Ответы по психологии журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:14, шпаргалка

Описание

32 ответа.

Содержание

1) Психологическая культура журналиста.
2) особенности психических процессов. Восприятие.
3) Основные свойства восприятия
4) особенности психических процессов. Внимание.
5)Виды и свойства внимания
6)Особенности психических процессов. Память.
7) Функции и виды памяти
8)Сенсорные системы восприятия
9) Бихевиоризм. Взаимозависимость стимула и реакции.
10) Гештальт-психология как учение о целостности психических явлений.
11) Топографическая модель организации психики: сознание, бессознательное.
12)Общие черты массовой психологии по Фрейду.
13) Теория защитных механизмов.
14) аналитическая психология К.Юнга.
15)Теория архетипа.
16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.
17)Функция установок и стереотипов.
18)Массовая культура как структурный элемент культуры.
19) Основные черты, характеризующие массовую культуру.
20)Феномен симулякра.
21) клиповое сознание.
22)Основные знаковые системы невербальной коммуникации.
23) Специфические черты социальной рекламы и пропаганды.
24)социально-психологические проблемы массовой аудитории
25)Способы психологического воздействия на аудиторию.
26)Психологическая типология текстов СМИ.
27)Магическое мышление и особенности мифологического текста.
28)Рационалистическое мышление и особенности убеждающего текста.
29)Позитивистское мышление и особенности прагматического текста.
30) Драйв-мышление и особенности гедонистического текста.
31)Гуманистическое мышление и особенности смысловыявляющего текста.
32) Net-мышление и особенности сетевого текста.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

1) Психологическая  культура журналиста.

2) особенности  психических процессов. Восприятие.

3) Основные свойства  восприятия

4) особенности  психических процессов. Внимание.

5)Виды и свойства  внимания

6)Особенности  психических процессов. Память.

7) Функции и  виды памяти

8)Сенсорные системы  восприятия

9) Бихевиоризм.  Взаимозависимость стимула и  реакции.

10) Гештальт-психология  как учение о целостности психических  явлений.

11) Топографическая  модель организации психики: сознание, бессознательное.

12)Общие черты  массовой психологии по Фрейду.

13) Теория защитных  механизмов.

14) аналитическая  психология К.Юнга.

15)Теория архетипа.

16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.

17)Функция установок  и стереотипов.

18)Массовая культура  как структурный элемент культуры.

19) Основные черты,  характеризующие массовую культуру.

20)Феномен симулякра.

21) клиповое сознание.

22)Основные знаковые  системы невербальной коммуникации.

23) Специфические  черты социальной рекламы и  пропаганды.

24)социально-психологические  проблемы массовой аудитории

25)Способы психологического  воздействия на аудиторию.

26)Психологическая  типология текстов СМИ.

27)Магическое  мышление и особенности мифологического  текста.

28)Рационалистическое  мышление и особенности убеждающего  текста.

29)Позитивистское  мышление и особенности прагматического текста.

30) Драйв-мышление  и особенности гедонистического  текста.

31)Гуманистическое  мышление и особенности смысловыявляющего  текста.

32) Net-мышление  и особенности сетевого текста.

ВОПРОС 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА.

Каждый журналист  регулярно сталкивается со множеством людей, работает в

коллективе, вступает в контакт с различными социальными  институтами. Все это

обуславливает публичность профессии журналиста. Психологический опыт

сознательно, а  чаще - бессознательно руководит работниками СМИ.

Что изучает  психология?

1) Наука, изучающая  процессы активного отражения  человеком и животными объективной  реальности. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и  ее высшей формы - сознания.

Психология журналистики изучает закономерности формирования и функционирования психики журналиста как личности и профессионала, журналистского труда и творчества, психологические особенности межличностного и межгруппового взаимодействия в процессе журналисткой деятельности.

Термин “Культура”- имеет десятки определений, из которых  в данном случае

подходит такое: “Культура- уровень, степень развития, достигнутая в какой-

либо отрасли  знаний или деятельности”.

Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как

науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении  психологических

знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с

социологическими  методами познания и отражения действительности.

Предметом науки  является:

1. Законы развития внутреннего мира журналиста, особенность формирования картины мира.

2. Закономерности  психологический процессов массовой  коммуникации журналистики.

3. Психологические  функции СМИ в обществе и  психологические процессы массовой  аудитории. 

4. Изменения под воздействием СМИ сознания и деятельности индивидов, психическое состояние в больших и малых группах и общества в целом.

5. Психология  массового сознания и общественного  мнения.

Этапы массовой информационной деятельности:

- невербальная  коммуникация (знаки)

Знаки: сигнальные,

Демонстративные,

Символьные.

- устные выступления,

- письменная (протореклама, протогаеты, альбум, граффити)

Массовая информация – направленность на массу, отсутствие непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории, соответствие нужной этой массе информации, ориентирует в социально-значимых явлениях. Оперирование полученными сведениями, стремление к единой позиции, доступность информации для масс, простота формы.

Психологическая культура журналиста формируется под воздействием многих факторов, среди которых:

а) познание самого себя как личности и профессионала; формирование специфического внутреннего  мира, имиджа как системы личностных характеристик и соответствующего стиля поведения;

б) изучение психологи  людей и их поведения, проникновение  в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения;

в) овладение  психологическими методами воздействия  на массовое сознание и поведение  аудитории; освоение диалогических  и интерактивных форм отношения с аудиторией;

г) формирование профессионального мышления и выбор  определенных форм журналистского труда  и творчества;

д) изучение социально-психологических  законов, дающих системное представление  о закономерностях психологических  процессов, лежащих в основе жизни социума.

ВОПРОС 2.

особенности психических процессов. Восприятие.

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических  процессов - познавательные, эмоциональные  и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого организма и его  внутренней среды, называются познавательными  психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном влиянии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, совокупности его свойств.

Это процесс  познания целостных, сложных вещей  и явлений, существующих в мире и  представленных в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.

Существование образов представляется очевидным  в отношении зрительного восприятия и менее очевидным по отношению к другим видам восприятия, например, слуховому. Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является набор взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово, предложение или целое высказывание. Слуховым образом может стать фрагмент какого- либо музыкального произведения или все произведение в целом, когда мы ощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета. Обонятельным образом предмета может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например, животные могут по запахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполне конкретного животного, не видя его и не слыша воспроизводимых им звуков. Здесь ориентация производится по так называемому обонятельному образу.

Свойства восприятия:

1. предметность  – соотношение сведений внешнего  мира к существующей реальности, воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

2. целостность  – ощущения отражают отдельные  свойства предметов, а восприятие  – целостный образ, складывающийся  на основе знаний об отдельных  качествах.

3. структурность  – мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

4. константность  – принцип постоянства.

5. избирательность  – преимущественное выделение  одних объектов перед другими.

Факторы восприятия

1 Внешние

Размер

Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)

Контрастность (противоречие с окружением)

Движение

Повторяемость

Новизна и узнаваемость

2 Внутренние

Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.

Потребности и  мотивация — человек видит  то, в чём нуждается или что считает важным. Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.

Личностные особенности  — оптимисты видят мир и  события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Результатом процесса восприятия становится построенный  образ.

Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого  при помощи органов чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

ВОПРОС 3.

ОСНОВНЫЕ  СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

См.2 вопрос

ВОПРОС 4.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ВНИМАНИЕ.

Внимание —  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Поскольку под  вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться  в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.

Изменение внимания выражается в изменении переживания  степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.

Внимание находит  себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят  интересы и потребности, установки  и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.

ВОПРОС 5.

ВИДЫ  И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

Виды внимания

В зависимости  от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

1. Непроизвольное  внимание (пассивное)

Вид внимания, при  котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Информация о работе Ответы по психологии журналистики