Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Школа - значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи ………………………………..7
1.1.Принципы взаимоотношений личности и ученического коллектива
1.2. Социально-психологические признаки коллектива
1.3. Особенности развития личности
Глава 2. Содержание и методика внеурочной работы с подростками ………………………………17
2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях
2.2. Принципы организации внеурочной работы
2.3.Формы организации досуга старшеклассников
Заключение…………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..33
Приложение………………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 88.95 Кб (Скачать документ)

                         Как рассматривается личность в психологии

Как правило, психологи различают личность и  индивидуальность. Индивидуальность - особенности конкретного человека, делающие его непохожим на других. Если понятие "личность" трактовать в самом широком понимании, как перечень всех ее отличительных от других особей свойств, то личность то же самое, что индивидуальность. При других трактовках эти понятия различаются. А именно, личность в узком смысле - человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Сколько психологов, столько и представлений  о личности. Психологи, особенно психологи  разных школ и направлений, дают очень  разные определения, что такое личность. Разночтения, создающие видимость  разногласий, касаются чаще следующих  пунктов:

  • каков уровень развития личности имеется в виду,
  • каковы механизмы ее развития, что является движущей силой жизнедеятельности и развития личности,
  • каков способ видения и соответственно язык описания.

Важно, что объемное понимание того, что  такое личность, возможно только при  умении соединять все эти подходы  и видения.

Сила  человеческой личности определяется точностью, гармоничностью и глубиной соответствия его системы ценностей и его  знаний о жизни. Собственно суть силы человека, находится в его целостности - в соответствии его знаний его  ценностям. Если я знаю что-либо, и  это для меня приоритетная ценность, то я уже от этого не отступлю. И это не проста сила воли, не просто отвага – нет, это естественное состояние человека, который сознает свои ценности (их важность для себя и своей миссии) и твёрдо ЗНАЕТ, что по другому нельзя. Т.О. базой этой силы является познание, а познание – это поиск смысла.

Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон  (427 – 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя  много веков, Я. А. Каменский (1592 – 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

Разрабатывая  вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность».

     Дальнейшее  развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна  и других.

     Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному  воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие  для гармонического развития личности.

     Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Вопросам  нравственного воспитания большое  внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

     В настоящее время, люди стремятся  создать правовое общество с высокой  культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость  нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и  аморальных поступков личности. Большое  значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение  к совершаемым действиям и  поступкам, к соблюдению установленных  в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала  моральные нормы и правила  в силу собственного внутреннего  влечения и глубокого понимания  их необходимости. 

     Глава 2.Содержание и методика внеурочной работы с подростками.

2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях

Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает  условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации  и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую  информацию и т.д.

Главные идеи:

- формирование  культуры общения учащихся, осознание  учащимися необходимости позитивного  общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача  подросткам знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание  стремления учащихся к полезному  времяпровождению и позитивному  общению.

Главная цель:

Создание  условий для позитивного общения  учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и  открытости в реальных жизненных  ситуациях, интереса к внеклассной  деятельности на всех возрастных этапах. 
 

Задачи  воспитания:

- знакомить  учащихся с традициями и обычаями  общения и досуга различных  поколений;

- использовать  активные и творческие формы  воспитательной работы;

- создавать  кружки, клубы, секции с учетом  интересов и потребностей учащихся;

- демонстрировать  достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать  силу воли, терпение при достижении  поставленной цели;

 - способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Исходя  из выше сказанного, можно вывести  некоторые формы внеклассной  работы:

  • дискотеки к праздничным и памятным датам;
  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;
  • конкурсы состязания талантов;
  • дни творчества школы;
  • театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий;
  • предметные кружки, секции;
  • собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы
  • митинги
  • игры телевизионных передач («Огонёк», КВН, «Круглый стол», «Аукцион», «Что?Где?Когда?» и т.п.)

    2.2.Принципы организации внеурочной работы

Упорядочивание внеурочного времени

Внеурочная  деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочную деятельность включает: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе-дистационные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.

Видовое разнообразие творческих объединений  велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это, прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако, основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного пространства через творческие объединения. Организационным фактором являются материально-технические условия школы: пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д. Играет немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность, прежде всего, непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения. Парадокс состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного образования. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ. Очевидно, что степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории. [13 с. 54-55]

Коррекционное внеурочное воспитание

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически  запущенным и трудновоспитуемым  подросткам предоставляется возможность  удовлетворить свои интересы, реализовать  свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным  другими в ходе участия во внеклассной  работе, наконец, попытаться найти оптимальный  вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки, определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему  знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков. [11, с 112.]

Задачи  формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода  к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными принципами организации внеурочной деятельности подростков являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Информация о работе Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе