Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Школа - значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность и содержание понятия личности и коллектива учащейся молодёжи ………………………………..7
1.1.Принципы взаимоотношений личности и ученического коллектива
1.2. Социально-психологические признаки коллектива
1.3. Особенности развития личности
Глава 2. Содержание и методика внеурочной работы с подростками ………………………………17
2.1.Актуальные цели и задачи воспитания учащихся в современных условиях
2.2. Принципы организации внеурочной работы
2.3.Формы организации досуга старшеклассников
Заключение…………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..33
Приложение………………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 88.95 Кб (Скачать документ)

Формы внеурочных дел, их содержание очень  разнообразны и с трудом поддаются  учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое. [4 с.49-50]

Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» — собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса.

Немного о методике занятия. Ведет такое  собрание учитель, он ставит вопросы (как  правило, только по одной теме) и  дает возможность высказаться всем. Трудность состоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы они разбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные, формальные ответы, отговорки. Общий  вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который  можно проанализировать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский коллектив во внеурочной работе может развиваться только при правильном влиянии на него личности учителя и хорошо сформированном педагогическом общении.

На стадии младшего школьного возраста учитель  является старшим помощником, наставником  и другом. Учитель играет большую  роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние  на развитие, воспитание. Он является одним  из главных взрослых людей для  детей этого возраста, а также  ключевой фигурой в организации  педагогического общения.

   Проведенные исследования позволяют сделать  вывод, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:

    - интерес к детям и работа  с ними, наличие потребности и  умений общения;

    - способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;

    - гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро  и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения,  быстро изменять речевое воздействие  в зависимости от ситуации  общения, индивидуальных особенностей  детей;

    - умение ощущать и поддерживать  обратную связь в общении;

    - умение управлять собой, своим  психическим состоянием, своим телом,  голосом, мимикой, умение управлять  настроением, мыслями, чувствами;

    - способность к спонтанности (неподготовленной  коммуникации);

    - умение прогнозировать возможные  педагогические ситуации, последствия  своих воздействий;

    - вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический  запас, правильный отбор языковых  средств;

    - владение искусством педагогических  переживаний, которые представляют  собой сплав жизненных, естественных  переживаний педагога и педагогически  целесообразных переживаний, способных  повлиять на детей в требуемом  направлении;

    - способность к педагогической  импровизации, умение применять  все разнообразие средств воздействия  (убеждение, внушение и т.д.).

     Таким образом, педагогическое  общение может быть осуществлено  при наличии определенных условий  во взаимодействии учителя и  детского коллектива. Знание психологических  особенностей детей младшего  школьного возраста и применение  передовых педагогических технологий  способствуют формированию среды  обитания, стиля общения, культуры  поведения, совершенствованию морально-нравственных  качеств воспитуемых. Педагогическая  деятельность во внеурочной работе сегодня направлена на обеспечение формирования ценностной сферы личности, на самореализацию и саморазвитие ребенка в системе социальных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Титова  Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
  3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
  4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
  5. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.
  8. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
  9. Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
  10. Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
  11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.
  12. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
  13. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. – М., 1980.
  14. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.

15.http://ru.wikipedia.org. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  применение форм внеурочного  воспитания

Внеурочная  воспитательная работа в классных коллективах  проводится в традиционных для школы  формах по следующим направлениям:

     1) учебно-познавательное:

     -предметная  неделя русского языка;

     -библиотечные  часы;

     -конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные  мероприятия.

     2) культурно-просветительное:

     -посещение  городской картинной галереи;

     -театральные  представления;

     -проведение  школьного фестиваля искусств, приуроченного  ко Дню культуры.

     3) общественно-патриотическое:

     -встречи  с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;

     -работа  школьного музея;

     -работа  по сбору и реставрации музейных  экспонатов;

     -экскурсионная  работа;

     -организация  и проведение субботника по  благоустройству школы.

     4) физкультурно-оздоровительное и  спортивное:

     -работа  спортивных секций по футболу  и хоккею;

     -общеоздоровительная работа;

     -проведение  подвижных игр и «весёлых стартов»;

     -проведение  внутришкольных спортивных соревнований;

     -проведение  бесед по охране здоровья;

     -заполнение  «карточки здоровья».

     5) нравственно-правовое:

     -беседа  о правилах безопасности дорожного  движения;

     -экологическая  работа;

     -беседы  о правилах поведения в общественном  месте;

     -работа  с социально неадаптированными  подростками и их семьями.

     6) эстетическое и игровое:

     -организация  выставок детских рисунков, поделок  и творческих работ учащихся;

     -проведение  тематических классных часов  по эстетике внешнего вида  ученика, культуре поведения и  речи;

     -участие  в конкурсах, выставках детского  творчества эстетического цикла  на уровне района;

     7) лекционно-образовательное:

     -проведение  родительских собраний;

     -лектории;

     -индивидуальная  работа с родителями.

Педагог должен многое знать и уметь для  правильной методической организации  всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного  руководителя преобладает то или  иное основное средство воздействия. В  беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным  будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной  постановке осуществляется воздействие  образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в  трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог  должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости  от этого организовывать какое-либо дело с детьми. 
 
 

Приложение 2

Интеллектуальная  игра: "Что? Где? Когда?"

Цель  проведения игры:

В игровой  форме проверить знания; дать возможность  учащимся проявить находчивость, чувство  юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к  географии; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.

Ход игры

От каждого  класса собирается команда по 5 человек. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д.

I Тур

Разминка

Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание - 3 балла

Вопрос Ответ
1 На каком  материке нет рек? Антарктида
2 Назовите четыре "цветных" моря Черное, Белое, Красное, Желтое
3 Где изобрели арабские цифры? в Индии
4 Самая полноводная  река на Земле Амазонка
5 Гигантские  волны цунами
6 Воздушная оболочка Земли атмосфера
7 Вершина Гималаев Эверест
8 Священное животное Индии корова

II Тур

Конкурс-пантомима

Командам  раздаются задания географической тематики.

С помощью  жестов, мимики, телодвижений команды  должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая  задание. Максимальная оценка за задание - 4 балла.

Информация о работе Особенности взаимодействия личности и коллектива при организации внеурочной работы в школе