Ответы по психологии журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:14, шпаргалка

Описание

32 ответа.

Содержание

1) Психологическая культура журналиста.
2) особенности психических процессов. Восприятие.
3) Основные свойства восприятия
4) особенности психических процессов. Внимание.
5)Виды и свойства внимания
6)Особенности психических процессов. Память.
7) Функции и виды памяти
8)Сенсорные системы восприятия
9) Бихевиоризм. Взаимозависимость стимула и реакции.
10) Гештальт-психология как учение о целостности психических явлений.
11) Топографическая модель организации психики: сознание, бессознательное.
12)Общие черты массовой психологии по Фрейду.
13) Теория защитных механизмов.
14) аналитическая психология К.Юнга.
15)Теория архетипа.
16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.
17)Функция установок и стереотипов.
18)Массовая культура как структурный элемент культуры.
19) Основные черты, характеризующие массовую культуру.
20)Феномен симулякра.
21) клиповое сознание.
22)Основные знаковые системы невербальной коммуникации.
23) Специфические черты социальной рекламы и пропаганды.
24)социально-психологические проблемы массовой аудитории
25)Способы психологического воздействия на аудиторию.
26)Психологическая типология текстов СМИ.
27)Магическое мышление и особенности мифологического текста.
28)Рационалистическое мышление и особенности убеждающего текста.
29)Позитивистское мышление и особенности прагматического текста.
30) Драйв-мышление и особенности гедонистического текста.
31)Гуманистическое мышление и особенности смысловыявляющего текста.
32) Net-мышление и особенности сетевого текста.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

"У массовых  индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.

Первая из причин состоит в том, что в массе  в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство  неодолимой мощи, позволяющее ему  предаться первичным позывам, которые  он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.

Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.

Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием... Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к "зачарованности", овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера.

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе: ...исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том  же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом."

Вопрос 13

Теория  защитных механизмов.

1. Вытеснение  – удаление из сознания мыслей, чувств, намерений и т.д., вызывающих внутренний дискомфорт. Когда человек забывает, не учитывает или игнорирует важные моменты внешних обстоятельств и внутренних обязанностей.

2. Сопротивление  – человек спонтанно противодействует  всему, что может привести к  осознанию вытесненного.

3. Проекция –  неосознаваемое приписывание собственных  неприемлемых качеств и намерений  другим людям. Проецируя, человек  освобождается от чувства вины  за то, что испытывает определенные  желания и направляет возникшее  негодование на других.

4. Рационализация – непроизвольное стремление с позиции разума и высокой морали обосновать и объяснить собственные действия нравственно-неприемлемые. Вид бессознательного самооправдания.

5. Замещение  – непроизвольное перенесение  внимания, чувства потребности на  какой-нибудь другой объект, вместо ранее желаемого.

6. Идентификация  – воображаемое отождествление  себя с другой личностью.

7. Регрессия  – непреднамеренный возврат на  более примитивный уровень психического  реагирования.

8. Сублимация  – спонтанный перевод энергии  влечения в социально-приемлемое русло.

ВОПРОС 14. аналитическая психология К.Юнга.

Структура личности

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный  личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательно¬го и коллективного бессознательного.

Эго является центром  сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым  мы чувствуем свою целостность, постоянство  и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы спо¬собны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное  вмещает в себя конфликты и  воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чув¬ственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмечен¬ными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сде¬лав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесен¬ных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследствен¬ного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.

Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение  че¬ловека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознатель¬ного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В ре¬зультате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг  высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище ла¬тентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и явля¬ющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Основные свойства бессознательного по Юнгу:

1. Бессознательное  реально.

Его энергетика проявляется непрерывно в течение  всей жизни. Люди, как индивидуально, так и коллективно, постоянно  пребывают под влиянием той энергии, которая ими осознается.

2. Проявление  психической энергии в жизни  – это всегда сложный сплав:

А) работы сознания индивида

Б) его комплексов

В) действие коллективного  бессознательного, реализуемое в  конкретном индивиде.

3. Судить о  бессознательном индивида можно  только по его проявлениям  в сфере сознания.

4. значение символов  выходит за рамки конкретной  личности. Он трансперсонален по его сути.

5. В бессознательном  непрерывно воспроизводятся символы,  основанные на имперической реальности.

6. Жизнь человека  существует на двух уровнях  и реализуется как древний  эпос:

Сказательно (соответствует  сознательному)

Иносказательно (соответствует бессознательному).

ВОПРОС 15. ТЕОРИЯ АРХЕТИПА.

Архетип вытекает из категории  бессознательного.

Архетип – класс  психических содержаний, события  которых не имеют своего источника  в конкретном индивиде.

Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и ре¬агировать на события определенным образом.

Основные психологические  архетипы:

- архетип матери.

Воспроизведение ситуации первоначальной природной  бессознательной стихии.

- божественный  младенец.

Соответствует ситуации родства и обновления (спасения).

- архетип самости.

Архетип психологического строя и целостности личности. наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой  сердцевину личности, вокруг которой  организованы и объединены все дру¬гие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощуща¬ет единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни.

- архетип тени

Содержит подавленные  желания, воспоминания и опыт, которые противоречат стандартным идеалам. Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприем¬лемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Со¬гласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

- архетип духа.

Воплощает общечеловеческую мудрость, персонифицированную в  образе какого-либо существа (старик, пророк).

- архетип маски  или персоны.

это наше публичное  лицо, то есть то, как мы проявляем  себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соот¬ветствии  с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущ¬ность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

- архетип анимуса  или анимы. 

Анима (образ  женщины глазами мужчины)

Анимус (образ  мужчины в сознании женщины)

В архетипах  анимы и анимуса находит выражение  признание Юнгом врож¬денной  андрогинной природы людей. Анима  представляет внутренний образ жен¬щины в мужчине, его бессознательную  женскую сторону, в то время как анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сто¬рона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

- существует понятие культурного архетипа. Оно является общим для членов культурного сообщества:

Универсальные (архетипы сотворения мира, единства мужского и женского начала, первородного греха)

Этнокультурные

16)Массовое  сознание. Понятие.  Характеристика.

Массовое сознание

Основным и  главным отличием толпы является ее бессознательное поведение участников, вызванное с какими-либо впечатляющими  событиями, затрагивающие главные  ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.

Неорганизованная масса крайне возбудима, импульсивна, неустойчива, непоследовательна, агрессивна. Она неспособность обдумывать свои поступки, лишена рассуждения и критики. Исходя из этого, можем сделать вывод, что толпа мыслит крайностями. Она не способна выслушать какие-либо аргументы и доводы, взвесить все за и против и найти иное компромиссное решение.

Толпа понимает только преувеличенные чувства, яркие  и громкие фразы и жесткие  формы речи. Чтобы управлять массой, нужно использовать сильные выражения, гиперболизировать, утверждать, повторять и никогда ничего не доказывать.

§1.2.2 Отсутствие рационального мышления

Из этого следует, что масса никогда не думает. Она  не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом.

Толпа мыслит образами, вызванными ассоциациями. Ассоциации разнородных вещей, имеющих лишь мнимое отношение друг к другу  и обобщение частных случаев  – вот характерные черты рассуждения  толпы.

§1.2.3 Подверженность внушению

Исходя из особенностей мышления толпы, можно сказать, что  масса легко подвержена внушению. Сознательная личность, воля, рассудок исчезают у участников, все их мысли  и чувства контролируются.

Люди, обладающие достаточной силой духа способны сопротивляться внушению, но они малочисленны и чаще всего быстро выходят из толпы. Это не наносит ей никакого вреда.

Человек в толпе  чрезвычайно легко подчиняется  словам и образам, которые бы на него не оказали никакого воздействия, будь он наедине с собой. Попав в массу, он будет способен на поступки, на которые никогда бы не решился.

Воздействуя на бессознательную составляющую психики  человека, человека толпы легко подвергнуть  внушению, что сделает его удивительно  легковерным. В подтверждение этому можно увидеть, как легко распространяются неправдоподобные истории и легенды.

§1.2.4 Чувствительность к психическому инфицированию

Таким образом, мы можем утверждать, что масса  всегда подвержена психическому инфицированию. Личность или группа лиц в толпе становится подверженными определенным психическим состояниям. Это происходит в результате воздействия вербальных и невербальных средств общения. Инфицирование подсознания участников толпы обладает рядом особых характеристик.

Информация о работе Ответы по психологии журналистики