Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа
Школа - значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи ………………………………..7
1.1.Принципы взаимоотношений личности и ученического коллектива
1.2. Социально-психологические признаки коллектива
1.3. Особенности развития личности
Глава 2. Содержание и методика внеурочной работы с подростками ………………………………17
2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях
2.2. Принципы организации внеурочной работы
2.3.Формы организации досуга старшеклассников
Заключение…………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..33
Приложение………………………………………………………………..34
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое. [4 с.49-50]
Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» — собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса.
Немного
о методике занятия. Ведет такое
собрание учитель, он ставит вопросы (как
правило, только по одной теме) и
дает возможность высказаться всем.
Трудность состоит именно в постановке
вопросов, их надо формулировать так,
чтобы они разбудили активность
каждого и делали невозможными бессодержательные,
формальные ответы, отговорки. Общий
вопрос должен быть проблемным, спорным,
а частные должны требовать приведения
примера, конкретного случая, который
можно проанализировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский коллектив во внеурочной работе может развиваться только при правильном влиянии на него личности учителя и хорошо сформированном педагогическом общении.
На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического общения.
Проведенные
исследования позволяют сделать
вывод, что для успешного
- интерес к детям и работа с ними, наличие потребности и умений общения;
- способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;
-
гибкость, оперативно-творческое
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
-
умение управлять собой, своим
психическим состоянием, своим телом,
голосом, мимикой, умение
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
-
умение прогнозировать
-
вербальные способности:
-
владение искусством
-
способность к педагогической
импровизации, умение применять
все разнообразие средств
Таким образом, педагогическое
общение может быть
Список
используемой литературы
15.http://ru.wikipedia.org.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Практическое применение форм внеурочного воспитания
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
-предметная неделя русского языка;
-библиотечные часы;
-конкурсы,
олимпиады, игры и другие
2) культурно-просветительное:
-посещение городской картинной галереи;
-театральные представления;
-проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
3) общественно-патриотическое:
-встречи
с ветеранами ВОВ, «уроки
-работа школьного музея;
-работа
по сбору и реставрации
-экскурсионная работа;
-организация и проведение субботника по благоустройству школы.
4)
физкультурно-оздоровительное
-работа спортивных секций по футболу и хоккею;
-общеоздоровительная работа;
-проведение
подвижных игр и «весёлых
-проведение внутришкольных спортивных соревнований;
-проведение бесед по охране здоровья;
-заполнение «карточки здоровья».
5) нравственно-правовое:
-беседа
о правилах безопасности
-экологическая работа;
-беседы
о правилах поведения в
-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6) эстетическое и игровое:
-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-участие
в конкурсах, выставках
7) лекционно-образовательное:
-проведение родительских собраний;
-лектории;
-индивидуальная работа с родителями.
Педагог
должен многое знать и уметь для
правильной методической организации
всех этих форм работы. В частности,
следует осознавать, что в разных
формах воспитательной работы классного
руководителя преобладает то или
иное основное средство воздействия. В
беседе, конференции по нравственным
и другим социальным проблемам главным
будет воздействие словом, информацией
(вспомним метод убеждения). В театральной
постановке осуществляется воздействие
образом, зрелищем, совместным эстетическим
переживанием. В соревновании, в
трудовой акции на воспитание работает
игра, действие, деятельность детей. Конечно,
в большинстве форм слово, образ,
игра, действие тесно слиты, но педагог
должен понимать, что является основным
средством воздействия, и в зависимости
от этого организовывать какое-либо
дело с детьми.
Приложение 2
Интеллектуальная игра: "Что? Где? Когда?"
Цель проведения игры:
В игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к географии; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.
Ход игры
От каждого класса собирается команда по 5 человек. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д.
I Тур
Разминка
Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание - 3 балла
№ | Вопрос | Ответ |
1 | На каком материке нет рек? | Антарктида |
2 | Назовите четыре "цветных" моря | Черное, Белое, Красное, Желтое |
3 | Где изобрели арабские цифры? | в Индии |
4 | Самая полноводная река на Земле | Амазонка |
5 | Гигантские волны | цунами |
6 | Воздушная оболочка Земли | атмосфера |
7 | Вершина Гималаев | Эверест |
8 | Священное животное Индии | корова |
II Тур
Конкурс-пантомима
Командам
раздаются задания
С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая задание. Максимальная оценка за задание - 4 балла.