Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава I Теоретическое обоснование проблем коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения
1.1. Характеристика коммуникативной сферы ………………
1.2. Становление коммуникативной сферы у младших школьников………………………………………………...
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения………………………………………
1.4. Особенности становления коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения…………..
Глава II Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения…………………
2.1. Описание методов и организации исследования………..
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

В ходе анализа психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями  зрения следует отметить:

1) Слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека

2) Психическое развитие  детей с нарушениями зрения  находится в тесной зависимости  от степени, времени нарушения  зрения

 

1.4. Особенности становления коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения

 

Развитие взаимодействия детей с окружающим миром рассматривается М.И. Лисиной как смена нескольких особых форм общения. Каждая из них представляет собой состояние коммуникативной деятельности в определенный возрастной период и характеризуется совокупностью эмоциональных реакций, социальных отношений, вербальных и невербальных способов выразительности [2].

Момент появления ребенка  на свет есть первый шаг в жизненном  пути познания мира, осуществляемого  опытным путем. Но для активного  вхождения в мир ребенку необходимо включиться в коммуникативную деятельность, естественной задачей которой на данном возрастном этапе является оформление и обмен эмоциональными проявлениями ребенка и взрослых. Эта деятельность обеспечивается работой всех систем жизнедеятельности, включая физиологические и психические факторы. Воздействие их вызывает нарушения в развитии, в том числе нарушения в развитии зрительного анализатора.

Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых  по своим последствиям в развитии ребенка. Определение глубины зрительного  нарушения у новорожденного затруднено в связи с тем, что зрительная система младенца имеет существенные отличия от зрительной системы взрослого.

В первые месяцы жизни  зрение ребенка характеризуется  как примитивное, диффузное светоощущение. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде реакции слежения. И лишь ко второму месяцу у детей появляется предметное зрение, когда ребенок начинает живо реагировать на мать. Основным видом коммуникативного воздействия в раннем возрасте является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, направленное на удовлетворение потребностей ребенка в любви и заботе взрослого. Отсутствие зрения или его нарушение могут быть констатированные уже на первой неделе после рождения, и поэтому нарушение зрительных функций не сказывается негативно на общем развитии ребенка, в том числе и на развитии его коммуникации в этот период.

Зрительный анализатор организует и корригирует работу всех систем организма, поэтому нарушения  его деятельности негативно сказываются на работе всех других анализаторных систем. Для детей, имеющих зрительную патологию, этот момент является чрезвычайно сложным - доверяя своему нарушенному зрению, они игнорируют или слабо дифференцируют информацию от других анализаторных систем.

Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т.к искажается система сенсорных эталонов. Любой объект, действие или состояние представляет собой сложную совокупность раздражителей и реакций на них, включающих все уровни чувственного познания: сенсорный, перцептивный, апперцептивный. Субъективный перцептивный образ строится с учетом искаженной сенсорной информации от зрительного анализатора, что нарушает целостность взаимодействия всех анализаторных систем. Это неизбежно отражается и на представлении, т.к "чего не было в восприятии, не может быть и в представлении" [4].

Представления, есть те высшие психические функции, которые являются основой построения и развития коммуникативной  деятельности детей с нарушениями зрения. Вследствие зрительного дефекта значительно снижается двигательная активность, координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей [6].

С 5 - 6 мес. жизни становится очевидным отставание детей с  нарушениями зрения от их нормально видящих сверстников.

В возрасте от 6 мес. до 3х  лет для детей с нарушениями  зрения на первый план выступает коммуникативная  потребность в сотрудничестве, осуществляемая в процессе ситуативно-деловой формы  общения со взрослыми. Общение может осуществляется одновременно на уровне содержания, передающего цифровую информацию, выраженную словами, и на уровне отношения, передающего аналогичную информацию, в которой выражено отношение говорящего к произносимым словам или к слушателю. Ребенок с нарушенным зрением лишен возможности овладевать неречевыми и речевыми средствами коммуникации на основе простого подражания и требует специального обучения элементам предметной деятельности.

Формирование предметной деятельности детей с нарушениями  зрения затягивается до 3 - 4хлетнего возраста; но с момента включения речи в предметное общение происходит качественный скачок в развитии их коммуникативной деятельности [10].

Речь выполняет две  основные функции - коммуникативную  и сигнификативную, благодаря которым  она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. С.Л. Рубинштейн указывает на особенность словесного формирования мысли: формируясь, мысль формируется [14].

Формирование речи тесно  связано с развитием психологических  процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

У детей с нарушениями  зрения относительно лучше развитие и владение речью, по сравнению с  развитием других психических процессов, позволяет активно общаться со взрослыми  и сверстниками. Речь у детей с  нарушениями зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Также как и у нормально видящих, речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется вербализм, из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания.

В процессе формирования новых потребностей, социальных, и в общении с окружающими людьми ребенок с нарушенным зрением постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной деятельности, т.к именно слово, живая речь позволяют вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Коммуникативная деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения, от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной адаптации детей с нарушениями зрения. К ним относятся все невербальные средства общения, а также интонационные особенности голоса, позы, одежды, и те средства, употребление которых выходит за границы непосредственного контакта индивидов [8].

Дети с нарушениями  зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера.

Общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют коммуникативную деятельность в практическом и "теоретическом" сотрудничестве со взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации. В.Н. Панферов определяет стадии общения, указывая на элементарные составляющие первого социального контакта: выбор партнера для взаимодействия; стадия проявления себя для партнера; стадия проявления встречной заинтересованности; стадия обмена представлениями, мыслями, чувствами, отношениями; стадия достижения социально-психологической совместимости [5].

"Лицо - это центр  передачи и приема социальных  сигналов, которые являются решающими  для развития индивида" (К. Изард) [4].

Лицо и его выразительные особенности привлекает и удерживает внимание ребенка и способствует более уверенной двигательной координации ребенка, снижению сердечного ритма, общему успокоению. Вудвортс и Шлосберг отметили, что классификация мимических выражений эмоций осуществляется в соответствии с шестью основными категориями: радость (любовь), удивление, страх (страдание), гнев (решимость), отвращение, презрение. При этом существуют трудности опознавания сходных по качеству и интенсивности эмоций [13].

К. Изард показал, что существует, по-крайней мере, три фактора, влияющих на формирование мимики и пантомимики: врожденные видотипические мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; приобретенные, социализированные, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные, специфические экспрессивные особенности человека.

Ребенок с нарушениями  зрения слабо знаком с собственными выразительными возможностями и  механизмом деятельности анализаторных  систем, а потому не владеет мимикой, практически не использует в общении выразительные движения.

В результате взаимопознание детей с нарушениями зрения в  процессе общения опирается прежде всего на вербальные средства выразительности, используя которые они обмениваются представлениями, мыслями и чувствами.

Речь и ее выразительные  возможности являются необходимой  и для многих детей единственно  доступной и привычной формой получения и передачи информации.

Речь служит самым  важным средством общения, так как  невербальные проявление характера, настроения, эмоционального состояния трудом улавливаются дошкольниками с нарушениями зрения.

Деятельность, и прежде всего игровая деятельность, в  младшем школьном детстве предполагает интегрированное использование  всех средств коммуникации, но так  как речь является наиболее доступным ее видом, активно организующим перцептивный и социальный опыт детей с нарушениями зрения, то она используется в процессе коррекционных мероприятий различного качества.

Именно в этот период необходима усиленная стимуляция коммуникативной  деятельности и повышенное внимание взрослого к ребенку с нарушениями зрения.

Зрительный дефект ребенка  вызывает глубокую эмоциональную реакцию  родителей и взрослых близкого окружения, что зачастую выражался в гипертрофированных формах любви к ребенку, или, напротив, игнорирования последствий дефекта.

Предметная, коммуникативная, игровая - ведущие виды деятельности детей младшего школьного возраста организуются и протекают благодаря  связям нарушенного зрительного  анализатора с сохранными.

В младшем школьном возрасте одним из основных средств компенсации является речь.

Таким образом,

1) Коммуникативная деятельность  детей младшего школьного возраста  организуется и протекает благодаря  связям нарушенного зрительного  анализатора с сохранными. Они  включаются в структуру стадий компенсации зрительного дефекта.

2). В младшем школьном  возрасте одним из средств  компенсации является речь и  развитие сигнификативной функции  речи посредством абстрагирующей  и обобщающей работы мысли.

3) Зрение и речь - представляют  собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов любой модальности на зрительные схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

2.1. Описание методов и организации исследования

 

С целью выявления  особенностей коммуникативной деятельности было организованно эмпирическое исследование, которое проводилось в Муниципальном  общеобразовательном учреждении № 6 города Всеволожска Ленинградской  области. В нем принимали участие 10 испытуемых младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели и решения, намеченных в исследовании задач были подобраны следующие методики:

1) Методика "Маски";

2) Методика "Два домика";

3) Методика " Рисунок семьи".

Методика "Маски".

Цель: изучить особенности  общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в  группе.

Материалом для обследования послужил набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих  хорошее и плохое настроение.

Методика предполагала следующую процедуру проведения:

Перед ребенком выкладывают  четыре маски, отображающих различное  настроение, в ряд. После того, как  он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос " как ты думаешь, какое лицо бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят из своей группы?", каждую из масок по очереди дают ребенку и задают второй вопрос " На кого он так смотрит?" или "Кто на него так смотрит?".

Интерпретация: При анализе  результатов, следует обратить внимание, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением. Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок превышает количество грустных.

Выявляются "пассивные" и " активные" отверженные, т.е. те дети, которые спокойно переносят  свою отверженность, и не стремятся к общению, и дети которые переживают свою отгороженность от группы.

Подсчитывают количество выборов "доминирования" и "подчинения".

Методика " Два домика".

Цель: изучить характер отношений со сверстниками и их симпатии и антипатии к членам группы.

В качестве стимульного  материала был использован лист бумаги, на котором нарисованы два  небольших стандартных домика. Один из них, что побольше - красного цвета, а другой - черного цвета.

Инструкция: Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь пригласить к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого бы в черный домик.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения