Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
изучить влияние темперамента на стиль индивидуальной деятельности;
определить типы темперамента учителей в исследуемой группе;
исследовать стили педагогической деятельности учителей;
выявить взаимосвязь между темпераментом и стилем педагогической деятельности.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик -самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.
Под индивидуальным
стилем деятельности понимают такую
индивидуальную систему приемов
и способов действия, которая характерна
для данного человека и целесообразна
для достижения успешного результата.
Человек обычно выбирает такие приемы
и способы выполнения действия, которые
в наибольшей степени соответствуют
его темпераменту, но выбирает он их
не всегда осознанно. Задача преподавателя,
мастера — оценить
Определенное
сочетание свойств
Индивидуальный
стиль деятельности не сводится к
темпераменту, он определяется и другими
причинами, включает умения и навыки,
сформировавшиеся под влиянием жизненного
опыта. Индивидуальный стиль деятельности
можно рассматривать как
Tо, что
мы, наблюдая за человеком,
Ядро
индивидуального стиля
1. Приобретаемые
в опыте и носящие
2. Способствующие
максимальному использованию
Педагогическое
общение – это профессиональное
общение преподавателя с
А.А. Леонтьев считал, что общение учителя с учениками должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать оптимизации учебно – воспитательного процесса.
Требования товарищеских отношений в советской школе возникли с первых дней ее возникновения. За это ратовали известные педагоги того времени: Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, считая, что коллективное сотрудничество – основа общения учителя и учащихся.
Но, пожалуй, больше других эта проблема волновала А.С. Макаренко и В.С. Сухомлинского. Исходя из гуманной направленности школы, А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.
Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А. Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом – самое слабое и наиболее уязвимое место советской школы, он требовал от учителя мастерского владения им: "… каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным…" [26].В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания.
Работы многих советских педагогов, таких, как: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т. И Гончаровой, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шатолова, М.П. Щетинина и других, было доказано, что эффективное обучение возможно только на позициях педагогики сотрудничества. Все они говорят: учитель идет на встречу детям, он стоит на точке зрения ребенка, как на платформе, с которой ведет за собой.
Понятие "педагогическое общение" стало предметом специальных научно – педагогических исследований сравнительно недавно – в 70 – 80-ее годы 20 века.
Проблемой изучения структуры педагогического общения занимались Н.С. Трубецкой, А. Гардинер, Р.О. Якобсон, В.А. Артемов, Я. Яноушек и другие.
В целом
ряде работ (А.В. Бельский, В.А. Артемов,
Л.Д. Ревтова, В.И. Кадомцев и др.) были
сделаны попытки
Также в
педагогической деятельности достаточно
активно исследуются
Общение
пронизывает всю систему
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности (В.А. Канн – Калик):
Стиль педагогического общения – это устойчивая форма способов и средств педагогического взаимодействия людей друг с другом. А.А. Лобанов под стилем педагогического общения понимает специфическую систему способов воздействия на школьников со стороны учителя.
В.А. Канн
– Калик определяет стиль общения
как индивидуально-
В стиле отражаются характерная для педагога манера обращения к ученикам, особенности предъявления им своих требований, отношение к учащимся со стороны учителя.
Стиль характеризуется такими параметрами: тон речевого обращения к учащимся (доброжелательным, безразличным или официальным) и форма речевого обращения (приказ, требование, совет, просьба).
Стиль педагогического
общения проявляется также в
особенностях педагогом поощрений
и наказаний к своим
Различные
особенности стиля общения
В психолого-педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Для педагогов,
которым свойственен
Для педагогов,
ориентирующихся на демократический
стиль руководства, характерно стремление
к опоре на мнение своих подопечных,
к учету их интересов, желаний
и особенностей, к тактичному и
корректному решению с ними всех
возникающих вопросов и противоречий.
В отличие от авторитарного требования
предъявляются в тактичной, не оскорбляющей
достоинства учеников корректной форме.
Следует отметить, что термин "демократический
стиль" - это не дань современной
моде, так как понятие
Для представителей
либерального стиля характерно стремление
к уходу от конфликтных ситуаций,
от столкновения с окружающими, в
том числе и со своими учениками.
Вместо требований они предпочитают
уговоры и увещевания воспитанников,
а порой просто выполняют за них
какую-нибудь часть поручений. Этот
стиль может проявляться в
попустительстве или
В.А. Канн Калик установил наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным, по его мнению, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью:
В основе
этого стиля - единство высокого профессионализма
педагога и его этических установок.
Ведь увлеченность совместным с учащимися
творческим поиском - результат не только
ком- муникативной деятельности учителя,
но в большей степени его
Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношений с детьми В.Ф. Шаталов, И.П. Волков и др.
Достаточно
продуктивным является и стиль педагогического
общения на основе дружеского расположения.
Такой стиль общения можно
рассматривать как предпосылку
успешной совместной учебно-воспитательной
деятельности. В известной мере он
как бы подготавливает выделенный выше
стиль общения. Ведь дружеское расположение
- важнейший регулятор общения
вообще, а делового педагогического
общения особенно. Это стимулятор
развития и плодотворности взаимоотношений
педагога с учащимися. Дружественность
и увлеченность совместным делом - стили
общения, тесно связанные между
собой. Увлеченность общим делом - источник
дружественности и одновременно
дружественность, помноженная на заинтересованность
работой, рождает совместный увлеченный
поиск. Говоря о системе взаимоотношений
педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко
утверждал, что педагог, с одной
стороны, должен быть старшим товарищем
и наставником, а с другой - соучастником
совместной деятельности. Необходимо
формировать дружественность
Информация о работе Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов