Ответы по психологии журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:14, шпаргалка

Описание

32 ответа.

Содержание

1) Психологическая культура журналиста.
2) особенности психических процессов. Восприятие.
3) Основные свойства восприятия
4) особенности психических процессов. Внимание.
5)Виды и свойства внимания
6)Особенности психических процессов. Память.
7) Функции и виды памяти
8)Сенсорные системы восприятия
9) Бихевиоризм. Взаимозависимость стимула и реакции.
10) Гештальт-психология как учение о целостности психических явлений.
11) Топографическая модель организации психики: сознание, бессознательное.
12)Общие черты массовой психологии по Фрейду.
13) Теория защитных механизмов.
14) аналитическая психология К.Юнга.
15)Теория архетипа.
16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.
17)Функция установок и стереотипов.
18)Массовая культура как структурный элемент культуры.
19) Основные черты, характеризующие массовую культуру.
20)Феномен симулякра.
21) клиповое сознание.
22)Основные знаковые системы невербальной коммуникации.
23) Специфические черты социальной рекламы и пропаганды.
24)социально-психологические проблемы массовой аудитории
25)Способы психологического воздействия на аудиторию.
26)Психологическая типология текстов СМИ.
27)Магическое мышление и особенности мифологического текста.
28)Рационалистическое мышление и особенности убеждающего текста.
29)Позитивистское мышление и особенности прагматического текста.
30) Драйв-мышление и особенности гедонистического текста.
31)Гуманистическое мышление и особенности смысловыявляющего текста.
32) Net-мышление и особенности сетевого текста.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, эти ребята предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные  свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения  между собой и являют новое  свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и  его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию  восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету  или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

При описании гештальта  употребляется также понятие  важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт.

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

ВОПРОС 11

Топографическая модель организации  психики: сознание, бессознательное.

Сознание –  это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего  мира в форме словесных понятий  и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

На удивление  сознание состоит из сознательного  и бессознательного.

В структуру  сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

Познавательные  процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

Отношения человека к себе и окружающему миру (его  чувства, эмоции, переживания).

Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые  образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

Формирование  временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует  модели будущего).

Формирование  целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении  которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается  всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Несколько основных классов проявлений бессознательного

Неосознаваемые  мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами

Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности

Подпороговое  восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

ВОПРОС 12.

Общие черты массовой психологии по Фрейду.

Структура личности по Фрейду:

1. Оно или  бессознательное. Ид не модифицируется  по мере развития и достижения зрелого возраста. Ид не меняется под воздействием жизненного опыта, так как оно не находится в контакте с внешним миром.

“В структуре  Ид ничто не связано с понятием времени, не признается течение времени  и (что весьма удивительно и ожидает  адекватного внимания со стороны философской мысли) не существует изменений в психических процессах с течением времени...

Естественно, ид не имеет представления ни о ценностях, ни о добре и зле, ни о нравственности”. Ид может быть уподоблено слепому  королю, который наделен абсолютной властью и полномочиями, но чьи доверенные советники, главным образом Эго, указывают ему, как и где использовать эту власть.

2. я или рациональное  мышление.

Эго - структурная  компонента психики, которая находится  в контакте с реальностью внешнего мира. Оно развивается из ОНО по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования Ид (оно).

Деятельность  Эго заключается в регулировании  уровня напряжения, создаваемого внутренними или внешними раздражителями. Увеличение напряжения ощущается как состояние дискомфорта, тогда как уменьшение напряжения - как состояние удовольствия. Поэтому Эго стремится к удовольствию и ищет пути, чтобы избежать и преуменьшить страдание.

"[Мы] могли  бы сказать, что Эго символизирует  разум и здравый смысл, тогда  как Ид (оно) символизирует необузданные  страсти"

3. сверх-я или  моральный цензор. Последняя компонента  структуры личности образуется  не из Ид, а из Эго. Супер-Эго  служит судьей или цензором поступков и мыслей Эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Супер-Эго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности.

Фрейд считал, что  психика состоит из трех слоев -- сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются  основные структуры личности. При  этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

“Оно” - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта -- инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.

Вторая структура  личности -- “Я” по мнению Фрейда также  является врожденной и располагается  как в сознательном слое, так и  в предсознании.

Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти  исключительно руководит бессознательное. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.

Факторы, которые  ведут к человеческому страданию: - превосходство, - бренность человеческого  тела (я несовершенен и уязвим)

- недостатки  социальных установок, регулирующих  отношения человека в семье,  обществе и государстве.

Таким образом мы всегда можем осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом.

Третья структура  личности -- “Сверх-Я” не врожденная, она  формируется в процессе жизни  ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “Сверх-Я”.

Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть  человеческой толпы, в известное  время и для определенной цели организующейся в массу.

Индивид при  определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем  можно было бы от него ожидать, при  включении в человеческую толпу, приобретшую свойство "психологической  массы".

Ле Бон в  своей книге "Психология масс" так отвечает на эти вопросы: "...В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть...новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток".

В массе стираются  индивидуальные достижения отдельных  людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

Информация о работе Ответы по психологии журналистики