Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
изучить влияние темперамента на стиль индивидуальной деятельности;
определить типы темперамента учителей в исследуемой группе;
исследовать стили педагогической деятельности учителей;
выявить взаимосвязь между темпераментом и стилем педагогической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.docx

— 98.83 Кб (Скачать документ)

В таких  профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента - высокая тревожность, малая помехоустойчивость - не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Каждое  свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия  на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более  частые перерывы для отдыха, чем  другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход}. Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

 

    1. Влияние темперамента на формирование характера

 

Личность  и темперамент связаны между  собой таким образом, что темперамент  выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих  личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность - эти сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность  проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и проявлении еще  до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять  разумное решение по поводу того, как  в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а  потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных  и неправильных реакциях. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает  индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в  конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и  воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно  сформировать у человека качества, которые несвойственны данному  темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и  воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов  был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем  к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

 

    1. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

 

Поскольку каждая деятельность предъявляет к  психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных  для всех видов деятельности. Взять, например, деятельность операторов энергосистем, химкомбинатов и деятельность рабочего на конвейере. Если в первой люди с высокой тревожностью, малой помехоустойчивостью не могут работать, то во второй специальных высоких требований к данным психологцческим особенностям человека нет.  Желательно лишь, чтобы он относительно безболезненно переносил монотонную работу.

Роль  темперамента в труде и учебе  заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными  факторами, педагогическими воздействиями.  От темперамента зависит влияние  различных факторов, определяющих уровень  нервнопсихического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.  п.).

Существует  четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности·

Первый  путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить  к данной деятельности лиц, которые  не обладают необходимыми свойствами темперамента.  Данный путь реализуют  лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности (диспетчеры энергосистем, горноспасатели, водолазы, летчики и т. п.) Деятельность в  этих профессиях связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.

Второй  путь приспособления темперамента к  деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). При этом обучение и воспитание должны не менять темперамент, а помогать учащемуся преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать  его положительные стороны.  Сказанное  имеет прямое отношение и к  мастеру производственного обучения, к управлению им собственным темпераментом. Tак, например, представитель холерического   темперамента   должен   использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм, и сдерживать такие отрицательные  проявления, как вспыльчивость, аффективность, раздражительность.

Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента (мягкость, отзывчивость, тактичность) и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость  и нерешительность.

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс.  От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими учащимися, аккуратности и порядка в работе.  Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах.  Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку  чрезмерная строгость и резкое повышение  требований к этим учащимся еще больше затормаживают их, снижают работоспособность. Очень важно помочь им войти в  коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе.  На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время  их ответа спокойную обстановку, большую  роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание  мастера должны привлекать учащиеся флегматики, которым, к сожалению.  обычно не уделяется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, У флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников  нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.

Четвертый, основной и наиболее универсальный  путь приспособления темперамента к  требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля.

Одни  и те же задания и требования в  какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно  учитывать свойства темперамента и  сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек  выбирает такие приемы и способы  выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят  от обусловленных темпераментом  часто совершенно непроизвольных и  неподотчетных форм реагирования и  особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в той случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный  стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется  в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального  стиля деятельности наблюдаются  уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач  игрового характера.

Динамические  черты личности человека выступают  не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем  достижений, т.е. конечным результатом  действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости  от особенностей темперамента люди различаются  не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью, установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями  темперамента. В этих исследованиях  рассматривался индивидуальный стиль  деятельности как путь к достижению результатов или способ решения  определенной задачи, обусловленной  главным образом типом нервной  системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Информация о работе Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов