Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава I Теоретическое обоснование проблем коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения
1.1. Характеристика коммуникативной сферы ………………
1.2. Становление коммуникативной сферы у младших школьников………………………………………………...
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения………………………………………
1.4. Особенности становления коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения…………..
Глава II Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения…………………
2.1. Описание методов и организации исследования………..
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Информационный уровень  общения носит обычно стимулирующий  характер.

Информационный уровень  не связан только с содержанием разговора. Это может быть информация паралингвистического, контекстного плана.

В любом случае данный уровень способствует активному  включению человека в процесс  коммуникации.

Личностный уровень  общения характеризует такое  взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.

Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях, когда  у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущения счастья.

Личностный уровень  общения во многом определяется тождественностью ценностных ориентаций взаимодействующих  субъектов и возможностями общающихся постигать сущность явлений окружающего  мира посредствам озарения в процессе взаимодействия.

В настоящее время  существуют несколько подходов к  структурированию общения.

Одним из часто употребляемых  является подход, при котором выделяют три взаимосвязанных стороны  общения - коммуникативную, интерактивную  и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения предполагает общение как информацией, т.е. обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит  задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами.

В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация  сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту).

Во-первых, форма и  содержание сообщения существенно  зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте, отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение.

Во-вторых, посланное  им сообщение не остается неизменным - оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально - психологических особенностей личности реципиента.

Коммуникация между  людьми имеет ряд специфических  особенностей:

Наличные отношения  индивидов, каждый из которых является активным субъектом.

Специфика человеческого  обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

По мнению А.Н. Леонтьева  такая значимость информации обусловлена  тем, что люди не просто "обмениваются" знаниями, а стремятся при этом выработать общий смысл.

Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Обмен информацией в этом предполагает воздействие на поведение партнеров и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

Коммуникативное влияние  при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.

Возможность возникновения  коммуникативных барьеров.

Во время коммуникативного процесса можно обнаружить три позиции  коммуникатора:

открытую, когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

отстраненную, когда коммуникатор держится подчеркнуто, нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

закрытую, когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным  мерам, чтобы скрыть ее.

Интерактивная сторона  общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе общения его  участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен  действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия:

  • Максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
  • Максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
  • Максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
  • Максимизация выигрыша другого (альтруизм);
  • Минимизация выигрыша другого (агрессия);
  • Минимизация различий в выигрышах (равенство).

 

 

Соответственно перечисленным  мотивам можно определить ведущие  стратегии поведения во взаимодействии:

Сотрудничество, направленно  на полное удовлетворение участниками  взаимодействия своих потребностей.

Противодействие, предполагает ориентацию на свои цели без учета  целей партнеров по общению.

Компромисс, реализуется  в частном достижении целей партнеров  ради условного равенства.

Уступчивость, предполагает жертву собственных целей для достижения партнера.

Избегание, представляет собой уход от конфликта, потерю собственных  целей для исключения выигрыша другого.

Существует несколько  теорий, описывающих межличностное  взаимодействие. К ним относится: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.

Согласно теории обмена Дж. Хомана, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая  возможные вознаграждения и затраты.

С позиции теории символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блумера, поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Теория управления впечатлениями  Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

В рамках психоанализа З. Фрейда, Межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.

Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона  общения). Рассмотрим на примере, как  в общем виде разворачивается  процесс восприятия одним человеком  другого. В наблюдаемом нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик и поведение. Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения, о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.

Социальную перцепцию  определяют как восприятие внешних  признаков человека, соотнесение  их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование  на этой основе его поступков.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

Познание себя;

Познание партнера по общению;

Организация совместной деятельности на основе взаимоотношения;

Установление эмоциональных  отношений.

Перцептивная сторона  общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого.

Сознание себя через  другого имеет две стороны:

I Идентификация - уподобление  себя другому;

II Рефлексия - осознание  человеком того, как он воспринимается  партнером по общению.

 

Таблица 1.

                               Механизмы межличностной перцепции  

                      ↓

  Познание и понимание

    людьми друг друга

     ↓

  Познание

  самого себя

         ↓    

Прогнозирование поведения партнера по общению

      ↓

Идентификация

          ↓

Эмпатия

   ↓

  Рефлексия

           Каузальная

Атрибуция        

Аттракция

   

 

 

В ходе определения сущностной характеристики коммуникативной сферы  мы пришли к следующим выводам:

1). Общение - процесс  обмена информацией между людьми  с помощью знаковых систем. Принято  выделять прямое и косвенное; непосредственное и опосредованное; вербальное и невербальное; межличностное и массовое виды общения.

2). Общение выполняет  прагматическую, формирующую, функцию  подтверждения, функцию организации  и поддержания межличностных  отношений.

 

1.2. Становление коммуникативной сферы у младших школьников

 

Коммуникативная сфера  в ходе онтогенеза претерпевает существенные изменения. В связи с этим проанализируем ход ее становления в разные возрастные периоды.

Младенчество (от рождения до 1 года)

Период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца.

Жизнь младенца целиком  зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет как органические потребности ребенка, так и потребность в разнообразных впечатлениях.

В комплексе оживления  обнаруживается положительное эмоциональное  отношение ребенка ко взрослому, явное удовлетворение от общения  с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества.

К четырем - пяти месяцам  общение со взрослыми приобретает  избирательный характер. Ребенок  начинает различать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном  общении может приводить к  отрицательным проявлениям.

Если взрослый старается  постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его оставляют одного.

При правильных методах  воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в  совместную деятельность взрослого  и ребенка.

Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся способность подражать действиям взрослого. Она открывает все расширяющиеся возможности обучения.

Действия, которыми ребенок  овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития.

Раннее детство (от года до трех лет)

В этом периоде ребенок  только начинает входить в мир  социальных отношений. Через общение  с близким окружением (мамой, папой, бабушкой и др.) он постепенно овладевает нормативным поведением.

Решающее значение для  развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью.

Именно в предметной деятельности создается основа для  усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Возрастающий интерес  ребенка к предметам, их свойствам  и действиям пробуждает его постоянно  обращаться к взрослым. Обратиться и получить необходимую помощь он может только речевым общением.

Ребенок в возрасте от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается, когда ребенок включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или, задавая вопросы.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и соревнования.

Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю.

Дошкольный  возраст (с 3 до 6 лет)

Формы общения между  дошкольниками отличается от тех, которые  свойственны малышам. Дети становятся самостоятельными, и у каждого появляются свои манеры общениями со сверстниками и родителями. Тесные контакты с родителями постепенно ослабевают, и все большее значение приобретают их отношения со сверстниками, воспитателями детского сада и другими людьми.

Дошкольники лучше, чем  малыши контролируют свое поведение  и с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой - то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает.

У дошкольников в этот период формируется и развивается положительное восприятие себя как личности. Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся более инициативными, энергичными и оптимистически настроенными. В то же время им приходиться усваивать и подчиняться социальным нормам и правилам, согласно которым живут окружающие их люди. Эти правила следует объяснять ребенку, прежде чем требовать их выполнения.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения