Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа
Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.
Введение …………………………………………………………………..
Глава I Теоретическое обоснование проблем коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения
1.1. Характеристика коммуникативной сферы ………………
1.2. Становление коммуникативной сферы у младших школьников………………………………………………...
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения………………………………………
1.4. Особенности становления коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения…………..
Глава II Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения…………………
2.1. Описание методов и организации исследования………..
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..
- Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
- Принцип коррекции "Сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция по принципу "Сверху вниз" строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
- Принцип коррекции "Снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнения и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
- Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.
- Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, и в социальной ситуации развития.
Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.
В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц. Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая.
Индивидуальная психокоррекция
раскрывает особенности клиента, снимает
у него психологические барьеры.
Но этот вид психокоррекции малоэффективен
при решении проблем
Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:
Специфика групповой
психокоррекции заключается в целенаправленном
использовании групповой
Задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания:
Самопонимание (когнитивный аспект).
Отношение к себе (эмоциональный аспект).
Саморегуляция (поведенческий аспект).
В групповой психокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы ребенка за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе "здесь и теперь". На этом основании групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, а индивидуальная на раскрытия, проработку глубинного внутриличностного конфликта.
Однако групповая
Продолжительность курса групповой коррекции зависит от теоретической ориентации, от характера основных проблем детей и условий, в которых она проводится.
Специфика групповой психокоррекции как самостоятельной формы воздействия заключается в целенаправленном использовании в коррекционных целях явления групповой динамики. Этим групповая психокоррекция отличается от индивидуальной, при которой взаимоотношения строятся между психологом и ребенком.
Для развития коммуникативных навыков необходимо проводить специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов. Остановимся на их описании.
Задачей первого этапа
является преодоление отчужденной
позиции в отношении к
Второй этап коррекционной работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Наилучшим способом тут является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому уподоблению - важный шаг к становлению чувства общности и причастности.
Третий этап коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.
На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений предлагается начинать с совместной деятельности. Общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях.
Описание и содержание конкретных игр, заданий и упражнений по коррекции коммуникативной сферы младших школьников с нарушениями зрения представлено в приложении 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретико-эмпирического исследования мы пришли к следующим обобщениям: в отечественной психологии учеными выделяется несколько подходов к пониманию общения.
Общение определяется как процесс взаимодействия, направленный на взаимное познание, установление взаимоотношений, оказание взаимовлияния на регуляцию совместной деятельности.
В общение как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вербальных так и не вербальных) происходит обмен информации, ее интерпретация, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
Одним из методологических принципов при изучении общения является положение единства общения и деятельности.
В общение осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, и чувствами. Общение является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия человека.
Выделение видов общения и их классификация зависит от того как разные исследователи понимают сущность общения (прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое, межперсональрое и ролевое общение).
Общение выполняет различные функции: прогматическая, функция подтверждения, формирующая функция, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция.
Общие закономерности психического развития нормальных и аномальных детей: - соотнесение биологических и социальных факторов в процессе речевого развития.
Специфические особенности для детей с нарушениями зрения:
- зрительные нарушения у детей отражается на общении как непосредственном так и опосредованном;
- нарушение зрения
провоцирует неадекватное
- дети с нарушениями
зрения отличаются в ходе
- нарушения общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Наличие не специфических
особенностей у детей с нарушениями
зрения указывает на целесообразность
осуществления коррекционной ра
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.
Раннее коррекционное
вмешательство может изменить весь
ход психического развития ребенка.
Целенаправленное комплексное формирование
коммуникативных навыков у
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М., 2004.
2. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьников и его воспитание. - М., 1979.
3. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002.
4. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: медицина, психология, педагогика. - М., 2002.
5. Ермаков В.П., Якунии Г.А. Основы тифлопедагогики. - М., 2002.
6. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М., 2005.
7. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. - М., 1996.
8. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра: драматизация. - М., 2004.
9. Кузницова Л.В. Основы специальной психологии. - М., 2003.
10. Кэрон Флэйк - Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношение с окружащими. - М., 1992.
11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2004.
12. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 2002.
13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.
14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
15. Машков В.Н. Введение в психологию человека. - СПб., 2003.
16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002.
17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002.
18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М 1995.
20. Словарь практического психолога / сост. Головин С.Ю. - Минск 2001.
21. Солнцева Л.Н. Специальная психология. - М., 2006.
22. Солнцева Л.И. Воспитание слепых детей. Советы родителям.2 издание - М., 2005.
Информация о работе Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения