Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
изучить влияние темперамента на стиль индивидуальной деятельности;
определить типы темперамента учителей в исследуемой группе;
исследовать стили педагогической деятельности учителей;
выявить взаимосвязь между темпераментом и стилем педагогической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник Айзенка по определению темперамента
Инструкция: «Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т.к. это не испытание умственных способностей».
Вопросы
Обработка результатов
Экстраверсия - находиться сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53,56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41,51.
Если сумма баллов равна 0 - 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15 - 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11 - 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.
Невротизм - находиться количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если количество ответов «да» равно 0 - 10, то - эмоциональная устойчивость.
Если 11 - 16, то эмоциональная
Если 17 - 22, то появляются отдельные
признаки расшатанности
Если 23 - 24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.
Ложь - находиться сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Если набранное количество
Если 4 - 5, сомнительно.
Если 6 - 9, то ответы недостоверны.
Если ответам можно доверять,
по полученным данным
Сангвиник-Экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, весёлый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
Холерик-Экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбуждён, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.
Флегматик-Интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надёжный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
Меланхолик-Интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, он чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям.
В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности
Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).
Вопросы |
Варианты ответов | |||
ЭИС |
ЭМС |
РИС |
РМС | |
Вы составляете подробный план урока? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Вы планируете урок лишь в общих чертах? |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? |
Нет |
Да |
Да |
Да |
В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Вы
всегда добиваетесь абсолютно |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил ответ? |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Вы
часто используете |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Вы часто меняете темы работы на уроке? |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового материала? |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Часто ли Вы контролируете знания учащихся? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Часто ли Вы повторяете пройденный материал? |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Вы
постоянно поддерживаете |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины а уроках? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Вас отвлекает "рабочий шум" на уроке? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Примечание. Наибольшее количество ответов "да" в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
1 Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование. Методические рекомендации Авторы: Рожков М.И., Иванова Н.Л., Чернявская А.П., Бекетова Н.Е.. Ярославль: ЯГПУ, 1995.
2 О. А. Слепичева. Формирование индивидуального стиля деятельности – одно из условий профессиональной подготовки будущих учителей // Довузовская подготовка в условиях реализации системы непрерывного образования. Благовещенск, 2000.
3 Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48.
4 Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.
5 Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
6 Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.
7 Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48.
8 Бодалев А. А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185 – 192.
Информация о работе Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов