Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
изучить влияние темперамента на стиль индивидуальной деятельности;
определить типы темперамента учителей в исследуемой группе;
исследовать стили педагогической деятельности учителей;
выявить взаимосвязь между темпераментом и стилем педагогической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.docx

— 98.83 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник  Айзенка по определению темперамента

Инструкция: «Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т.к. это не испытание умственных способностей».

 

Вопросы

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
  2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?
  3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
  4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?
  5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?
  7. Часто ли у вас  бывают  спады и подъёмы настроения?
  8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?
  9. Возникало ли у вас  когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой для этого причины  не было?
  10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на всё?
  11. Смущаетесь ли вы, хотя хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
  12. Бывает ли когда- нибудь, что разозлившись вы выходите из себя?
  13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
  14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
  16. Верно ли, что вас легко задеть?
  17. Любите ли вы  часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими?
  19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что всё горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
  20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
  21. Много ли вы мечтаете?
  22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
  23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
  24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чём-то виноваты?
  25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в весёлой компании?
  26. Можно ли сказать, что нервы у вас бывают натянуты  до предела?
  27. Слывете ли вы человеком живым и весёлым?
  28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
  29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
  30. Бывает ли, что вы передаёте слухи?
  31. Бывает ли, что вам не спиться из-за того что в голову лезут разные мысли?
  32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?
  33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
  34. Нравиться ли  вам работа, требующая сосредоточения?
  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
  36. Всегда ли вы говорите правду?
  37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
  38. Раздражительны ли вы?
  39. Нравиться ли вам работа, требующая быстродействия?
  40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя всё кончилось благополучно?
  41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
  42. Опаздываете ли вы когда нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
  43. Часто ли вам сняться кошмары?
  44. Верно ли, что вы та к любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
  46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться  с друзьями?
  47. Вы нервный человек?
  48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?
  49. Вы уверенный в себе человек?
  50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
  51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
  53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
  54. Бывает ли что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли вы о своём здоровье?
  56. Любите ли вы подшутить над другими?
  57. Страдаете ли вы бессонницей?   

 

Обработка результатов

    Экстраверсия - находиться сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53,56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41,51.

     Если сумма баллов равна 0 - 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

     Если 15 - 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

     Если 11 - 14, то вы амбиверт, общаетесь,  когда вам это нужно.

    Невротизм - находиться количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если количество ответов «да» равно 0 - 10, то - эмоциональная устойчивость.

     Если 11 - 16, то эмоциональная впечатлительность.

     Если 17 - 22, то появляются отдельные  признаки расшатанности нервной  системы.

     Если 23 - 24, то невротизм, граничащий  с патологией, возможен срыв, невроз.

    Ложь - находиться сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

     Если набранное количество баллов 0 - 3 - норма человеческой лжи, ответам  можно доверять.

     Если 4 - 5, сомнительно.

     Если 6 - 9, то ответы недостоверны.

     Если ответам можно доверять, по полученным данным строиться  график.

 

 

 

 

 

 













   




 


 

 

 

Сангвиник-Экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, весёлый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

   Холерик-Экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбуждён, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.

    Флегматик-Интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надёжный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

    Меланхолик-Интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, он чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям.

В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению  результатов деятельности (стресс кролика).

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей  педагогической деятельности

Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы  помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все  колонки). Подсчитав количество галочек  в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).

Вопросы

Варианты  ответов

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

Вы  составляете подробный план урока?

Нет

Да 

Нет

Да

Вы  планируете урок лишь в общих чертах?

Да 

Нет

Да 

Нет

Часто ли вы отклоняетесь от плана урока?

Да 

Да 

Да 

Нет

Отклоняетесь  ли Вы от плана, заметив пробел в  знаниях учащихся или трудности  в усвоении материала?

Нет

Да 

Да 

Да 

Вы  отводите большую часть урока  объяснению нового материала?

Да 

Да 

Нет

Нет

Вы  постоянно следите за тем, как  усваивается новый материал в  процессе объяснения?

  Нет 

Да 

Да 

Да 

Часто ли вы обращаетесь к учащимся с  вопросами в процессе объяснения?

Нет

Да 

Да 

Да 

В процессе опроса много ли времени  вы отводите ответу каждого ученика?

Нет

Нет

Да 

Да 

Вы  всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

Нет

Да 

Да 

Да 

Вы  всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил ответ?

Нет

Нет

Да 

Да 

Вы  часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

Да 

Да 

Да 

Нет

Вы  часто меняете темы работы на уроке?

Да 

Да 

Нет

Нет

Допускаете  ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно  перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового материала?

Да 

Да 

Да 

Нет

Вы  сразу отвечаете на неожиданные  вопросы учащихся?

Да 

Нет

Нет

Нет

Вы  постоянно следите за активностью  всех учащихся во время опроса?

Нет

Да 

Нет

Нет

Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести  Вас из равновесия?

Да 

Да 

Нет

Нет

Вы  всегда сами исправляете ошибки учащихся?

Да 

Да 

Нет

Нет

Вы  всегда укладываетесь в рамки  урока?

Нет

Нет

Да 

Да 

Вы  строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные  работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

Нет

Да 

Нет

Да 

Вы  всегда подробно оцениваете каждый ответ?

Нет

Да 

Да 

Да 

Резко ли различаются Ваши требования к  сильным и слабым ученикам?

Да 

Нет

Нет

Нет

Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?

Да 

Да 

Да 

Нет

Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

Нет

Да 

Нет

Да 

Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

Нет

Да 

Нет

Да 

Часто ли Вы повторяете пройденный материал?

Нет

Да 

Да 

Да 

Вы  можете перейти к изучению следующей  темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

Нет

Да 

Да 

Нет

Как Вы думаете, учащимся обычно интересно  у Вас на уроках?

Да 

Да 

Да 

Нет

Как Вы думаете, учащимся обычно приятно  у Вас на уроках?

Да 

Да 

Да 

Нет

Вы  постоянно поддерживаете высокий  темп урока?

Да 

Да 

Нет

Нет

Вы  сильно переживаете невыполнение учащимися  домашнего задания?

Нет

Да 

Нет

Нет

Вы  всегда требуете четкого соблюдения дисциплины а уроках?

Нет

Да 

Нет

Да 

Вас отвлекает "рабочий шум" на уроке?

Нет

Да 

Нет

Да 

Вы  часто анализируете свою деятельность на уроке?

Нет

Да 

Нет

Да 


 

Примечание. Наибольшее количество ответов "да" в одной из колонок свидетельствует  с определенной долей вероятности  о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.

 

1 Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование. Методические рекомендации Авторы: Рожков М.И., Иванова Н.Л., Чернявская А.П., Бекетова Н.Е.. Ярославль: ЯГПУ, 1995.

2 О. А. Слепичева. Формирование индивидуального стиля деятельности – одно из условий профессиональной подготовки будущих учителей // Довузовская подготовка в условиях реализации системы непрерывного образования. Благовещенск, 2000.

3 Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48.

4 Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.

5 Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

6 Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.

7 Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48.

8 Бодалев А. А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185 – 192.

 


Информация о работе Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов