Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава I Теоретическое обоснование проблем коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения
1.1. Характеристика коммуникативной сферы ………………
1.2. Становление коммуникативной сферы у младших школьников………………………………………………...
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения………………………………………
1.4. Особенности становления коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения…………..
Глава II Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения…………………
2.1. Описание методов и организации исследования………..
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)


Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

 

Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ государственный университет

имени А.С. ПУШКИНА

 

Кафедра психологии и педагогики

Факультет дефектологический

 

 

Курсовая работа

 

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 113 группы

специальность

специальная психология

                                        Белавина Т.В.

 

           Научный руководитель:

           Кандидат медицинских наук

           Колодко В. Г.

          

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   …………………………………………………………………..

3

Глава I

Теоретическое обоснование  проблем коммуникативной сферы  у младших школьников с нарушениями зрения

 

6

 

1.1.

Характеристика коммуникативной  сферы ………………

6

 

1.2.

Становление коммуникативной  сферы у младших школьников………………………………………………...

 

14

 

1.3.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями  зрения………………………………………

 

19

 

1.4.

Особенности становления  коммуникативной сферы у младших  школьников с нарушениями зрения…………..

 

24

Глава II

Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у  детей с нарушениями зрения…………………

 

31

 

2.1.

Описание методов и  организации исследования………..

31

 

2.2.

Обсуждение результатов  констатирующего эксперимента………………………………………………

 

33

 

2.3.

Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших  школьников с нарушениями зрения

 

39

Заключение  …………………………………………………………………

46

Список литературы ………………………………………………………..

48

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В младшем школьном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения  в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные  желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.

Этот период также  чрезвычайно важен и для осуществления  целенаправленной коррекционной работы с детьми, которые нуждаются в  дополнительной помощи специалистов, в частности – педагогов и  специальных психологов.

Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает  дополнительное значение, так как  оно является эффективным средством  коррекции и компенсации вторичных  отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного  дефекта.

Одной из специфических  закономерностей нарушенного развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей с нарушением зрения в изменении и замедление процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и поэтому требует специальной коррекции [3].

Нарушение зрения, имеющие  различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, на его адаптацию к современному миру.

По мнению Л.С. Выготского судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.С. Выгодский подчеркивал, что органический дефект вызывает "социальный вывих", так как недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношения с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у нормально видящих, окраску [5].

Существуют возможности компенсации физического дефекта с помощью культурных приемов и навыков, покрывающих компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.

При этом социальный смысл  коммуникации заключается в обеспечении любой другой деятельности: ее овладении, планировании или координации.

Исходя из этого, отсутствие четких представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально выразительных средств осложняют  овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности.

В этой связи актуальной проблемой специальной психологии является развитие коммуникативной  деятельности детей с нарушениями  зрения.

Цель исследования: выявление  особенностей коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения.

Объект исследования: процесс становления коммуникативной  сферы у младших школьников.

Предмет исследования: особенности  коммуникативной сферы у младших  школьников с нарушениями зрения.

Гипотеза исследования: процесс становления коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения будет более успешным при учете: влияния дефекта на психофизическое развитие ребенка; психолого-педагогической характеристики дошкольников с нарушениями зрения; рекомендаций по коррекции коммуникативной сферы.

Задачи исследования:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • Выявить особенности коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения.
  • Разработать рекомендации по коррекции коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения.

Методы исследования:

  • Анализ литературы по проблеме исследования.
  • Констатирующий эксперимент.
  • Психодиагностический инструментарий (методики "Маски", "Два домика", "Рисунок семьи").
  • Количественный и качественный анализ данных.
  • Обобщение.

Теоретическая основа исследования: положение о единстве возрастных закономерностей при нормальном и аномальном развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова  и др.); о своеобразии психического развития при зрительной депривации (А.Г. Литвак, А.П. Григорьева, Л.И. Солнцева), прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения (В.А. Феоктистова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.П. Григорьева).

Практическая значимость исследования представлена возможностью использования полученных данных и рекомендаций специалистами и родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

    1. Характеристика коммуникативной сферы

 

Общение - многоплановый  процесс, необходимый для организации  контактов между людьми в ходе совместной деятельности [6].

В отечественной психологии и педагогике общение выступает  как "особый вид деятельности" (по мнению А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева).

В.Н. Мясищев понимает общение как процесс отражения  взаимодействующих людей.

По мнению Б.Ф. Ломова, общение - это одна из сторон социального  бытия человека, его образа жизни  наравне с деятельностью [22].

Л.П. Буева рассматривает  общение как относительно самостоятельную  наряду с деятельностью, но не равноценную  ей сторону индивидуального или  общественного процесса жизни [17].

Исходя из дефиниции, М.И. Лисиной, процесс общения можно  рассматривать как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью накапливания отношений и достижения общего результата [16].

По своим различиям  и видам общение чрезвычайно  разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном.

Непосредственное общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние  периоды развития цивилизации возникают  различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение  может рассматриваться как неполный психологический контакт при  помощи письменных или технических  устройств, затрудняющих или отделяющих во времени полученные обратной связи  между участниками общения.

Различают также межличностное и массовое общение.

Межличностное - связано  с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение - это  множество непосредственных контактов  незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

В общей психологии принято  выделять: межперсональное и ролевое  общение.

В межперсональном общении  участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными  качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

В ролевом общении  человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или  иные действия диктуются исполняемой  ролью.

По своему значению общение  многофункционально. В процессе общения реализуется пять основных функций:

Прагматическая функция  общения. Проявляется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Формирующая функция  общения. Осуществляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребенка. Ребенок зачастую активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроизводит, реализует опыт других людей.

Функция подтверждения. В процессе общения с другими  людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

Уильям Джеймс отмечал, что для человека " не существует более чудовищного наказания, чем  быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным" [8].

Функция организации  и поддержания межличностных  отношений. Восприятие других людей  и поддержание с ними различных  отношений для любого человека неизменно  связано с оцениванием людей  и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Эмоционально межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

Внутриличностная функция  общения. Реализуется в общении  человека с самим собой. Такое  общение может рассматриваться  как универсальный способ мышления человека.

Рассмотренные функции показывают значение общения для ребенка, взрослого человека, кроме того, через данные функции вскрываются компенсаторные механизмы изучаемого процесса для детей с нарушениями или выпадениями сенсорной сферы.

На наш взгляд целесообразно  указать на уровневую организацию процесса общения.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих  субъектов, их индивидуальными и  личностными характеристиками, особенностями  ситуации, социальным контролем и  многими другими факторами.

Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень  общения - фатический. Он предполагает простой обмен репликами для  поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Такое общение носит  характер автоматизма и ограниченности. Его примитивность заключается  в том, что реплики просты, за ними нет глубокого смысла, содержания.

Фатическое общение  необходимо в стандартизированных  ситуациях. Если оно не адекватно ситуации, то человек может столкнуться с негативными социальными санкциями.

Особенность данного  уровня общения заключается в  том, что субъект не получает никакой  новой информации.

Следующий уровень общения - информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких - либо видов активности человека.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения