Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Школа - значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи ………………………………..7
1.1.Принципы взаимоотношений личности и ученического коллектива
1.2. Социально-психологические признаки коллектива
1.3. Особенности развития личности
Глава 2. Содержание и методика внеурочной работы с подростками ………………………………17
2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях
2.2. Принципы организации внеурочной работы
2.3.Формы организации досуга старшеклассников
Заключение…………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..33
Приложение………………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 88.95 Кб (Скачать документ)

Задания для команд:

1.  Водопад

2.  Извержение вулкана

3.  Рассвет и закат

4.  Лунное затмение

5.  Туман

6.  Сильный ветер

III Тур

Разминка: самые, самые, самые

Первая  команда ответившая правильно на вопрос, получает балл.

·  Самое маленькое море, омывающий берег России

·  Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли

·  Самые молодые горы в России

·  Самое соленое озеро в мире

·  Какой город считается полюсом холода в России

·  Самое глубокое озеро мира

·  Самый большой материк

·  Самые древние горы в России

·  Самой толстое дерево

·  Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает)

·  Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая

·  Самая длинная река в мире

·  Смый теплый океан

IV Тур

Конкурс знатоков

Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можно больше фамилий  путешественников, географов, первооткрывателей.

Листы по истечении времени (3 мин) сдаются  жюри, которое подводит итог. Максимальная оценка за задание - 3 балла.

V Тур

Конкурс "Путешествня по карте"

Ведущий читает маршрут движения путешествий, а участники конкурса

должны  нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.

Оценивается точность выполнения задания. Усложнить, его можно добавив

несколько географических ошибок, которые участникам необходимо

определить. Максимальная оценка за задание - 5 баллов.

VI Тур

Конкурс " Составить название города"

Участникам  нужно как можно быстрее составить  название городов из предложенных слов: веки (Киев), вверена (Ереван), игра (Рига), Куба (Баку).

Жюри  в конце подводит итоги и награждает победителей Максимальная оценка за задание - 2 балла (5).

Подведение  итогов

Максимальное  количество - 30 баллов. Команды, набравшие  большее количество баллов награждаются. 
 
 

Приложение 3

Ход занятия.

1.Организационный  момент.

-Дорогие  Ребята, я рада  вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.

2. Постановка и решение  проблемного вопроса.      

Сценка  «ИГРА»

-Предлагаю  разыграть сценку, для этого приглашаю  3 мальчиков. 

-После  уроков ребята решили поиграть.

Сергей: Давайте поиграем

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Сергей: Чего не хочешь?

Саша: Играть

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша: Я не хочу.

Сергей: Захочешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

-Имеют  ли право ребята заставить Сашу?

-Обязан  он им подчиняться? …( Заслушиваем  точки зрения.)

3. Объявление темы  и постановка цели  занятия.

-Давайте  попробуем разобраться,  какие права и обязанности вы имеете  в повседневной жизни? 

-Прочитайте   тему нашего классного часа («Права и  обязанности»)

-Как  вы понимаете,  что такое право? …

-Из   словаря Ожегова:  «Право - возможность что-нибудь  делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и  отвечает за ваши права? ….(Конечно,  ваши родители, семья.)

-Но  о детях заботятся не только   в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года  возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека  во всём мире.

20 ноября 1989 года эта организация приняла  очень важный  документ «Конвенцию о  правах  ребенка». 

Конвенция – это договор, который должен  обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях.

Наша  страна тоже подписалась под этим документом,

-В Конвенции  54 статьи.

-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

-Но  прежде я хотела бы вам предложить  задание:   подумайте и обсудите  в группах, какие права  вы имеете, и какие хотели бы  иметь.  

4.Работа   в  группах. (Учитель  помогает в случае затруднения.) 

-Вам  интересно сравнить, что придумали  вы сами, ребята, и что записано  в этом документе? 

Выступления представителей групп.

-Мы  сегодня работаем по группам-командам  не случайно:  я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить.

(Учитель  вывешивает на доске плакаты  с надписями прав ребенка и   зачитывает некоторые…)

Право на жизнь  (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);

Право на имя при рождении.      

Право на медицинскую помощь.        

Право на образование.

Право на отдых и досуг.                

Право на личную жизнь. 

Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка). 

Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье  любого вопроса, затрагивающего его интересы;         

Право на заботу и воспитание родителями,

Право на защиту от эксплуатации и насилия 

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства  (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).

Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство;

Право на защиту своих прав

-Давайте  на примере литературных   героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права?

5.Практическая  часть классного  часа

  1. Игра,  «Какими  правами  пользуются  герои вашей книги?». (Команда выбирает книгу)

Чуковский  К. «Айболит

Толстой  А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».          

Крылов   И. А. «Стрекоза и муравей»                                                        

Толстой Л.Н.  «Филиппок   

2. Выберите  задание и ответьте сказочному  герою, пользуясь статьями конвенции 

(Соедините  задание с правильным ответом)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».      

  Козлята…1. Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».  

Маша:2. Не имеешь права меня эксплуатировать.

Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».                                      

Серая Шейка:3. Не имеешь права лишать меня жизни.

Маленькая разбойница: «Отдай  мне свою муфту и  свое хорошенькое  платьице».    

Герда: 4. Не имеешь права лишать меня имущества.

3.Викторина  «Нарушение прав литературных  героев». Команды получают комплект книг.

-ВЫБЕРИТЕ  ИЗ СВОЕГО КОМПЛЕКТА 

  1. В какой сказке нарушено право на жизнь? на личную неприкосновенность
  2. У каких известных  героев нарушено право на отдых и досуг?  
  3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
  4. Героини, каких сказок страдают от вмешательства в личную жизнь?
  5. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

Вывод:

- Почему  же было плохо  литературным  героям?...                                                

(Были  нарушены их права, кто-то нарушал их права) 

  -КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ? (нельзя нарушать чужие права, надо их уважать)

-В конвенции  есть статья: образование должно   быть  направлено на    воспитание уважения к правам другого человека.

-Давайте  посмотрим, что ещё кроме прав  вы имеете.

6. Обязанности. Анализ  ситуаций 

-Разыграем  сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто  прав?

-Почему   Дима должен был выучить стих?

-Разыграем  сценку с учителем. Приглашаю девочку.

-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

-Настя: Вы, не имеете права эксплуатировать ребёнка.

-Кто  прав?

-Почему…  Настя должна остаться?

-О чем  забыли ребята в этих сценках? ( Об обязанностях…)

Вывод:  Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

-Как  вы понимаете, что такое обязанности?

-Обратимся  к словарю:  «Обязанность- круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»

-Какие  же у вас есть обязанности? 

7. Работа в группах.

-Какие  обязанности у вас есть? Обсудите  в группах.

-Обязанности:

-слушаться  родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого,  грубого, обращения, оскорбления  или эксплуатации;

-получить  основное общее образование (9 классов);

-соблюдать  правила поведения дома и в  общественных местах,

-соблюдать  правила поведения  в  школе,

Давайте повторим некоторые  из них:  

1.Добросовестно  учись. 

2.Соблюдай  дисциплину

3. Не  пропускай занятия без уважительной   причины.

4. Аккуратно  веди  свой дневник

5.Береги   школьное  имущество.  

6.Веди  активный образ жизни, участвуй  в школьных мероприятиях.

7. Помни,  что взрослым ты становишься  тогда, когда можешь самостоятельно  отвечать за свои поступки.

8. Если  потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9.В школе  ты не один, вокруг тебя твои  одноклассники и учителя, имеющие  такие же права, уважай их.

10.Помни  о своих правах, но не забывай  об обязанностях.

P.S. Если ты будешь  следовать этим  советам, будь  уверен, проблем у  тебя не будет.

12. Итог.

-Давайте  подведём итоги:

-В каком  международном документе записаны права детей?

Информация о работе Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе