Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава I Теоретическое обоснование проблем коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения
1.1. Характеристика коммуникативной сферы ………………
1.2. Становление коммуникативной сферы у младших школьников………………………………………………...
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения………………………………………
1.4. Особенности становления коммуникативной сферы у младших школьников с нарушениями зрения…………..
Глава II Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения…………………
2.1. Описание методов и организации исследования………..
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

- Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

- Принцип коррекции "Сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция по принципу "Сверху вниз" строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

- Принцип коррекции "Снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнения и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

- Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.

- Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, и в социальной ситуации развития.

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц. Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая.

Индивидуальная психокоррекция раскрывает особенности клиента, снимает  у него психологические барьеры. Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

  • когда проблемы ребенка индивидуального, а не межличностного характера;
  • когда ребенок категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;
  • когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и ребенка необходимо держать под наблюдением и контролем;
  • когда у ребенка выявлена сильная тревожность;
  • когда выявлена сильная заторможенность;
  • при неуверенности в себе;
  • при необоснованных страхах;
  • при утрате смысла и цели жизни.

Специфика групповой  психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений  и взаимодействий, возникающих между  участниками группы, включая и  психолога в коррекционных целях. Групповая психокоррекция представляет собой специфическую форму, при которой основным компонентом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

 

 

Задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания:

Самопонимание (когнитивный  аспект).

Отношение к себе (эмоциональный  аспект).

Саморегуляция (поведенческий  аспект).

В групповой психокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы ребенка за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе "здесь и теперь". На этом основании групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, а индивидуальная на раскрытия, проработку глубинного внутриличностного конфликта.

Однако групповая психокоррекция в рамках конкретного напряжения решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью других средств. Отличие групповой коррекции от индивидуальной при общих задачах заключается в том, что первая в большей степени акцентирует внимание на межличностном аспекте, а вторая - на генетическом.

Продолжительность курса  групповой коррекции зависит  от теоретической ориентации, от характера основных проблем детей и условий, в которых она проводится.

Специфика групповой  психокоррекции как самостоятельной  формы воздействия заключается  в целенаправленном использовании  в коррекционных целях явления  групповой динамики. Этим групповая психокоррекция отличается от индивидуальной, при которой взаимоотношения строятся между психологом и ребенком.

Для развития коммуникативных  навыков необходимо проводить специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов. Остановимся на их описании.

Задачей первого этапа  является преодоление отчужденной  позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает  либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.

Второй этап коррекционной работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Наилучшим способом тут является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому уподоблению - важный шаг к становлению чувства общности и причастности.

Третий этап коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

На последнем этапе  коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений предлагается начинать с совместной деятельности. Общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях.

Описание и содержание конкретных игр, заданий и упражнений по коррекции коммуникативной сферы младших школьников с нарушениями зрения представлено в приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе теоретико-эмпирического  исследования мы пришли к следующим  обобщениям: в отечественной психологии учеными выделяется несколько подходов к пониманию общения.

Общение определяется как  процесс взаимодействия, направленный на взаимное познание, установление взаимоотношений, оказание взаимовлияния на регуляцию совместной деятельности.

В общение как в  процессе последовательных взаимоориентированных  во времени и пространстве действий (как вербальных так и не вербальных) происходит обмен информации, ее интерпретация, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

Одним из методологических принципов при изучении общения  является положение единства общения  и деятельности.

В общение осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, и чувствами. Общение является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия человека.

Выделение видов общения  и их классификация зависит от того как разные исследователи понимают сущность общения (прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое, межперсональрое и ролевое общение).

Общение выполняет различные  функции: прогматическая, функция подтверждения, формирующая функция, функция организации  и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция.

Общие закономерности психического развития нормальных и аномальных детей: - соотнесение биологических и  социальных факторов в процессе речевого развития.

Специфические особенности  для детей с нарушениями зрения:

- зрительные нарушения  у детей отражается на общении  как непосредственном так и  опосредованном;

- нарушение зрения  провоцирует неадекватное развитие  неречевых средств общения, воздействует  на объем и качество общения,  а так же затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность;

- дети с нарушениями  зрения отличаются в ходе общения  неадекватной жестикуляцией, которая  в норме призвана точнее и  полнее передать отношение к собеседнику;

- нарушения общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

Наличие не специфических  особенностей у детей с нарушениями  зрения указывает на целесообразность осуществления коррекционной работы по развитию коммуникативной сферы у данной категории детей.

Общение возникает ранее  других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно  оказывает влияние на психическое  развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.

Раннее коррекционное  вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка  должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М., 2004.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьников и его воспитание. - М., 1979.

3. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002.

4. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: медицина, психология, педагогика. - М., 2002.

5. Ермаков В.П., Якунии Г.А. Основы тифлопедагогики. - М., 2002.

6. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М., 2005.

7. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. - М., 1996.

8. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра: драматизация. - М., 2004.

9. Кузницова Л.В. Основы специальной психологии. - М., 2003.

10. Кэрон Флэйк - Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношение с окружащими. - М., 1992.

11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2004.

12. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 2002.

13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.

14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.

15. Машков В.Н. Введение в психологию человека. - СПб., 2003.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002.

17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002.

18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.

19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М 1995.

20. Словарь практического психолога / сост. Головин С.Ю. - Минск 2001.

21. Солнцева Л.Н. Специальная психология. - М., 2006.

22. Солнцева Л.И. Воспитание слепых детей. Советы родителям.2 издание - М., 2005.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения