Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа
Школа - значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи ………………………………..7
1.1.Принципы взаимоотношений личности и ученического коллектива
1.2. Социально-психологические признаки коллектива
1.3. Особенности развития личности
Глава 2. Содержание и методика внеурочной работы с подростками ………………………………17
2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях
2.2. Принципы организации внеурочной работы
2.3.Формы организации досуга старшеклассников
Заключение…………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..33
Приложение………………………………………………………………..34
Министерство образования и науки УР
БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж
им.
П.И.Чайковского»
Особенности
взаимодействия личности
и коллектива при
организации внеурочной
работы в школе
Выполнил:
Навродская Алина Владиславовна
Специальность – 050702
Организация воспитательной
деятельности
Курс-3 Группа 34
Форма обучения-очная
Руководитель:
Семёнова
Л.Н.
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи ………………………………………………………..7
1.1.Принципы взаимоотношений личности и ученического коллектива
1.2. Социально-психологические признаки коллектива
1.3. Особенности развития личности
Глава
2. Содержание и методика
внеурочной работы с
подростками ………………………………………………………………………………
2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях
2.2. Принципы организации
2.3.Формы организации досуга старшеклассников
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..33
Приложение……………………………………………………
Введение
Школа - значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
ВНЕУРОЧНАЯ
РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного
процесса в школе, одна из форм организации
свободного времени учащихся. Внеурочная
работа в дореволюционной России проводилась
учебными заведениями главным образом
в виде занятий творчеством, организации
тематических вечеров и др. Большое развитие
внеурочная работа получила после Октябрьской
революции, когда в школах начали активно
создаваться разнообразные кружки, самодеятельные
коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко,
С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги
рассматривали внеурочную работу как
неотъемлемую часть воспитания личности,
основанного на принципах добровольности,
активности и самостоятельности.
Современное
состояние образования и
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развития личности зависит от уровня развития коллектива, от структуры сложившихся в нём деловых и межличностных отношений.
С другой
стороны, активность воспитанников, уровень
их физического и умственного
развития их возможностей и индивидуальные
способности обуславливают
Развитие
личности и коллектива-
В данной работе будут использованы следующие понятия:
Авторитетность-способность человека иметь определённый вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.
Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность) мешающий человеку выполнить некоторое действие. При взаимодействии людей мешает установлению между ними открытых и доверительных отношений.
Группа-совокупность людей, выделенная на основе какого-нибудь одного или нескольких, общих для них признаков.
Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.
Коммуникации- контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.
Лидер-член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочного признаются остальными членами малой группы, коллектива, готовыми следовать за ними.
Лидерство-степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Общение-это многоплановый процесс развития контактов между людьми порождаемых потребностями совместной деятельности.
Статус- положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющие степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Тест - стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной качественной оценки у человека изучаемого психологического качества.
Эмпатия
– способность человека к сопереживанию
и сочувствию другим людям, к пониманию
их внутренних состояний.
Этой
проблемой занималась: А.С,Макаренко
«Детский коллективизм», В.А.Сухомлинский
«Сердце отдам детям», Д.Б.Эльконин «Избранные
труды»,В.А.Кан-Калик«Основы профессионально-
Объект исследования: процесс формирования коллектива и развития индивидуальных способностей подростков.
Предмет исследования: особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе.
Цель исследования: проанализировать и выявить условия для плодотворного взаимодействия личности и коллектива, поиск актуальных форм внеурочной работы.
Задачи исследования: 1.Изучить литературу по цели исследования.
2.Проанализировать
психолого-педагогические
3.Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
4.Формирование системы знаний, умений, навыков во внеурочной работе.
5.Привитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
6.Создание условий для самореализации приобретенных знаний, умений и навыков;
7.Развитие коммуникативных навыков
8.Оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей.
Гипотеза: Успешность взаимодействия личности и коллектива будет обеспечена в случае использования максимального количества малых и крупных форм внеурочной работы с учётом возрастного развития, основ формирования ученического коллектива и коммуникативной сферы.
Методы исследования:
1.Наблюдение
2.Сравнение
3.Анализ
4.Изучение литературы
5.Использование
интернет-источников
1. Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи
1.1.
Принципы взаимоотношения
личности и ученического
коллектива.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
“Коллектив - это социальный организм в здоровом человеческом обществе” - так образно определил коллектив А.С. Макаренко. Если продолжать сравнение с организмом, коллектив зарождается и успешно развивается, созревает и может иметь долгую и здоровую будущность лишь при благоприятных социальных условиях. Если социальные условия не благоприятны, коллектив может и не родиться, или, родившись, развиваться медленно, неравномерно, болезненно, он может и прекратить свое существование, умереть. В сравнении коллектива с организмом охвачена его живая сущность. Ни с какой самой сложной машиной или технической системой коллектив сравнить невозможно, потому что даже детальное знание всех элементов, черт, признаков, особенностей и других характеристик коллектива, которые мы искусственно выделяем с целью его изучения, никогда до конца не раскроет тайны сложного социального организма - коллектива. Познать до конца его невозможно, потому что он находится в постоянном развитии, лишь непрерывное, целенаправленное и заинтересованное его изучение позволит руководителю эффективно управлять им, создавая для его развития наиболее благоприятные условия.
Коллектив и личность
Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу временя решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Подростки члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Положение
личности в системе коллективных
отношений самым существенным образом
зависит от ее индивидуального социального
опыта. Именно опыт определяет характер
ее суждений, систему ценностных ориентации,
линию поведения. Он может соответствовать,
а может и не соответствовать
суждениям, ценностям и традициям
поведения, сложившимся в коллективе.
Там, где это соответствие налицо,
включение личности в систему
сложившихся отношений