Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Задачи, которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:
изучить влияние темперамента на стиль индивидуальной деятельности;
определить типы темперамента учителей в исследуемой группе;
исследовать стили педагогической деятельности учителей;
выявить взаимосвязь между темпераментом и стилем педагогической деятельности.
Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С. Макаренко отмечал, что никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны фривольного тона, зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми.
Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
Довольно
распространенным является общение-дистанция.
Этот стиль общения используют как
опытные педагоги, так и начинающие.
Суть его заключается в том, что
в системе взаимоотношений
Превращение
"дистанционного показателя" в
доминанту педагогического
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Авторитет, по мнению Н.Д. Никандрова, должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Авторитет педагога можно рассматривать как итог его творческой отдачи.
В системе
школьного обучения стиль общения
влияет не только на отношение учащихся
к предмету, но и на общее настроение
детей, атмосферу их эмоционального
благополучия в деятельности. Так, по
данным А.А. Бодалева и Л.И. Криволапа,
состояние спокойного удовлетворения
и радости относительно чаще возникает
у учащихся из тех классных коллективов,
во главе которых стоит
Демократичные
формы общения педагога с учащимися
положительно сказываются на эффективности
учебно-воспитательного
Общение-дистанция
в известной степени является
переходным этапом к такой негативной
форме общения, как общение-устрашение.
Этот стиль общения, к которому также
иногда обращаются начинающие учителя,
связан в основном с неумением
организовать продуктивное общение
на основе увлеченности совместной деятельностью.
Ведь такое общение сформировать
трудно, и молодой учитель нередко
идет по линии наименьшего
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
Не менее
отрицательную роль в работе с
детьми играет и общение-заигрывание,
опять-таки характерное в основном
для молодых учителей и связанное
с неумением организовать продуктивное
педагогическое общение. По существу,
этот тип общения отвечает стремлению
завоевать ложный, дешевый авторитет
у детей, что противоречит требованиям
социалистической педагогической этики,.
Появление этого стиля общения
вызвано, с одной стороны, стремлением
молодого учителя быстро установить
контакт с детьми, желанием понравиться
классу, а с другой стороны - отсутствием
необходимой общепедагогической и
коммуникативной культуры, умений и.
навыков педагогического
А.С. Макаренко резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением...
Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни...
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред... " [16].
Общение-заигрывание,
как показывают наблюдения, возникает
в результате; а) непонимания педагогом
стоящих перед ним
Такие стили
общения, как устрашение, заигрывание
и крайние формы общения-
Психолог
К.Н. Волков выявил следующие требования,
которые предъявляет школьник к
учителю в качестве обязательных
условий для возникновения
В продуктивных стилях общения реализуется логика общения, подсказанная в свое время А.С. Макаренко: я не столько педагог, сколько старший, который руководит жизнью своих воспитанников при их же участии. Такой подход, естественно, предполагает дружественное общение учителя с учениками на основе увлеченности совместной деятельностью.
Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.
Но мы в своем исследовании будем опираться на классификацию стилей, предложенную А.К. Маковой и А.Я. Никоновой.
В основу различия стиля были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно и оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этого ими было выделено 4 стиля педагогического общения:
1. Эмоционально
– импровизационный стиль (ЭИС)
- сильных,
интересующих его, опрашивает
их в быстром темпе, задает
неформальные вопросы, но мало
дает им говорить, не дожидается,
пока они сформулируют ответ
самостоятельно. Для учителя с
ЭИС характерно недостаточно
адекватное планирование
2. Эмоционально-методичный
стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС
характерны ориентация на
3. Рассуждающе-импровизационный
стиль (РИС). Для учителя с РИС
характерны ориентация на
4. Рассуждающе-методичный
стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно
на результаты обучения и
Таким образом,
мы видим, что стиль является важной
характеристикой
Индивидуальный
стиль в учебной деятельности
понимается как целостная система
операций педагогического общения,
обеспечивающая эффективное взаимодействие
учителя с учащимися и
Информация о работе Организация изучения особенностей темперамента и педагогического стиля педагогов