Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Школа - значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи ………………………………..7
1.1.Принципы взаимоотношений личности и ученического коллектива
1.2. Социально-психологические признаки коллектива
1.3. Особенности развития личности
Глава 2. Содержание и методика внеурочной работы с подростками ………………………………17
2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях
2.2. Принципы организации внеурочной работы
2.3.Формы организации досуга старшеклассников
Заключение…………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..33
Приложение………………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 88.95 Кб (Скачать документ)

Содержание  системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные  виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с  тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются  содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно  сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Существуют  типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы  внеурочной работы.

Существует  недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель  – содержание – форма» или «планирование  – организация – анализ», а  также отсутствие связей между этими  звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.

Не менее  опасен и другой недостаток – интенсивное  развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.

Еще один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

Именно  обеспечению целенаправленной взаимосвязи  и полноценного развития различных  элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. 
 

2.3.Формы организации досуга старшеклассников.

Внеурочная  работа помогает удовлетворять потребности  учащейся молодёжи в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п.

Организация внеурочной деятельности, в том числе  досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия помимо уроков, общение в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с классом, лучше его узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.

Однако  чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Познавательная  деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Общественная  деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники.

Самоуправленческая  деятельность Самоуправление способствует более успешной социализации в силу непреложного правила, выражающегося в том, что в процессе самоуправления подростки осваивают различные социальные роли, учатся руководить и подчиняться. 
Созданные в школе органы самоуправления соответствуют демократическому типу устройства общества, т.е. российского и большинства государств. Общественно-демократическая направленность самоуправления дает практический опыт для будущей гражданской активности, предполагающей право и обязанность всех и каждого принимать участие в выдвижении, обсуждении, выборе. 
Кроме этого, самоуправление формирует коллектив, в котором подростку важно общение с товарищами. В старшем школьном возрасте ребята как никогда нуждаются в поддержке взрослых и ровесников в силу физиологических и психологических причин: растет их самопознание, увеличивается потребность в самоопределении, повышается роль самооценки, перестраивается мотивационная сфера.
Самоуправленческая деятельность многообразна и включает в себя: организацию коллективной деятельности; формирование внутриколлективных отношений; разработку основных документов, правил, прав, обязанностей.

Эстетическая  деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности школьников. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для  методически правильной организации  всех этих форм работы. Прежде всего, в  педагогике воспитательной работы в  школе не очень ясно само понятие  «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя  важно все же знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы можно определить как конкретный способ организации свободной деятельности в школе, самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы.

Основным  средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь —  обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного  воздействия имеет место в  практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его  проведения могут быть различными.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Трудовое  воспитание является практической подготовкой  молодого поколения к участию  в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом  нравственного, интеллектуального  и эстетического воспитания. 

2.3.Формы организации досуга старшеклассников 

Субботник

Субботники  важны в плане эстетического  и трудового воспитания. Во время уборки у школьников формируется ответственное отношение к окружающей природе, не умалить и важность коллективной работы. Порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники просто необходимы. Грести мусор, красить балконы, где посажены цветы, создавать новые цветники приходиться и учителям. Разве сможет уважающий себя преподаватель спокойно стоять и наблюдать со стороны, как дети убирают школьный двор? Учитель должен подавать пример своим ученикам. А разве может быть иначе, что школа для ребят является вторым домом. 
 
 

Волонтёрская  деятельность

Волонтёрская  деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Подростки все более заинтересована, относятся к волонтёрской работе.

Волонтёрская (добровольческая) деятельность включает в себя следующие направления:

  • посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;
  • помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;
  • благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
  • помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
  • просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;
  • благотворительные концерты и театральные выступления;
  • экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • интернет-добровольчество, к которому относится также Википедия.
  • работа в тех. поддержке

Волонтёрский  труд не оплачивается. Волонтёры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Педагог должен многое знать и уметь для  правильной методической организации  всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного  руководителя преобладает то или  иное основное средство воздействия. В  беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным  будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной  постановке осуществляется воздействие  образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в  трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность ребят. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо общее дело. 

Игровые (досуговые) формы работы.

Роль  игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные  типы форм воспитательной работы, нередко  совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет  воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи  с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Информация о работе Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе