Ответы по психологии журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:14, шпаргалка

Описание

32 ответа.

Содержание

1) Психологическая культура журналиста.
2) особенности психических процессов. Восприятие.
3) Основные свойства восприятия
4) особенности психических процессов. Внимание.
5)Виды и свойства внимания
6)Особенности психических процессов. Память.
7) Функции и виды памяти
8)Сенсорные системы восприятия
9) Бихевиоризм. Взаимозависимость стимула и реакции.
10) Гештальт-психология как учение о целостности психических явлений.
11) Топографическая модель организации психики: сознание, бессознательное.
12)Общие черты массовой психологии по Фрейду.
13) Теория защитных механизмов.
14) аналитическая психология К.Юнга.
15)Теория архетипа.
16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.
17)Функция установок и стереотипов.
18)Массовая культура как структурный элемент культуры.
19) Основные черты, характеризующие массовую культуру.
20)Феномен симулякра.
21) клиповое сознание.
22)Основные знаковые системы невербальной коммуникации.
23) Специфические черты социальной рекламы и пропаганды.
24)социально-психологические проблемы массовой аудитории
25)Способы психологического воздействия на аудиторию.
26)Психологическая типология текстов СМИ.
27)Магическое мышление и особенности мифологического текста.
28)Рационалистическое мышление и особенности убеждающего текста.
29)Позитивистское мышление и особенности прагматического текста.
30) Драйв-мышление и особенности гедонистического текста.
31)Гуманистическое мышление и особенности смысловыявляющего текста.
32) Net-мышление и особенности сетевого текста.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

§1.2.5 Конформизм

Из других психологических характеристик толпы стоит выделить конформизм, который появляется как следствие воздействия психического инфицирования.

Конформизм [лат. conformis – подобный, сходный] – поведение людей, характеризуемое приспособленчеством, соглашательством, опасением противостоять сложившимся мнениям и взглядам окружающих (стремление не оказаться "белой вороной").

В толпе сознательная личность исчезает. Она принимает  эмоции и идеи всех остальных участников толпы, принимает одно и то же направление. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно. Индивид легко отрекается от своих личных чувств, предпочтений и даже убеждений во имя коллективных идей. Г. Лебон утверждал, что подобное поведение противоречит природе человека, поэтому на это способен только участник толпы.

Но у него есть и негативные стороны. Из-за него у индивида снижается способность  самостоятельно ориентироваться в  новых и непривычных условиях. Вследствие этого притупляется критичность  восприятия окружающей реальности. Человек  может буквально не заметить грозящей ему опасности. Конформизм способствует некритичной подмене индивидуальных морально-этических норм социальными. Также он является причиной развитию неприязни и паранойи по отношению к противопоставленным меньшинствам. И, наконец, конформизм снижает способность к оригинальным и творческим идеям.

ВОПРОС 17

Установки и стереотипы

Установка —  это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них.

Реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке.

Большинство установок  приобретаются человеком в готовом  виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ.

Особенно прочное  положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

В социальной психологии принято выделять несколько функций  установки в процессе познания и  мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение).

Кроме указанных  функций установки следует выделить еще одну, наиболее значимую с точки  зрения воздействия на массовое сознание и поведение. Это функция барьера. Сформировавшаяся в сознании человека установка не допускает в него информацию, которая могла бы ей противоречить.

Негативная установка  не позволяет видеть в субъекте ничего положительного. Негативная установка  направляет личностное или массовое внимание лишь на одну сторону объекта, осуществляет своеобразный отбор информации.

Функция барьера  придает установке особую устойчивость, делая бесполезными попытки переубедить  человека, принимающего решение на основе установки. Он в лучшем случае не услышит наших аргументов, в  худшем — у него сформируется негативная установка по отношению к нам как к источнику информации.

Более сложную  структуру по сравнению с установкой имеет стереотип. В переводе с  греческого стереотип — «твердый отпечаток» чего-либо. Стереотипы —  устойчивые, мало зависимые от эмпирического  познания образы окружающих предметов или явлений. Строго говоря, формирование в сознании образа предмета всегда включает элемент стереотипизации, т. е. определенную степень упрощения, выделения значимых и вытеснение неважных для субъекта его сторон и характеристик.

Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ.

Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации или разрушения.

Установки и  стереотипы массового сознания играют значительную роль в формировании образа мира, как отдельного человека, так  и больших социальных и культурных общностей.

Система стереотипов  и установок, укоренившаяся в  голове человека, становится предрассудками. Они характерны тем, что создают  ложные логические связи между своими элементами. Ввиду чего предрассудки становятся ложными картинами мира, образом мышления.

Массовое сознание – практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ - термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии. М.С. возникает стихийно как результат естественного стремления человека упорядочить разнородный эмпирический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира. Основные установки М.С. представляют собой набор эмоционально-образных суждений о реальности и конкретно-практических моделей поведения, исторически предшествуя появлению развитых форм теоретического знания. В качестве основных составляющих М.С. можно выделить: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непосредственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утверждений и рекомендаций; 3) картина мира в целом, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными специализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными).

21) клиповое сознание.

Клиповое  сознание

Само понятие  «клиповое сознание» – феномен  чрезвычайно сложный и неоднозначный. С одной стороны, использование, например, компьютерных технологий (что  является одним из важнейших элементов  нового мышления) основывается на соблюдении абсолютно четкой логической цепочки. С другой стороны, продукты этих технологий, как правило, не образуют структуру. А.Моль отмечает, что «в наше время знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации. «Экран культуры» сегодня уже не выглядит как упорядоченная сеть первостепенных и второстепенных признаков, похожая на паутину или ткань. Обрывки мыслей группируются по прихоти повседневной жизни, захлестывающей нас потоками информации, из которых мы фактически наугад выбираем отдельные сообщения. «Экран знаний» можно теперь уподобить войлоку (смесь частиц знания, обрывков смысла)»1.

Формирование  информационного пространства такого типа оказало влияние на характер и функционирование системы культуры в целом. Причем это воздействие носит сегодня столь мощный характер, что можно говорить о попытке культуры как таковой подстроиться к требованиям и условиям информационного пространства. Подобные изменения, связанные с процессами глобализации, приводят к тому, что возникает некое иное коммуникативное пространство, со своей системой образности и типом повествования. Для его определения можно привлечь понятие семиосферы2, но сегодня мы имеем дело с иным ее видом по сравнению с «классической формой». Традиционно это «классическое» пространство – средство, обеспечивающее диалог внутри семиосферы (то есть внутри смысла и социокультурных значений любой из культур).

Семиосфера подразумевает  различие между культурами как условие  общения между ними. Современное  же коммуникационное пространство, напротив, само создает правила и способы общения, вынуждая культуры говорить на заданном языке. В рамках семиосферы область пересечения (тождества) была невелика, а область непересекаемого – огромна. Пересекались лишь наименьшие по объему смысловые части культур, а их значительный остаток требовал особой культурной интерпретации, особого «перевода». Тенденция современной культуры заключается в увеличении области пересекаемого, где главную роль играет телекоммуникационная культура. Современные технологии настолько изменили облик культуры, что на смену традиционным формам приходит особый вид коммуникативного пространства, основанного на принципе гиперкоммуникации. В свое время Тейяр де Шарден, словно предвидя подобный этап в развитии человечества, писал о некоей единой мыслящей оболочке, современным аналогом которой является гиперпространство, позволяющее изменить процесс чтения. При этом сам читатель-зритель выбирает тот путь просмотра, который ему наиболее удобен.

Прежде чем  говорить об этом феномене более подробно, хотелось бы обратить внимание на такое понятие, как «интертекст». Термин «интертекстуальность» был введен Ю.Кристевой для обозначения свойства, выражающегося во включении одного текста в другой. «Для познающего субъекта интертекстуальность – это понятие, которое будет признаком того способа, каким текст прочитывает историю и вписывается в нее»1. Это же понятие, по сути, разрабатывал и крупнейший литературовед, семиолог ХХ века Р.Барт, отмечавший, что «…произведение может поместиться в руке, текст, размещающийся в языке, существует только в дискурсе. Текст не продукт распада произведения, наоборот, произведение есть шлейф воображаемого, тянущийся за Текстом. Или иначе: текст ощущается только в процессе работы, производства. Отсюда следует, что Текст не может неподвижно застыть (скажем, на книжной полке), он по природе своей должен сквозь что-то двигаться – например, сквозь произведение, сквозь ряд произведений»1. Интертекстуальность, понимаемая в этом смысле, означала расширение границ Текста, который изначально мыслился как принципиально «достаточно замкнутая» линейная структура. В результате «интертекстуальной операции» Текст становится нелинейным, «открытым», гетерогенным и множественным.

Это касалось понимания  природы классического произведения, мыслимого как «Текст». В современных условиях развития средств массовой коммуникации, широкого распространения массовой интернет-культуры наблюдается тотальная семиотизации человеческой жизни. В последние годы человечество переживает взрыв, схожий с тем, что когда-то было названо «интертекстуальностью». В данном случае речь идет о глубинных изменениях картины мира в сознании человека. Вхождение человечества в компьютерную эпоху было сопряжено с множественными изменениями, прежде всего с реальным воплощением того, что было ранее названо «гипертекстом». Впервые это понятие было введено Т.Нельсоном и Д.Энгельгардтом в середине 60-х годов для определения Текста, фрагменты которого связаны с системой иных текстов, создавая возможность их прочтения в различных «направлениях» (произведение становилось мультисеквенциальным). Гипертекст являлся формой организации такого материала, единицы которого представлялись не линейной последовательностью, а системой переходов к иным возможным элементам и новым связям. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты.

26)Психологическая  типология текстов  СМИ.

Психологическая типология текстов СМИ включает в себя:

1) информационно-фактографические  тексты СМИ; 

2) оценочные тексты СМИ, их особенности;

3) рационально-убеждающие  тексты СМИ; 

4) эмоционально-побуждающие  тексты СМИ; 

5) монологичные  тексты СМИ; 

6) диалогичные  (полилогичные) тексты СМИ; 

7) реалистические  тексты СМИ; 

8) мифологические  тексты СМИ; 

9) деловые тексты СМИ;

10) гедонистические  тексты СМИ.

1) Информационно  - фактографические тексты СМИ.

Содержательно-факуальная информация по своей природе вербальна, эксплицитна. Она сообщает о фактах, событиях, процессах, которые употребляются  в их прямых предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за ними социально-обусловленным опытом. Содержательно-подтекстовая информация представляет собой второй план сообщения, скрытую информацию, поток дополнительных смыслов.

2) Оценочные  тексты СМИ и их особенности. Оценочные тексты характеризует наличие собственной точки зрения по какому-либо вопросу.

3) Рационально-убеждающие  тексты СМИ. Убеждающими текстами  в прессе можно признать также  религиозную проповедь и пропагандистскую  статью. Оба эти вида текста сильно трансформировались в современных печатных СМИ. В таких случаях основная нагрузка ложится на личностное восприятие и мироощущение журналиста, который способен таким образом построить репортаж или интервью, чтобы читатели обратились к вере или, напротив, укрепились в своих атеистических убеждениях.

4) Эмоционально-побуждающие  тексты СМИ. 

Данный тип  «информационно–психологического  воздействия» использует принуждающий подбор слов и предложений для  стимуляции необходимого поведения  целевой аудитории. Данный тип текстов имеет ограниченное время действия и большей степени зависит от сопутствующих обстоятельств (например, использование наглядной агитации в виде лозунгов).

5) Монологичные  и диалогичные тексты СМИ. Диалогические  отношения разыгрываются на множестве «сцен»: в парламенте, на съездах, собраниях, митингах, конференциях, в дискуссионных клубах – везде, где возможно осуществление массовой коммуникации. Особое место и роль принадлежат СМИ – уникальному каналу обращения к широчайшей аудитории, разнообразному по возможностям средству постоянно–дискретного контакта между партнерами по диалогу и их сторонников и противников. Это поле диалоговых ристалищ, где возможны различные маневры, смены позиций, изменения в стратегии и тактике, использование огромного богатства средств кодирования и передачи информации.

Информация о работе Ответы по психологии журналистики