Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:14, шпаргалка
32 ответа.
1) Психологическая культура журналиста.
2) особенности психических процессов. Восприятие.
3) Основные свойства восприятия
4) особенности психических процессов. Внимание.
5)Виды и свойства внимания
6)Особенности психических процессов. Память.
7) Функции и виды памяти
8)Сенсорные системы восприятия
9) Бихевиоризм. Взаимозависимость стимула и реакции.
10) Гештальт-психология как учение о целостности психических явлений.
11) Топографическая модель организации психики: сознание, бессознательное.
12)Общие черты массовой психологии по Фрейду.
13) Теория защитных механизмов.
14) аналитическая психология К.Юнга.
15)Теория архетипа.
16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.
17)Функция установок и стереотипов.
18)Массовая культура как структурный элемент культуры.
19) Основные черты, характеризующие массовую культуру.
20)Феномен симулякра.
21) клиповое сознание.
22)Основные знаковые системы невербальной коммуникации.
23) Специфические черты социальной рекламы и пропаганды.
24)социально-психологические проблемы массовой аудитории
25)Способы психологического воздействия на аудиторию.
26)Психологическая типология текстов СМИ.
27)Магическое мышление и особенности мифологического текста.
28)Рационалистическое мышление и особенности убеждающего текста.
29)Позитивистское мышление и особенности прагматического текста.
30) Драйв-мышление и особенности гедонистического текста.
31)Гуманистическое мышление и особенности смысловыявляющего текста.
32) Net-мышление и особенности сетевого текста.
Выступая против
выдвинутого психологией
Принципы гештальта
Все вышеперечисленные
свойства восприятия: константы, фигура,
фон — вступают в отношения
между собой и являют новое
свойство. Это и есть гештальт, качество
формы. Целостность восприятия и
его упорядоченность
Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).
Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт.
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
ВОПРОС 11
Топографическая модель организации психики: сознание, бессознательное.
Сознание – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
На удивление сознание состоит из сознательного и бессознательного.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Бессознательное
или неосознаваемое — совокупность
психических процессов, в отношении
которых отсутствует
Несколько основных классов проявлений бессознательного
Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
ВОПРОС 12.
Общие черты массовой психологии по Фрейду.
Структура личности по Фрейду:
1. Оно или
бессознательное. Ид не
“В структуре Ид ничто не связано с понятием времени, не признается течение времени и (что весьма удивительно и ожидает адекватного внимания со стороны философской мысли) не существует изменений в психических процессах с течением времени...
Естественно, ид не имеет представления ни о ценностях, ни о добре и зле, ни о нравственности”. Ид может быть уподоблено слепому королю, который наделен абсолютной властью и полномочиями, но чьи доверенные советники, главным образом Эго, указывают ему, как и где использовать эту власть.
2. я или рациональное мышление.
Эго - структурная компонента психики, которая находится в контакте с реальностью внешнего мира. Оно развивается из ОНО по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования Ид (оно).
Деятельность
Эго заключается в
"[Мы] могли
бы сказать, что Эго
3. сверх-я или моральный цензор. Последняя компонента структуры личности образуется не из Ид, а из Эго. Супер-Эго служит судьей или цензором поступков и мыслей Эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Супер-Эго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев -- сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
“Оно” - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта -- инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.
Вторая структура личности -- “Я” по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании.
Масса импульсивна,
изменчива и возбудима. Ею почти
исключительно руководит
Факторы, которые
ведут к человеческому
- недостатки
социальных установок,
Таким образом мы всегда можем осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом.
Третья структура
личности -- “Сверх-Я” не врожденная, она
формируется в процессе жизни
ребенка. Механизмом ее формирования является
идентификация с близким
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу.
Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство "психологической массы".
Ле Бон в своей книге "Психология масс" так отвечает на эти вопросы: "...В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть...новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток".
В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.