Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа
Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.
Введение …………………………………………………………………..
Глава I Теоретическое обоснование проблем коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения
1.1. Характеристика коммуникативной сферы ………………
1.2. Становление коммуникативной сферы у младших школьников………………………………………………...
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения………………………………………
1.4. Особенности становления коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения…………..
Глава II Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения…………………
2.1. Описание методов и организации исследования………..
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..
Интерпретация: Симпатии и антипатии ребенка, в ходе этой методики связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве, или окружая себя взрослыми. Такие дети закрытые, необщительные, либо конфликтные.
Методика " Рисунок семьи".
Цель: изучить особенности общения детей со взрослыми.
Инструкция: нарисуй свою семью.
Интерпретация: Прежде всего необходимо обратить внимание на размер фигур и их расположение на бумаге. Самая большая фигура принадлежит тому члену семьи, кого ребенок считает самым главным.
Себя дети рисуют рядом с тем из членов семьи, к кому испытывают наибольшею привязанность.
В отдалении располагается персонаж, наиболее симпатичный ребенку, вызывающий у него страх или ревность. Отрицательное отношение к семье может проявляться в том, что ребенок исключает себя из семьи. Он забывает себя нарисовать, может написать себя в отдалении от всех членов семьи, либо спиной к ним. О нарушении контактом между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии тепла и защиты говорят и рисунки, в которых нарисовано много вещей, отгораживающих членов семьи друг от друга. Это могут быть стулья, столы и другие предметы, стены комнат.
По завершению рисунка выделяют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследуемый не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на какой либо из персонажей, не следует спрашивать: " это кто, папа?". Вопросы должны звучать нейтрально: "кто это?" "а это?". Могут быть дополнительные вопросы: "где все это происходит?", "что вы тут делаете?", или "что делает каждый из них, кого ты нарисовал?". Беседу проводят в свободной форме.
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента
В предыдущем параграфе были описаны методики, предназначенные для исследования особенностей коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения.
Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста, имеющими зрительные нарушения (миопия, косоглазие, амблиопия, нистагм).
В ходе контактирующего эксперимента по каждой методике были проанализированы полученные данные.
Методика "Маски".
Результаты обработки методики, направленной на изучение коммуникативной деятельности позволили нам составить таблицу 2.
Таблица 2.
Предпочтения испытуемых при выборе "масок"
№ маски Ф. И.О. |
Маска №1 |
Маска №2 |
Маска №3 |
Маска№4 |
Задание 1 "Выбор маски восприятия сверстников" | ||||
Саша А. |
+ |
|||
Марина Д. |
+ |
|||
Даня Б. |
+ |
|||
Соня С. |
+ |
|||
Лиза П. |
+ |
|||
Даня М. |
+ |
|||
Егор У. |
+ |
|
+ | |
Оксана К. |
+ | |||
Андрей К. |
+ |
|||
Паша Б. |
+ |
|||
Задание 2 "Восприятие сверстниками испытуемого" | ||||
Саша А. |
+ |
|||
Марина Д. |
+ |
|||
Даня Б. |
+ |
|||
Соня С. |
+ |
|||
Лиза П. |
||||
Даня М |
+ | |||
Егор У. |
+ | |||
Оксана К |
+ |
|||
Андрей К. |
+ |
|||
Паша Б. |
+ |
При обработке полученных данных "сырые баллы" были переведены в процентное соотношение (Рис. 1).
Рис. 1. Распределение испытуемых по группам в зависимости от предпочтения настроения (%)
Задание 1. "Какую маску выбирает испытуемый при восприятии других сверстников"
Задание 2. "Как другие дети смотрят на испытуемого. Выбрать соответствующую маску"
Из таблицы видно, что 80% испытуемых при выполнении первого задания предпочитают положительные эмоции и 20% испытуемых в общении со сверстниками используют отрицательные эмоции.
При выполнении второго задания, 60% испытуемых выбирают положительные эмоции и 40% испытуемых - отрицательные эмоции.
Следует отметить, что большинство испытуемых предпочитают положительные эмоции, как при восприятии других сверстников, так и наоборот, другие воспринимают испытуемого положительно.
Однако среди испытуемых предпочитающих в общении со сверстниками отрицательные эмоции, только одного испытуемого воспринимают с использованием положительных эмоций.
Двое испытуемых при отрицательном восприятии окружающих, аналогично оцениваются ими. Один испытуемый при положительном проявлении эмоций получил отрицательное восприятие со стороны окружающих.
По нашему мнению, это может быть обусловлено личностными характеристиками детей, особенностями их общения между собой.
Методика "Два домика".
Данная методика позволяет выявить симпатии и антипатии ребенка к сверстникам, которые прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках (таблица 3).
Таблица 3.
Сводная таблица ответов испытуемых (по методике "Два домика")
Кол-во "заселенных" сверстников Ф.И. |
Красный домик |
Черный домик |
Саша А. |
4 |
3 |
Марина Д. |
4 |
3 |
Даня Б. |
3 |
4 |
Соня С. |
3 |
1 |
Лиза П. |
2 |
3 |
Даня М. |
3 |
2 |
Паша Б. |
4 |
5 |
Егор У. |
6 |
2 |
Оксана К. |
1 |
1 |
Андрей К. |
8 |
3 |
Анализ данных позволил выявить количество детей проявляющих симпатии или антипатии к сверстникам.
Как видно из таблицы, большинство дошкольников с нарушением зрения разместили себя и сверстников в красном домике, что свидетельствует о симпатии к сверстникам, и незначительное число сверстников в черный домик. Двое испытуемых разместили в двух домиках по одинаковому числу испытуемых. И двое дошкольников проявили симпатии к сверстникам через большое количество сверстников поселенных в черном домике.
Методика "Рисунок семьи".
Данная методика позволяет определить особенности отношение детей со взрослыми. Испытуемым предлагалось нарисовать свою семью.
Саша А.
На рисунке изображены все члены семьи. Первой нарисована мама, которая по-видимому наиболее значима для испытуемой, затем сестра испытуемой, папа, лишь в самом конце бабушка и дедушка.
Рисунок выполнен простым карандашом, достаточно подробно подписаны все члены семьи.
Даня М.
На рисунке изображены все члены семьи. Самым главным нарисован папа. Настроение у всех радостное. Благополучная система отношений представлена на рисунке, все члены семьи расположены рядом и держатся за руки.
Марина Д.
На рисунке изображена вся семья. Доминирующей фигурой нарисована мама, затем папа и испытуемый.
Рисунок выполнен цветными карандашами: основные цвета: красный, коричневый. Члены семьи расположены отдельно друг от друга - это свидетельствует о том, что в семье напряженные или конфликтные отношения.
Паша Б.
Главным членом семьи на рисунке изображены папа, затем мама, испытуемый, бабушка и дедушка.
Рисунок выполнен зеленым карандашом. Члены семьи расположены вплотную друг к другу. Рисунок выполнен не по центру, а в левом углу. Это сверхтесные контакты. У большинства членов семьи не нарисованы кисти рук, это говорит о том, что не смотря на очень тесное общение в семье, оно по-видимому мало эмоционально насыщено.
Даня Б.
На рисунке изображена вся семья, но рисунок выполнен слегка небрежно, нарисован простым карандашом.
Небрежность рисунка, его увеличенный размер, непопадание линий в крупную точку, асимметрия и отклонение по вертикали говорят о высокой импульсивности.
Андрей Ю.
На рисунке изображены все члены семьи. Доминирующее место в семье занимает мама. Тесное общение в семье отражается в пространственной близости персонажами и в контакте рук. Опираясь на эти критерии можно полагать, что у испытуемого наиболее тесный контакт с мамой и папой.
Весь рисунок выполнен простым карандашом и нарисован крупным планом.
Лиза П.
На рисунке изображены все члены семьи. Главным нарисован папа. Рисунок выполнен разными цветами. У всех членов семьи не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательности общения.
Соня С.
На рисунке нарисована вся семья. Главенствующей фигурой нарисована мама. Рисунок выполнен по центру, фигуры родителей изображены крупным планом. Весь рисунок выполнен простым карандашом.
Оксана К.
Семья состоит из четырех человек. Доминирующей фигурой нарисован папа. Сестра нарисована на руках у мамы, по видимому она еще маленькая. Все члены семьи достаточно подробно нарисованы и подписаны. Весь рисунок выполнен простым карандашом.
Егор У.
На данном рисунке указаны все члены семьи. Главенствующей фигурой нарисован папа. Не у всех членов семьи нарисованы кисти рук. Рисунок выполнен красным карандашом и расположен в правой части листа, что может свидетельствовать о недостаточности общения с ребенком.
Данная проективная методика позволила судить о том, что, несмотря на нарушения зрения у детей, в семьях присутствуют различные стили воспитания и взаимоотношения между родителями и детьми. Необходимо обратить внимание, что на рисунках отсутствует прорисовывание мелких деталей. Это может быть связано не только с отсутствием тесных контактов в семье, но характеризоваться особенностью детей связанной с нарушениями зрения.
Проведенные тесты позволили нам судить, о том, что детям необходимо оказать помощь в развитии формировании коммуникативных навыков, развитии положительных взаимоотношений со сверстниками.
2.3. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения
В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1. оптимизация социальной ситуации
2. развитие видов деятельности ребенка
3. формирование возрастно-психологических новообразований
В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (З. Фрейд, М. Клайн), либо в дефицитарной или искаженной среде. На основе этого положения цели воздействия понимаются как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды [24].
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
В основе психокоррекционной работы лежат следующие принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотрены в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Информация о работе Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения