Представление студентов о своей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа

Описание

Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и

идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6

1.1.Определение представления и его основные характеристики………6

.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27

1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29

1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на

выбор профессии………………………………………………………….32

Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37

2.1. Программа исследования…………………………………………….37

2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38

2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39

Выводы …….…………………….………………………………………..48

Заключение ……………………………………………………………………...50

Библиография……………………………………………………………………55

Приложение

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

                                                                              с

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и

 идеальных представлений  о своей будущей профессии студентами………...6

          1.1.Определение представления и  его основные характеристики………6

    1. .Виды представлений………………………………………………….10
    2. .Представления о профессии………………………………………….17
    3. .Влияние представлений о профессии на выбор и

    отношение к  ней ………………………………………………………….27

         1.5.Реальные и идеальные представления  о профессии………………..29

          1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на

              выбор профессии………………………………………………………….32

Глава 2.  Эмпирическое исследование…………………………………………37

     2.1. Программа исследования…………………………………………….37

     2.2.Характеристика  выборки……………………………………………..38

     2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39

     Выводы  …….…………………….………………………………………..48

Заключение ……………………………………………………………………...50

Библиография……………………………………………………………………55

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 
 

      Проблема  представлений о профессии является очень актуальной и значимой в современном обществе. Оканчивая школу, подростки делают выбор профессии, зачастую, основываясь на представлениях о профессиях. В дальнейшем, в процессе профессионального обучения у студентов представления меняются, что может отражаться на их отношении к учебной деятельности и будущей профессии в целом, и как следствие определяет результативность и профессионализм (или отсутствие его). Качество подготовки специалистов – проблема, значимая для всех специальностей и всех вузов.  Это продиктовано сформированностью и стабильностью представлений студентов о профессии на начальном этапе учебно-профессиональной деятельности, что существенно влияет на динамику карьерного роста. Освоение специальности подразумевают высокий уровень подготовки специалистов не только в области практики, но и в области теории. Степень сформированности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности. Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, не сопровождающееся их необходимой коррекцией, препятствует дальнейшему профессиональному росту.

      «Представления» – междисциплинарное понятие, с  разными смысловыми оттенками применяемое  в философии, общей и социальной психологии, психологии личности, когнитивной  психологии. В работе используется термин «представления личности» по аналогии с термином «социальные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, А.Н. Леонтьев, С. Московичи и др.), который применяется в более широком контексте для описания психологической специфики больших групп. В общей психологии данное понятие используется в узком и широком смыслах [37] .

      Имеется немало работ, посвященных изучению как самих представлений (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов и др.), так  и близких к ним феноменов. В одних акцентировано внимание на когнитивных составляющих картины мира личности, в других – на целостных диспозиционных образованиях (включающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты). Это понятия стереотипа и эталона (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В. Липпман, З.И. Рябикина и др.), образа или картины мира (А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Э. Фромм, Т. Шибутани и др.), личностных смыслов (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Дж. Келли, Д.А. Леонтьев и др.), социальных установок, диспозиций (А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, М. Смит, У. Томас, В.А. Ядов и др.) ценностей и ценностных представлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Ш. Шварц и др.). Вместе с тем представления о профессии именно в качестве фактора ее карьерного продвижения изучены недостаточно [19;с 180].

      Цель  исследования – изучение представлений  студентов о своей профессии.

      Объект  исследования – студенты.

      Предмет исследования - представления о своей профессии у студентов-выпускников.

      Гипотеза 1. Реальные и идеальные представления  меняются у студентов в процессе профессионального обучения в вузе.

      Гипотеза 2. Реальные и идеальные представления  о профессии более схожи у  тех, кто не разочаровался в профессии в период профессионального обучения.

      Гипотеза 3. Чем больше совпадают реальные и идеальные представления о  профессии, тем более он ориентирован на профессию.

      Достижение  поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение  следующих задач.

    1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
    2. Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды  в психологической литературе;
    3. Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
    4. Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
    5. Организация и проведения эмпирического исследования;
    6. Определение методического инструментария;
    7. Обработка полученных данных, анализ результатов.

      Методы  исследования. Для решения поставленных задач применялись слeдующиe методы:

    1. теоретический анализ и обобщение литературных данных;
    2. анкетирование, тестирование, опрос.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе представлен теоретический анализ литературы, в рамках которого были рассмотрены, такие аспекты как, сущность определения представлений, их основные характеристики и виды в психологической литературе. Особенности представлений о профессии, влияние представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней, также рассмотрели особенности студенчества и реальные и идеальные представления о профессии. 
Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и идеальных представлений о профессии
 

    1. Определение представления и  его основные характеристики
 
 

       Первичную информацию об окружающем  мире мы получаем с помощью  ощущения и восприятия. Возбуждение,  возникающее в наших органах  чувств, не исчезает бесследно  в то самое мгновение, когда  прекращается действие на них  раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

       Таким образом, представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые на данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [37;с 180].

      В основе представления лежит  восприятие объектов, имевшее место  в прошлом. Можно выделить несколько  типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление. [39]

      Представления возникают не сами  по себе, а в результате нашей  практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления, никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

      Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части, и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.[11]

      Не менее значимой характеристикой  представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

      Следует отметить, что представления  — это не просто наглядные  образы действительности, а всегда  в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется, прежде всего, тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний[2].

      Наши представления всегда являются  результатом обобщения отдельных  образов восприятия. Степень обобщения,  содержащегося в представлении,  может быть различна. Представления,  характеризующиеся большой степенью  обобщения, называются общими представлениями.

      Необходимо также подчеркнуть  следующую очень важную особенность  представлений. С одной стороны,  представления наглядны, и в этом  они сходны с сенсорными и  перцептивными образами. С другой  стороны, общие представления  содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям. Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

      Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением [37].

      И. П. Павлов считал, что представления  являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

       Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений [10;с 9]. 
 
 

Информация о работе Представление студентов о своей профессии