе предопределяется, как они это будут делать, т. е. на этапе операционного синтеза определяются не только способы, но и средства выполнения функций элементами системы.
Следует учитывать, что процесс проектирования ЭС – это не однонаправленный процесс последовательного движения от этапа к этапу, а сложное “челночное” движение, при котором в зависимости от полученных результатов можно либо вернуться назад, либо идти дальше.
Итак, проблема проектирования
деятельности возникает уже на этапе
функционального синтеза и
1. Где будет находиться человек?
2. Что и в какой последовательности он будет делать в эргатической системе?
3. Как и какими средствами он будет выполнять свои функции?
В процедуре проектирования деятельности также удается вычленить три фазы. Каковы же эти фазы?
Прежде всего, определяется
позиция человека в эргатической
системе. Дело в том, что даже самое
общее рассмотрение позволяет различить
крупные категории подсистем, такие
как главные и обслуживающие,
локальные и дистанционные. Гла
Вопрос о позиции
человека в ЭС обычно решается до того
момента, когда инженерный психолог
привлекается к разработке системы,
и поэтому в инженерно - психологической
литературе почти не нашел освещения.
Между тем уже на этой фазе проектирования
деятельности инженерный психолог может
внести значительный вклад в дальнейшую
разработку эргатической системы. Это
хорошо видно на примере одного подхода
к выбору позиции человека в ЭС,
сформулированного
I. Разработка локальной подсистемы
1. Определение
2. Анализ локальной подсистемы с точки зрения соответствия антропометрическим требованиям.
3. Анализ экологических
факторов (условий окружающей среды,
влияющих на деятельность
4. Анализ конфигурации локальной подсистемы с точки зрения удовлетворения антропометрических требований.
5. Поиск путей компенсации несоответствия между экологическими требованиями и требованиями со стороны человека (например, разработка специальных скафандров).
6. Определение критериев
для оценки эффективности
7. Выяснение вопроса
о том, является ли
8. Определение возможных
путей для компенсации
9. Принятие решения об использовании человека в локальной подсистеме.
II. Разработка главной подсистемы
10. Оценка возможных
технических средств для
11. Оценка возможных
средств для осуществления
12. Поиск путей
повышения эффективности
(профотбор, тренировка, формирование мотивации т. д.).
13. Разработка задания
на проектирование
III. Максимизация эффективности подсистем
14. Оценка эффективности деятельности человека.
15. Проверка соответствия
оценки эффективности и
16. Поиск путей оптимизации деятельности (тренировка, формирование
мотивации).
17. При негативном решении в отношении пункта 16 – разработка
альтернативной подсистемы.
18. Разработка требований
к техническим средствам,
оптимизацию деятельности человека. Модификация технических средств.
IV. Разработка обслуживающей подсистемы
19. Определение альтернативных
и аддитивных возможностей
20. Определение аддитивных технических средств.
21. Распределение функций внутри обслуживающей подсистемы.
22. Определение дополнительных требований к деятельности.