Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
изучить влияние темперамента на стиль индивидуальной деятельности;
определить типы темперамента учителей в исследуемой группе;
исследовать стили педагогической деятельности учителей;
выявить взаимосвязь между темпераментом и стилем педагогической деятельности.
Введение
Перестройка системы народного образования поднимает функционирование школы на новую, более высокую ступень предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их деятельности.
Мастерство педагога как классного руководителя проявляется прежде всего в сфере его общения с учащимися. Именно поэтому в последние годы усилился интерес педагогической и психологической науки к проблеме педагогического общения как сложному многоаспектному процессу взаимодействия в системе «учитель — ученик». Важным аспектом данной проблемы является вопрос об индивидуальном стиле учителя.
В работах последних годов эти вопросы подвергаются тщательному рассмотрению. Например, в работе «Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование. Методические рекомендации»1 рассматриваются вопросы, связанные с методикой формирования индивидуального стиля деятельности молодых педагогов: описываются теоретические подходы к диагностике и развитию индивидуального стиля; прослеживается влияние индивидуального стиля на творчество учителя, а также дается программа развития индивидуального стиля. Этой же проблемы касается О. А. Слепичева. В статье «Формирование индивидуального стиля деятельности – одно из условий профессиональной подготовки будущих учителей».2
Однако
особенностью всех этих работ является
разработка проблемы формирования индивидуального
стиля в контексте общей
В связи с этим актуальной кажется постановка цели работы как изучение влияния темперамента учителя на стиль педагогической деятельности.
Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
Объектом исследования является тип темперамента и стиль педагогической деятельности педагога.
Предмет исследования: влияние типа темперамента на стиль педагогической деятельности.
Гипотеза исследования: темперамент определяет стиль педагогической деятельности.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Среди индивидуальных
особенностей личности, которые ярко
характеризуют поведение
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент
отражает динамические аспекты поведения,
преимущественно врожденного
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Темперамент
относится к числу таких
Рассматривая психические процессы — познавательные, эмоционально-волевые, внимание, речь, их содержательную и процессуальную характеристики,— мы отмечали, что некоторые из процессуальных характеристик (устойчивость, переключаемость, объём и др.) изменяются под влиянием мотивов, состояний, упражнений и могут формироваться в процессе обучения и воспитания, но имеются и такие качества личности, которые, будучи достаточно устойчивыми, почти не изменяются под воздействием вышеназванных причин в процессе жизни человека. Их особенности обусловлены биологической организацией нервной системы. Известно, что личностью не рождаются, а становятся постепенно, но прежде чем человек станет личностью, у него наблюдаются определенные индивидуальные особенности психики. Эти индивидуальные особенности, присущие только данному человеку и образующие психологическую почву, на которой вырастают другие свойства личности, называют темпераментом. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые, определяют динамическую сторону психической деятельности человека: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстроту ума, длительность сосредоточения внимания); интенсивность психических процессов (например, силу эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, своим идеям и образам).
На базе
любого темперамента можно воспитать
у себя любые черты личности и
что среди великих людей
Характерной особенностью темперамента является то, что он проявляется у человека в различной обстановке: и в том, как человек говорит и общается с другими людьми, и в том, как огорчается или радуется, и в том, как он работает и отдыхает, и в том, как он ходит и как реагирует на различные события. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
Под темпераментом
следует понимать индивидуально-своеобразные
свойства психики, определяющие динамику
психической деятельности человека,
которые одинаково проявляются
в разнообразной деятельности независимо
от ее содержания, целей, мотивов и
остаются почти неизменными в
процессе жизни. Название «темперамент»
происходит от латинского слова temperamentum,
что значит «соотношение частей». Древнегреческий
врач и естествоиспытатель Гиппократ
(V в. до н. э.) полагал, что у
одних людей в организме
Интересную
психологическую характеристику темпераментов
дал известный немецкий философ
XVIII в. Кант. Он говорил, что у сангвиника
основное стремление есть
стремление к наслаждению,
соединенное с легкой возбуждаемостью
чувствований и с их малой продолжительностью.
Он увлекается всем, что ему приятно.
Склонности его непостоянны, и нельзя
слишком много на них рассчитывать.
Доверчивый и легковерный, он любит
строить проекты, но скоро бросает.
У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.
Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствий, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.
И наконец, по мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.
От чего же зависят различия людей по темпераменту?
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. В лабораториях Павлова, где на собаках изучались условные рефлексы, обнаружилось, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других образуются медленно и быстро угасают; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, другие при сильных раздражителях впадают в тормозное состояние; у одних животных динамический стереотип изменяется быстро, у других проявляет большую инертность. И. П. Павлов предположил, что все это зависит от особенностей высшей нервной деятельности животных. Он открыл и описал эти особенности.
Во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки. Например, в условиях лаборатории силу нервной системы определяли с помощью сверхсильных раздражителей, давали, например, нестерпимо громкую сирену или громкую трещотку и смотрели, способен ли организм в этих условиях вырабатывать условные связи.
Другая
основная особенность — уравновешенность
процессов возбуждения и
И наконец, третье свойство нервной системы — подвижность. Под подвижностью понимают способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
И. П. Павлов пришел к выводу, что в основе каждого из четырех типов темперамента лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.
Основные свойства темперамента.
Темперамент тесно связан с другими особенностями личности.
Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).
Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни человека. Характеризуя роль темперамента, советский психолог В. С. Мерлин приводит очень образное сравнение: «Представьте себе,— пишет он,— две реки — одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...
Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей».
О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам. Поскольку каждому важно научиться определять свой собственный темперамент и темперамент своих близких, охарактеризуем эти признаки.
Сензитивность,
или чувствительность. О ней судят
по тому, какая наименьшая сила внешнего
воздействия необходима для того,
чтобы у человека возникла та или
иная психическая реакция, с какой
скоростью эта реакция
Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: «вспыльчивый»; заводится с полоборота», а о других: «Не поймешь, обрадовался пли огорчился...»
Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т. д.
Особое свойство — соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (захотелось!) причин; другие сами сознательно определяют линию своего поведения.
Информация о работе Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов