Ответы по психологии журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:14, шпаргалка

Описание

32 ответа.

Содержание

1) Психологическая культура журналиста.
2) особенности психических процессов. Восприятие.
3) Основные свойства восприятия
4) особенности психических процессов. Внимание.
5)Виды и свойства внимания
6)Особенности психических процессов. Память.
7) Функции и виды памяти
8)Сенсорные системы восприятия
9) Бихевиоризм. Взаимозависимость стимула и реакции.
10) Гештальт-психология как учение о целостности психических явлений.
11) Топографическая модель организации психики: сознание, бессознательное.
12)Общие черты массовой психологии по Фрейду.
13) Теория защитных механизмов.
14) аналитическая психология К.Юнга.
15)Теория архетипа.
16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.
17)Функция установок и стереотипов.
18)Массовая культура как структурный элемент культуры.
19) Основные черты, характеризующие массовую культуру.
20)Феномен симулякра.
21) клиповое сознание.
22)Основные знаковые системы невербальной коммуникации.
23) Специфические черты социальной рекламы и пропаганды.
24)социально-психологические проблемы массовой аудитории
25)Способы психологического воздействия на аудиторию.
26)Психологическая типология текстов СМИ.
27)Магическое мышление и особенности мифологического текста.
28)Рационалистическое мышление и особенности убеждающего текста.
29)Позитивистское мышление и особенности прагматического текста.
30) Драйв-мышление и особенности гедонистического текста.
31)Гуманистическое мышление и особенности смысловыявляющего текста.
32) Net-мышление и особенности сетевого текста.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Диалогический монолог эффективнее по своей  природе уже потому, что в таком  случае СМИ открыто признает не только наличие «оппонентов», но и их право  на участие в принятия социальных решений. Однако открытость информационной политики ограничивается принципиальной убежденностью в своей правоте, что допускает под влиянием выступлений оппонентов только вынужденные частичные уступки, развитие аргументации.

Монологический  диалог. Это как раз тот случай, когда СМИ оказывается невольным участником диалога. Считая свою позицию единственно верной и достойной распространения и не считаясь с правом и правдой других, такие СМИ внешне ведут монолог, внутренне же они вынуждены откликаться на иные позиции и отстаивать в аудитории, знакомой с другими, свою. Диалог оказывается, таким образом, вынужденным и скрытым, ведущимся, так сказать, «сквозь зубы», а потому неэффективным, ибо гегемонистская закрытая информационная политика обречена в открытом обществе.

) Реалистические тексты СМИ Важное место среди публикаций занимает прагматический текст, активизировавшийся в связи с реальными проблемами социальной практики. Повальное увлечение таким видом текста нашли выражение в расследовательской деятельности журналистов. Основными отличительными чертами прагматического текста следует считать следующие:

1) дегероизация,

2) фактологичность, 

3) описательность,

4) рецептурность.

8) Мифологические  тексты СМИ В арсенал журналистов  «Комсомольской правды» входит  мифологический текст, отражающий идеи Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса и Дж. Фрэзэра о пралогическом мышлении. Личность создателя такого вида текста отличается рационалистическим мышлением, без которого невозможно создать убеждающий текст. Чаще всего к такому виду текста обращаются журналисты, работающие в политической публицистике. Нередко они сами становятся мифологизированными фигурами, что привлекает внимание читателей и способствует формированию безоговорочного доверия предсказаниям и оценкам таких журналистов у аудитории.

9) Деловые тексты СМИ Новости - это преимущественно деловые тексты, представляющие какое-либо событие, которое характеризуется наличием главных и второстепенных действующих лиц, последовательно развивающегося действия, которое имеет начало, середину конец, маркированные драматические повороты в сюжете и которое соответствует привычным для аудитории сценариям.

10) Гедонистические  тексты СМИ

С таким феноменом  психической жизни, как бессознательное, связан так называемый гедонистический  текст в современной периодической печати. Личность журналиста в таком тексте выражается в стремлении устранить любой вид цензурного контроля, в отрицании всяческих табу. Главная задача – пристальное изучение жизни и нравов тех, кого, во-первых, знает большинство, кто все время на виду, и, во-вторых, тех, кого общественное мнение считает вытесненными из жизни, неинтересными или недостойными.

11) Смысловыявляющие  тексты СМИ. В последнее время  пристальное внимание не только  в нашей стране, но и во всем  мире уделяется извечным вопросам, и одной из самых популярных, как и во все порубежные эпохи, стала проблема поиска смысла жизни. Обращение к авторитетам традиционно признается одним из вариантов освещения данной проблемы. Сегодня как никогда интересной и значимой для большого числа представителей общества стала позиция журналиста, особенно известного журналиста. Активизация гуманистического мышления в современном мире нашла отражение, прежде всего, в смысловыявляющих текстах периодических изданий.

28)Рационалистическое  мышление и особенности убеждающего текста.

Рационально-убеждающие тексты СМИ. Убеждающими текстами в  прессе можно признать также религиозную  проповедь и пропагандистскую статью. Оба эти вида текста сильно трансформировались в современных печатных СМИ. В  таких случаях основная нагрузка ложится на личностное восприятие и мироощущение журналиста, который способен таким образом построить репортаж или интервью, чтобы читатели обратились к вере или, напротив, укрепились в своих атеистических убеждениях. Корреспонденты «Комсомольской правды» (Ульяна Скойбеда, Максим Токарев, Андрей Ванденко) активно посещают культовые места и встречаются с представителями различных конфессий. И всякий раз в центре внимания оказывается личность пишущего человека, его умение объективно воспринять и субъективно оценить увиденное и услышанное. Именно в таких текстах особенно очевидными становятся социально-гражданские и морально-этические качества, отчетливо выражена творческая мотивация, компетентность и широта кругозора автора.

Рационалистическое  мышление и убеждающий текст

Исследователь Е.Е. Пронина в качестве примера  убеждающего текста приводит проповедь  архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена . Этот текст еще духовный, но уже не мифологический, а именно убеждающий. Так как в нем «звучат  предупреждения свыше, но не прямо и непосредственно, как в двухпалатном сознании грека, а как мнение наставника» . И основное отличие данного текста от мифологического в том, что он звучит не в коллективном бессознательном в качестве неотчуждаемой мифемы, а в индивидуальном сознании, как цитата из Учения.

Рационалистическое  мышление, в сущности, родилось в  недрах монотеизма как теология, то есть наука о сущности Бога, Божественном промысле и мире Божием. Теология претендовала на научность, прежде всего в смысле систематической рефлексии постулатов богословия, приведения их в согласие с логическими законами умозаключения и догматами веры. Е.Е. Пронина отмечает, что «наиболее отчетливо это просматривается в структуре «Проповеди», где заключительный наказ выводится с неизбежностью и последовательностью логического следствия из ограниченного числа посылок, которые представляют собой догматы веры и сами по себе, конечно, не требуют доказательств, подобно аксиомам математики» [3, С. 106].

Показательна  в данном случае и структура религиозной проповеди как жанра, в котором формируются сразу две идеи: опорная, то есть излагающая богоустановленные нормы отношения к миру, и рабочая, то есть рекомендующая оптимальный способ действия в реальных обстоятельствах мирской жизни.

Таким образом, автор Е.Е. Пронина приходит к  выводу, «что рационалистическое мышление было результатом естественного  поступательного развития психики  и фактически основывалось на тех  же потенциях и глубинных механизмах, что и магическое мышление» [3, С. 110].

Далее автор  отмечает, что логический механизм так называемого «притчевого  мышления» доказал свою конструктивность и жизнестойкость в интеллектуальной практике человечества. В качестве примера приводятся басни Эзопа, Лафонтена, Крылова [3, С. 124].

В практике современной журналистики техника рационалистического подхода и технология подготовки убеждающих текстов разработаны до тонкости. Но журналистам не стоит обольщаться своей способностью сводить концы с концами в любом комментарии. Поскольку в таком типе мышления присутствует не только «действительность и мощь» идеологем, но и некая логическая ущербность. Следует также помнить и о том, что доверие аудитории небезгранично – читатели способны различать логические ловушки убеждающего воздействия.

Довольно скоро рационализм обнаружил те же слабости, за которые критиковали схоластику: логика слишком легко становилась казуистикой, аксиомы превращались в догмы. Рационалистическая картина мира не совпадала с иррациональностью общественного бытия.

Позитивистское мышление и прагматический текст

Огюст Конт был  первым, кто произнес новое слово  – позитивизм. В противовес дедуктивному подходу рационалистов родоначальники позитивизма считали, что только индукция (восхождение от частного к общему) может дать новое знание. Разновидностью позитивизма является прагматизм. Сторонники данного учения считали, что философия как особая наука, претендующая на умозрительное познание реальности и стоящая над естественными науками, просто не нужна.

29)Позитивистское  мышление и особенности прагматического текста.

Парадигма –  понятие, играющее весьма существенную роль в современном философском  сознании, главным образом культурологической направленности. Обозначает характерную  для определенной эпохи, социальной и национальной общности либо сферы культуры (науки, искусства, философии) совокупность или систему фундаментальных установок и стереотипов мышления

Прагматическому тексту не свойственна тщательность в проработке логической канвы изложения, ведь он не претендует на абсолютную истину. Автор сознает, что представляет лишь одну из множества возможных интерпретаций, только один из вероятных способов решения проблемы, а окончательный выбор за читателем и целиком на его ответственности. И факты здесь не предмет рассмотрения, а улики для обвинительного или оправдательного приговора, который вынесут читатели, словно суд присяжных. А потому и собственное мнение журналиста не авторитетно, если не опирается на юридические документы, ста¬тистические выкладки, интервью очевидцев, мнение экспертов. Отсутствие абсолютных критериев порождает попытки пересмот¬реть социальные символы и ритуалы с точки зрения их «полезно¬сти» и «бесполезности». В прагматическом контексте представля¬ется смешным или странным, к примеру, «коллективный взнос» или «награждение знаменем». И в каком бы жанре ни тиражиро¬вался прагматический текст, будь то телевизионный комментарий или журнальная статья, газетная заметка или радиорепортаж, его типологическими характеристиками будут:

• Локальность (конкретность, четкая проработка темы).

• Описательность (наглядные детали, последовательность, раз¬говорный стиль).

• Фактологичность (подробности, «которые невозможно выду¬мать», документы, статистика, свидетели, эксперты).

• Безоценочность (подчеркнутое беспристрастие, безразличие).

• Деритуализация (скептическое отношение к высоким  идеям, почитаемым героям, традиционным символам и устоявшим¬ся ритуалам).

• Конструктивность (полезность «здесь и сейчас», то есть для решения конкретной проблемы конкретными людьми в кон¬кретных  обстоятельствах, но без претензий на истинность всегда и для всех).

• Прогностичность (попытка ориентации в «ожидаемом бу¬дущем»).

Прагматический  текст может отобразить все. И  на самом вы¬соком уровне. Но в основе всех его выразительных средств  и жанровых приемов лежит единый социально-психологический механизм. Если возвратиться к оценке цитированной выше впол¬не ординарной публикации о «дедовщине», то станет понятно, что гарантией правильного восприятия является общий социаль¬ный контекст, в свете которого обостряется (или стушевывается)

Прагматический  текст не нуждается в композиционных ухищрениях, которые срабатывали  бы как «опорная идея». В нем не имитируется «глас Божий» и не воссоздается «голос Учителя», а просто «дело говорит» уважаемый специалист. Однако прямого заимствования «рабочей идеи» убеждающего текста тоже не про¬исходит.

В развернутом  убеждающем тексте рабочая идея «предстает как своего рода логически обусловленный  и взаимосвязанный комплекс элементов: цель—средства—исполнитель—гаранты»22. Если ситуация достаточно прозрачна, разъяснения не требуются и рабочая идея как бы уплотняется, опуская самоочевидные моменты рассуждения.

Прагматические  тексты структурно совпадают с бесчисленными  личными суждениями, роение которых  и есть процесс становления общественного мнения. Используя приводившуюся выше терминологию И. Канта, можно сказать, что «обычный человеческий рассудок», «здравый (еще не культивированный) смысл», чтобы «свое суждение как бы поставить на общечеловеческом разуме», теперь не только «мысленно обращает внимание на способ представления каждого другого», но и привлекает прагматические тексты, оперативно и бесперебойно предоставляемые технической массовой коммуникацией как оценки и советы авторитетных специалистов.

Благодаря своей  оперативности, бесперебойности и системности поток прагматических текстов способен структурировать и даже регулировать общественное мнение. Но это возможно толь¬ко в том случае, если аудитория доверяет своей прессе, представляет себе журналистов как настоящих профессионалов, людей дельных и не поступающихся интересами среднего класса. Отсюда следует, что прагматические тексты достигают полной эффективности и становятся основным носителем информации там и тогда, где и когда сформировался средний класс, установилось активное общественное мнение и журналисты заботятся о том, чтобы выглядеть не «высоколобыми прожектерами» и не «продажными писаками», а житейски тертыми и в глубине души порядочными людьми.

30 Драйв-мышление и  особенности гедонистического  текста.

драйв-мышление (от англ. drive — непреодолимое влечение, Спонтанное движение).

Термином «драйв»  в биологии называют инстинктивные  по¬буждения, свойственные простым  организмам, возникающие са¬мопроизвольно и не поддающиеся контролю. К драйвам относят¬ся все фундаментальные физиологические потребности: в пище, Юде, свете, движении, продолжении рода и т.п. Регуляция пове¬дения при этом представляет собой простой механизм разрядки напряжения и лучше всего описывается бихевиористской схемой St**R, когда подходящий стимул запускает действие, направлен¬ное на немедленное удовлетворение потребности. Поведение че¬ловека, особенно автоматические реакции, связанные с поддер¬жанием функционирования организма, не противоречат такой формуле. Однако в таких случаях роль мышления ничтожна. И под драйв-мышлением понимаются не просто рефлексы. Это не обозначение для инстинктивных форм поведения, которые были, есть и будут у человека всегда, при любых парадигмах Мышления. Драйв-мышление — это осознанное следование прин¬ципу удовольствия как единственному ориентиру поведения вслед¬ствие отрицания социальных запретов и предписаний, табу и идеа¬лов, долга и ответственности.

Информация о работе Ответы по психологии журналистики