Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
изучить влияние темперамента на стиль индивидуальной деятельности;
определить типы темперамента учителей в исследуемой группе;
исследовать стили педагогической деятельности учителей;
выявить взаимосвязь между темпераментом и стилем педагогической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.docx

— 98.83 Кб (Скачать документ)

Система операций индивидуального стиля  учителя зависит от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Причем между операциями педагогического  общения и разноуровневыми индивидуальными  свойствами существует многозначная зависимость.

В индивидуальном стиле учителя между операциями, зависящими от одних и тех же свойств  индивидуальности, имеются статистически  значимые связи, что и обусловливает  целостность системы операций.

Системе операций индивидуального стиля  учителя свойственна широкая  зона неопределенности. Это значит, что достижение одной и той  же педагогической цели, создание одних  и тех же межличностных отношений  возможно с помощью различных  операций педагогического общения.

Системе операций индивидуального стиля  учителя присущи компенсаторные функции.

По данным ряда исследований, характер межличностного общения в значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Так, экстраверсия оказывает влияние  на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при  фрустрации провоцирует возникновение  внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях  нежелательного поведения учащихся и при определенных условиях может  способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может влиять на тон общения учителя  с учащимися, дистанцию в общении, скорость эмоционального реагирования на те или иные действия и поступки учащихся.3

Вместе  с тем среди многообразных  факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам  личности педагога.4 В исследованиях Н. В. Кузьминой5 и А. И. Щербакова6 убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой.

Кроме того, исследования показывают, что высокая  экстрапунитивность педагогов в  социальных фрустрирующих ситуациях  может оказывать отрицательное  влияние на отдельные компоненты педагогической деятельности.

На основе приведенных данных можно выделить следующие профессионально значимые свойства темперамента и личности для  учителя:

  1. экстраверсия — интроверсия;
  2. эмоциональная возбудимость;
  3. экстрапунитивность при фрустрации;
  4. доминирование;
  5. экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность);
  6. педагогические установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися.7

Индивидуальный  стиль учителя формируется на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных операций.8 Выбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами индивидуальности педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, наступает противоположное состояние эмоционального дискомфорта. Таким образом, эмоциональное состояние управляет процессом выбора. В связи с этим помощь в формировании индивидуального стиля педагогического общения должна быть направлена главным образом на организацию самопознания и профессионального самовоспитания учителя.

Развитие  индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю  педагогического общения с социально  ценными целями деятельности, исключающие  подражание и копирование какого-либо образца, являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ  ТЕМПЕРАМЕНТА УЧИТЕЛЯ НА СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация изучения особенностей  темперамента  и педагогического стиля педагогов

Основной  задачей нашего исследования являлась изучить влияние темперамента личности на стиль педагогической деятельности.

База  проведения исследования: Гимназия № 3, г. Пинска.

Особенности выборки: общее число участников – 10 человек, из них из них: мужчин - 3, женщин – 7.

Форма проведения исследования – индивидуальная.

Испытуемым  были выданы:

- бланки  ответов к методикам, используемые  в исследовании;

         - тексты методик Г. Айзенка,  вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Исследование  проводилось в несколько этапов:

1 этап – тестирование респондентов по методике Г. Айзенка,

2 этап – вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности,

3 этап  – обработка и интерпретация  результата.

Опросник  Г. Айзенка по определению темперамента.

Данный  опросник предназначен для определения  типа темперамента личности с помощью  двухфакторной модели - экстравертированности  и нейротизма. Для того чтобы определить типа темперамента испытуемого в  двухфакторной модели Г. Айзенка, был  использован адаптированный вариант  его опросника (57 вопросов) (см. приложение № ). На каждый предлагаемый вопрос следует  ответить «Да» (+) или «Нет» (-). Среднего значения для ответа не предусмотрено. Бланк ответа представлен в приложении № .

Обработка результатов. Обработку результатов  тестирования следует начинать с  определения достоверности ответов  испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в «Ключе», то каждому из них приписывается 1 балл. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению. Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится. При сумме баллов от 0 до 4 - ответы достоверны.

Подсчитывается  сумма баллов по показателю экстраверсия - интроверсия. Баллы за ответы по данному  показателю начисляются так же, как  и по показателю «искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем  экстраверсии в «ключе» опросника, присваивается 1 балл.

По фактору  экстравертированности (экстраверсия - интроверсия) испытуемых можно разделить  на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, то ему  свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет больше 12, то испытуемому  свойственна экстраверсия. Значения баллов от 0 до 12 отражают степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 - экстраверсии.

По показателю нейротизма баллы подсчитываются аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. При этом следует  иметь в виду, что достоверность  результатов тестирования, как это  общепризнан-но психологами, чаще всего  не превышает значения 0,8 (т. е. 80%).

Методика  содержит 4 шкалы: экстраверсия - интроверсия, нейротизма, психотизма и специфическую  шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения  к обследованию.

1. Экстраверсия -- интроверсия. Характеризуя типичного  экстраверта, автор отмечает его  общительность и обращенность  индивида вовне, широкий круг  знакомств, необходимость в контактах.  Он действует под влиянием  момента, импульсивен, вспыльчив,  беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный  интроверт - это спокойный, застенчивый, интровертивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм.  Характеризует эмоциональную устойчивость  или неустойчивость (эмоциональная  стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость -- черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм.  Эта шкала говорит о склонности  к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций,  высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности,  равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму -- состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии -- интроверсии  соответ-ствуют экстравертированному типу, низкие -- интровертированному.

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7--15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8-- 16.

Средние значения по шкале психотизма: 5--12.

Если  по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому  следует отвечать на вопросы более  откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной  деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к  экстравертированному и интровертированному  типам личности. Природа интро- и  экстраверсии усматривается во врожденных свойствах цен-- тральной нервной  системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, ин-троверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам  центральной нервной системы  характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике (см. рисунок) можно  увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Там же приведена  краткая характеристика каждого  типа темперамента. Как правило, следует  говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Сангвиник - быстро приспосабливается к новым  условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают  и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько  непоседлив, нуждается в новых  впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы  в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны  резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент  проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент  часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при  эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые  формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью  и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый  и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен  к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в  отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами -- выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других -- вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Информация о работе Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов