Основные этапы развития детской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 06:53, реферат

Описание

Первое: житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психолога. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Содержание

Введение. Понятие психологии
Научная психология – современный взгляд
Зарождение психологии в древности
Понятие детской психологии
Детская психология – современный взгляд
Возрастная психология Древней Греции
Подход к психическому развитию детей в период эллинизма
Психологические аспекты обучения детей и воспитания детей в эпоху средневековья
Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Основные этапы развития детской психологии.docx

— 72.35 Кб (Скачать документ)

Мы  переходим к новому крупному этапу  развития психологии. Начало его относится  к последней четверти XIX в., когда  оформилась научная психология, У  истоков этой новой психологии стоит  французский философ Рене Декарт (1596—1650). Латинский вариант его имени — Ренатус Картезиус, отсюда — термины: «картезианская философия», «картезианская интуиция» и т. п.

Декарт  окончил иезуитскую школу, где проявил  блестящие способности. Особенно он увлекался математикой. Она привлекала его тем, что покоится на ясных  основаниях и строга в своих выводах. Он решил, что математический способ мышления должен быть положен в основу любой науки. Кстати, Декарт сделал выдающийся вклад в математику. Он ввел алгебраические обозначения, отрицательные  числа, изобрел аналитическую геометрию.

Декарт  считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его мнению, знание должно строиться на непосредственно  очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.

В одном  из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться  до истины. Он считает, что человек  с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и  идеи. Так что если хотеть найти  истину, то для начала надо все подвергнуть  сомнению. Тогда человек легко  может усомниться в показаниях своих  органов чувств, в правильности логических рассуждений и даже математических доказательств, потому что если бог  сделал человека несовершенным, то и  его рассуждения могут содержать  ошибки.

Так, подвергнув все сомнению, мы можем  прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется? Останется  наше сомнение — верный признак  того, что мы мыслим. И вот тогда  мы можем утверждать, что существуем, ибо «...мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит». И дальше следует  знаменитая декартовская фраза:

«Мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»).

«Что  же такое мысль?» — задает себе дальше вопрос Декарт. И отвечает, что  под мышлением он подразумевает  «все то, что происходит в нас», все, что мы воспринимаем непосредственно  само собою». И поэтому мыслить  — значит не только понимать, но и  «желать», «воображать», «чувствовать».

В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в., — постулат, утверждающий, что  первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное  сознание. Существование сознания —  главный и безусловный факт, и  основная задача психологии состоит  в том, чтобы подвергнуть анализу  состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв  дух идей Декарта, сделала своим  предметом сознание.

Как же такое исследование проводить? Прежде всего, считали они, нужно описать  свойства сознания.

Первое, что мы обнаруживаем при взгляде  на «поле сознания», — это необыкновенное разнообразие его содержания, которое  мы уже отмечали. Один психолог сравнивал  картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это  может находиться там одновременно.

Однако  это далеко не все, что можно сказать  про сознание. Его поле неоднородно  еще и в другом смысле: - в нем  отчетливо выделяется центральная  область, особенно ясная и отчетливая; это — «поле внимания», или  «фокус сознания»; за пределами ее находится  область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; это — «периферия сознания».

Далее, содержания сознания, заполняющие обе  описанные области, находятся в  непрерывном движении. В.Джеме, которому принадлежат яркие описания различных  феноменов сознания, выделяет два вида его состояний: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются со взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.

Движение  сознания, непрерывное изменение  его содержаний и состояний В.Джеме  отразил в понятии «поток сознания». Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может  быть только объект внимания, а не впечатление  о нем. Кстати, удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все  новые и новые стороны.

Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью  прибора, которым пользовался в  своих экспериментах В. Вундт. Это  — метроном; его прямое назначение — задавать ритм при игре на музыкальных  инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

В. Вундт  предлагает вслушаться в серию монотонных щелчков метронома. Можно "заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию  парных щелчков с ударением на каждом втором звуке («тик-так», «тик-так»...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать  это объективному свойству метронома. Однако такое предположение легко  опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую  организацию звуков. Например, начать слышать акцент на первом звуке каждой пары («так-так», «так-так»...) или вообще организовать звуки в более сложный  такт из четырех щелчков.

Итак, сознание по своей природе ритмично, заключает В. Вундт, причем организация  ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.

С помощью  метронома В. Вундт изучал еще  одну очень важную характеристику сознания — его «объем». Он задал себе вопрос: какое количество отдельных впечатлений  может вместить сознание одновременно?

Опыт  Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем  прерывал его и давал второй ряд  таких же звуков; Испытуемому задавался  вопрос: одинаковой длины были ряды или разной? При этом запрещалось  считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два (с ударением  на первом или втором звуке пары), то испытуемому удавалось сравнивать ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод, что  ряд из восьми двойных ударов (или  из 16 отдельных звуков) является мерой  объема сознания.

Далее он ставит следующий интересный и  важный опыт. Он снова предлагает испытуемому  слушать звуки, однако произвольно  организуя их в сложные такты  по восемь звуков каждый. И затем  повторяет процедуру измерения  объема сознания. Оказывается, что испытуемый на этот раз может услышать, как  целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т.е. всего 40 звуков!

Этими опытами В. Вундт обнаружил очень  важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные  единицы. При этом он подчеркивал, что  способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции».

Итак, в психологии была проделана большая  и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать  дальше? Каковы следующие задачи психологии?

И здесь  был сделан тот поворот, который  со временем завел психологию сознания в тупик. Психологи решили, что  они должны последовать примеру  естественных наук, например физики или  химии. Первая задача науки, считали  ученые того времени, найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы сознания, разложить  сложною динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Это во-первых. Вторая задача состоит  в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Итак, сначала  разложить сознание на составные  части, а потом снова его собрать  из этих частей.

Так и  начали действовать психологи. Простейшими  элементами сознания В. Вундт объявил  отдельные впечатления, или ощущения.

Например, в опытах с метрономом это были отдельные звуки. А вот пары звуков, т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной организации ряда, он называл сложными элементами, или  восприятиями.

Каждое  ощущение, по Вундту, обладает рядом  свойств, или атрибутов. Оно характеризуется, прежде всего, качеством (ощущения могут  быть зрительными, слуховыми, обонятельными  и т. п.), интенсивностью, протяженностью (т.е. длительностью) и, наконец, пространственной протяженностью (последнее свойство присуще не всем ощущениям, например, оно есть у зрительных ощущений и  отсутствует у слуховых).

Ощущения  с описанными их свойствами являются объективными элементами сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются  содержания сознания. Есть еще субъективные элементы, или чувства. В. Вундт предложил  три пары субъективных элементов  — элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Эти пары — независимые оси  трехмерного пространства всей эмоциональной  сферы.

Он  опять демонстрирует выделенные им субъективные элементы на своем  излюбленном метрономе. Предположим, испытуемый организовал звуки в  определенные такты. По мере повторения звукового ряда он все время находит  подтверждение этой организации, и  каждый раз испытывает чувство удовольствия. А теперь, предположим, экспериментатор  сильно замедлил ритм метронома. Испытуемый слышит звук — и ждет следующего; у него растет чувство напряжения. Наконец, щелчок метронома наступает  — и возникает чувство разрядки. Экспериментатор учащает щелчки метронома — и у испытуемого  появляется какое-то дополнительное внутреннее ощущение: это возбуждение, которое  связано с ускоренным темпом щелчков. Если же темп замедляется, то возникает  успокоение.

Подобно тому, как воспринимаемые нами картины  внешнего мира состоят из сложных  комбинаций объективных элементов, т. е. ощущений, наши внутренние переживания  состоят из сложных комбинаций перечисленных  субъективных элементов, т. е. элементарных чувств. Например, радость — это  удовольствие и возбуждение; надежда  — удовольствие и напряжение; страх — неудовольствие и напряжение. Итак, любое эмоциональное состояние можно «разложить» по описанным осям или собрать из трех простейших элементов.

Не  буду продолжать построения, которыми занималась психология сознания. Можно  сказать, что она не достигла успехов  на этом пути: ей не удалось собрать  из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти нашего столетия эта психология, практически, перестала существовать.

Для этого  было, по крайней мере, три причины:

  1. нельзя было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания;
  2. идея разложения психики на простейшие элементы была ложной;
  3. очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным — метод интроспекции.

Понятие детской психологии

Детская психология - отрасль психологии, изучающая  факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих  проблем с педагогической психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией  и физиологией, в особенности  с физиологией высшей нервной  деятельности ребёнка. Изучение происхождения  и развития психических процессов  в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. о., способствует решению  вопросов общей психологии, а также  некоторых философских проблем. В. И. Ленин относил историю умственного  развития ребёнка к тем областям знания, на основе которых должны строиться  материалистическая диалектика и теория познания. Исследования в области  детской психологии имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей  психического развития ребёнка необходимо для сознательного управления этим процессом. Исследования различных  форм аномального развития психики  очень важны для дефектологии и детской психиатрии.

Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных  психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также  различных видов детской деятельности (игр, труда, учения), формирования качеств  личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Информация о работе Основные этапы развития детской психологии