Основные этапы развития детской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 06:53, реферат

Описание

Первое: житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психолога. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Содержание

Введение. Понятие психологии
Научная психология – современный взгляд
Зарождение психологии в древности
Понятие детской психологии
Детская психология – современный взгляд
Возрастная психология Древней Греции
Подход к психическому развитию детей в период эллинизма
Психологические аспекты обучения детей и воспитания детей в эпоху средневековья
Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Основные этапы развития детской психологии.docx

— 72.35 Кб (Скачать документ)

Знакомство  с любой наукой начинается с определения  ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий.

Первый  способ предполагает рассмотрение различных  точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в  истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем что, в  конечном счете, от них осталось и  какое понимание сложилось на сегодняшний день.

Слово «психология» в переводе на русский  язык буквально означает «наука о  душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке  до сих пор сохранилось много  слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической  точки зрения «душа» и «психика»  — одно и то же. Однако с развитием  культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Чтобы составить предварительное представление  о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты  внутреннего, субъективного опыта.

Фундаментальное свойство субъективных явлений —  их непосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Эта уникальная особенность субъективных явлений  открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался  над психической жизнью человека. А на некоторых ученых она произвела  такое впечатление, что они связали  с ней решение двух фундаментальных  вопросов: о предмете и о методе психологии.

Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом  и непосредственно открывается  его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений  — самонаблюдение. Однако этот вывод  был преодолен дальнейшим развитием  психологии.

Дело  в том, что существует целый ряд  других форм проявления психики, которые  психология выделила и включила в  круг своего рассмотрения. Среди них  — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические  явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому  через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий  и драматических трансформаций  представлений о ее предмете.

Зарождение психологии в древности.

Психология  зародилась в недрах философии, и  первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически  все древние философы пытались выразить с помощью этого' понятия самое  главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п.

Вопрос  о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или  идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил механический характер.

Гораздо более сложное представление  о душе развил Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе»  — первое специально психологическое  сочинение, которое в течение  многих веков оставалось главным  руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем  психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.

Аристотель  отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным  рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую  категорию «энтелехия», которая  означает осуществление чего-то.

«...Душа, — писал он, необходимо есть сущность в смысле формы естественного  тела, обладающего в возможности  жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия  такого тела». Один привлекаемый Аристотелем  образ хорошо помогает понять смысл  этого определения. «Если бы глаз был живым существом, — пишет  Аристотель, — то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как  органа зрения.

Аристотель  заложил глубокие основы естественнонаучного  подхода к изучению психики. Советский  философ В.Ф.Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии». Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и, прежде всего Платоном (427—347 гг. до н. э.). Познакомимся с его взглядами несколько более подробно.

Когда говорят о Платоне, то сразу же появляется на сцене имя _ другого  знаменитого античного философа — Сократа (470—399 гг. до н. э.). Почему эти два имени появляются вместе?

Дело  в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной  строчки. Он был философом, который  проповедовал собственные взгляды  устно, в форме бесед. Свои дни  он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади  и беседовал с людьми, людьми очень  разными. Это были и простые горожане, и приезжие философы, и его собственные  ученики.

В двадцатилетнем возрасте Платон встретил Сократа, и  эта встреча перевернула его  жизнь. Он оставался с Сократом до самой его смерти, т. е. примерно 7—8 лет. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме  диалогов, где главное действующее  лицо — Сократ. Так и осталось неизвестным, какая часть идей, которые  мы находим у Платона, принадлежит  ему, а какая — Сократу. Скорее всего, в текстах Платона органически  соединились взгляды обоих этих великих философов.

В текстах  Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом  и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся  в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

Во  взглядах на то, как душа и тело связаны  с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Платон  постулирует изначальное существование  мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального  сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей — идей о сущностях  предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты  вообще, справедливости вообще. То, что  происходит на земле, в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение  в мир идей. Но для того чтобы  приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае, она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем  непосредственного проникновения  души в мир идей.

Из  своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем  о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости  от того, какой образ жизни вел  человек, его душу ждет различная  судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными  элементами, либо отлетит от земли  в идеальный мир.

Основные  мысли о природе души и ее отношениях с телом мы находим в диалоге  Платона «Федон», который в древности назывался «О душе». Несколько слов о событиях, которые в нем описываются.

Это последний  день жизни Сократа. Он сидит в  афинской тюрьме, и после заката солнца должен выпить яд. С Сократом произошла странная история: он был  приговорен к смерти афинским судом  за свою философскую деятельность, за те беседы, которые он целыми днями  вел на улицах. За время этих бесед  он нажил много врагов. Дело в  том, что его интересовали не только абстрактные философские проблемы, но и истины, относящиеся к жизни. А собеседниками его были иногда и именитые граждане, и политические деятели. Сократ донимал их всех вопросами, показывал их недостатки, разоблачал образ их жизни.

К Сократу  в тюрьму приходят ученики. Они в  страшном горе и время от времени  выдают свое состояние удрученным видом  или каким-нибудь восклицанием. Сократ снова и снова убеждает их в  том, что для него этот день не несчастный, а, наоборот, самый счастливый. Он не чувствует, что с ним сегодня  произойдет беда. Ведь он считал философию  делом своей жизни и в течение  всей жизни как истинный философ  стремился к отделению души от тела. Неужели теперь, когда это  событие, наконец, должно наступить, он дрогнет и воспримет его как  наказание? Наоборот…это будет самый  радостный момент в его жизни.

Из  другого произведения Платона —  «Апология Сократа» — мы узнаем о поведении Сократа в дни  суда.

Сократ  отказывается от защиты. Он рассматривает  суд как еще одну прекрасную возможность  побеседовать с афинянами. Вместо того чтобы защитить себя, объясняй* ни снова  и снова на примере их и своей  жизни, как следует себя вести.

«Даже если бы вы сказали мне, — обращается он к афинянам — на этот раз, Сократ, мы отпустим тебя с тем, однако, чтобы  ты больше уже не занимался этими  исследованиями и оставил философию  то я бы вам сказал: «Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но слушаться  буду скорее бога, чем вас, и пока я дышу, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого  из вас, кого только встречу, говоря, то самое, что обыкновенно говорю: «Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин величайшего города Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была как можно лучше?» И если кто из вас станет спорить и утверждать, что он заботится, то я не отстану , а буду его расспрашивать, испытывать, уличать, и если мне покажется, что в нем нет добродетели, а он только говорит, что она есть, я буду попрекать его за то, что он самое дорогое ни во что не ценит, а плохое ценит дороже всего».

После объявления смертного приговора  Сократ обращается к афинянам с последней  просьбой: когда подрастут его  сыновья, последить за ними, и если они увидят, что сыновья - ведут  недостойный образ жизни, поступать  с ними так, как поступал он с жителями Афин, — указывать им на их недостатки, стыдить за недостойный образ  жизни и призывать к жизни  добродетельной.

Вот так  своим поведением, жизнью и даже смертью Сократ доказывает свои взгляды  на природу души и на ее назначение. И, может быть, именно из-за этого  они произвели огромное впечатление  на мировую культуру. Они вошли  в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию.

Если  посмотреть на учение Сократа и Платона  в целом с наших позиций, то можно обнаружить ряд поднятых ими  проблем, вполне актуальных и для  современной психологии. Нужно только подойти к ним особым образом  — отнестись как к ярким  и точным художественным метафорам.

Давайте спросим себя: «А не существует ли, действительно, в каком-то смысле тот мир идей, о котором говорил Платон? Не существует ли такой «мир идей», который противостоит индивидуальному сознанию каждого  конкретного человека, существует до него и независимо от него и к  которому каждый Появляющийся на свет человек приобщается, приобретая знания и постигая истины?». И мы можем  ответить: да, в каком-то смысле существует. Что же это за мир? Это мир духовной человеческой культуры, зафиксированный  в ее материальных носителях, прежде всего в языке, в научных и  литературных текстах. Это мир абстрактных  понятий, в которых отражены общие  свойства и сущности вещей. Это мир  человеческих ценностей и человеческих идеалов.

Развивающийся вне этого мира ребенок (а такие  истории известны — это дети, выкормленные животными), какими бы природными задатками он ни обладал, не становится человеком, его психика не становится человеческой. И вот, когда читаешь  Платона и воспринимаешь его  учение как художественную метафору, удивляешься, насколько проникновенно  и ярко он показал процесс приобщения индивидуального сознания к общечеловеческому  сознанию, процесс врастания каждого  индивида в мир духовной человеческой культуры.

Возьмем другую проблему: представление о  душе как о начале, которое призвано направлять жизнь человека, но которое  само нуждается в заботе с целью  сохранения ее чистоты, «освобождения  от оков тела». Долгое время эти идеи оставались, пожалуй, самой большой  проблемой для психологии и долгое время психологией не принимались. Та «новая экспериментальная психология», с которой мы сегодня начнем знакомиться, объявила понятие души метафизическим и отказалась от рассмотрения, как  самого этого понятия, так и связанных  с ним нравственно-этических выводов. И только в последние десятилетия  духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в  психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, рост личности, здоровье личности и т. п. И многое из того, что сейчас обнаруживается, вполне перекликается с этическими следствиями учения о душе выдающихся античных философов.

Информация о работе Основные этапы развития детской психологии