Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и
идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6
1.1.Определение представления и его основные характеристики………6
.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27
1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29
1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на
выбор профессии………………………………………………………….32
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37
2.1. Программа исследования…………………………………………….37
2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38
2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы …….…………………….………………………………………..48
Заключение ……………………………………………………………………...50
Библиография……………………………………………………………………55
Приложение
Образ будущей профессии есть
представление цели
В психолого-педагогической
1).
Цели профессиональной
2). Средства, используемые специалистом
3). Предметная область.
В ряде работ (В.Д. Брагина, В.В. Овсянникова, Л.А. Сергеева) обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей (В.Г.Асеев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). [6]
О.А. Конопкин утверждает, что профессиональные представления это не простая совокупность сведений о профессиональной области. Это «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности» [38;с 234].
В.Н.
Обносов считает, что профессиональное
представление следует
Итак, можно сделать вывод, что у студентов «ассоциативный ореол профессии» претерпевает изменения за период освоения профессии. На начальном этапе обучения характерно указание на поверхностное сходство, не имеющего прямого отношения к основному содержанию деятельности психолога, для выпускников, напротив, важно отразить существенные, главные моменты предстоящей работы.
Как показывают исследования, что профессиональные представления у обследованных студентов отличаются определенными особенностями в зависимости от этапа обучения в университете. На этапе первичной адаптации для профессиональных представлений первокурсников характерны такие особенности как фрагментарность, неадекватность требованиям профессии. Представления о профессии у первокурсников являются весьма упрощенными, схематичными, не отражающими специфики профессии психолога. Профессиональные представления недостаточно отчетливы, ярки и целостны. При этом эмоциональное отношение к обучению и к профессии у первокурсников – положительное. На этапе погружения в учебно-профессиональную деятельность (третий курс) представления студентов о профессии и личности профессионала становятся более объемными, полными, яркими, четкими. При этом отношение к психологии как учебной дисциплине и как профессии преобладает нейтрально-положительное. На этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности (пятый курс) представления студентов о профессии характеризуются достаточной полнотой, целостностью, яркостью, отчетливостью. Вместе с тем наблюдается ограниченность и неадекватность представлений о себе как будущем профессионале. Отношение к обучению, к науке, к учебным дисциплинам и к профессии амбивалентное: у выпускников присутствует гамма эмоций, как положительных, так и отрицательных [27;с 28].
Таким
образом, в целом профессиональные
представления, даже у студентов
пятого курса, находятся на среднем
уровне сформированности и недостаточно
связаны с будущей профессиональной деятельностью.
Их уровень знаний психологии превышает
житейский, но не достигает научно-теоретического,
оптимального, что делает необходимой
и актуальной задачу разработки специальной
системы педагогических воздействий,
направленных на формирование адекватных
профессиональных представлений у будущих
психологов [14].
1.4
Влияние представлений
о профессии на
выбор и отношение
к ней
В профессиональном самоопределении представление о профессии выполняет важную мотивационную функцию: оно определяет эмоциональное отношение к тем или иным ее сторонам и, следовательно, влияет на профессиональные намерения студента. Чем более реалистичны представления о выбираемой профессии, тем, естественно, правильнее будет отношение к ней и, следовательно, устойчивее ее выбор. Аналогичную роль играет и правильное представление студента о своих возможностях.
В представлениях многих абитуриентов очень слабо отражены сложности и трудности профессии. Как известно, в любом виде профессиональной деятельности есть элементы ручного труда, монотонность, нетворческие моменты, и нужно научить студентов правильно воспринимать их: ведь многие ищут работы «легкой»[30].
По данным В. Д. Брагиной, обследовавшей около 600 выпускников школ г. Москвы, представления о выбранной профессии у большинства из них (около 80%) носят поверхностный характер и находятся на уровне житейских знаний. Наиболее адекватно они представляют общественное значение профессии и типы учебных заведений, где можно ее приобрести. Хуже всего в их представлениях отражены перспективы профессионального и социального роста, продолжительность рабочего дня и отпуска, требования, которые предъявляются профессией к узкоспециальным, нравственным и волевым качествам личности[5].
Автор изучал также в сравнительном плане отношение учащихся к различным сторонам выбираемой профессии и его влияние на субъективную оценку привлекательности профессий. Оценивались такие аспекты профессии, как уровень сложности работы, уровень требуемого образования, общественный престиж профессии, возможности для творчества, санитарно-гигиенические условия работы. Оказалось, что наиболее высоко оцениваемыми характеристиками профессии, ориентирующими учащихся на выбор конкретного вида труда, являются ее общественный престиж и уровень требуемого образования:
Как показывают исследования, менее всего привлекательность профессии связана для учащихся с уровнем сложности работы, перспективами профессионального роста и заработком [12].
Отсутствие у поступивших в вуз студентов правильных представлений об этих и других характеристиках профессии, естественно, может стать причиной неадекватного отношения к профессиям. Поэтому профориентационная работа в школе должна включать в себя наряду с другим содержанием и формирование полных и правильных представлений о всех сторонах профессии, правильной оценки содержащихся в профессии трудностей и возможностей для проявления своей личности.
В исследовании В. Д. Брагиной содержатся и другие интересные наблюдения над представлениями учащихся о профессиях. Так, многие выпускники школ видят только в некоторых профессиях условия для творческой работы, во многих неправильно оценивают уровень сложности работы, совсем слабо представляют роль развитого мышления, памяти, сенсомоторики, а также организаторских качеств (умение организовать себя и свою деятельность; умение работать с людьми; умение быстро и оперативно принимать самостоятельные решения, общительность и др.) в успешной работе[5;с 132].
Таким
образом, как показывает теоретический
анализ литературы по данному аспекту,
представления во многом определяют
выбор будущей профессии. Школьники
часто делаю выбор в пользу
определенной профессии, руководствуясь
лишь поверхностными знаниями о ней, идеализируют
и не сознают некоторых важных моментов,
на которых может строиться вся деятельность.
Поступая при этом в вуз и, не имея реальных
представлений о выбранном направлении,
находясь под влиянием идеальных или даже
идеализированных представлений, студенты
начальных курсов бывают совершенно неподготовленными
к той реальности, которая перед ними предстает.
Их представления, безусловно, подвергаются
некоторым изменениям, что определяет
их результативность в учебно-профессиональной
деятельности, мотивацию и отношение к
будущей профессии.
1.5.Реальные
и идеальные представления
о профессии
Изучая процесс восприятия индивидуумом информации, можно заметить, что наибольшую значимость здесь имеет психологическая операция сравнения воспринятого образа с уже имеющимся идеальным эталоном, который, в большинстве случаев, находится в виде неопределённо-интуитивного представления о чем-то идеально-желаемом. Отношение индивидуума к объекту восприятия определяется степенью приближения психологического образа этого объекта к имеющемуся идеальному представлению.
Как показывают исследования в психологической литературе, представления о профессии, как правило, не соответствуют действительности и зачастую идеализируются. Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей»[38;c 3]. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.
Причем образ идеальной профессии во многом определяется на основании Я-реального и Я-идеального, представлений о себе. Это своего рода образ и для каждого он свой. И формируется он с раннего детства. Изначально, фундамент этого идеального Я закладывают мать с отцом или люди их замещающие: поведение родителей, скопированное ребенком, навязанные ему ценности и идеалы и т.д. Затем подключается социум и вешает человеку свои запреты и правила. Плюс кино, мультики, сказки, ТВ, книги, учителя. В итоге, в голове человека появляется своеобразный чудо-герой. И человек стремится этому образу соответствовать. Этот образ собирательный, в нем присутствуют элементы поведения, внешность, взаимоотношения с людьми и т.д. Я-идеальное со временем меняется, степень изменения и скорость у каждого разная. Это обусловлено изменением жизненных условий, опыта человека, гибкостью характера, логическим мышлением и т.д. Чем он (идеальный образ) хорош? Тем, что человек стремится к своему идеалу. Благодаря этому образу он имеет цели в жизни, предпринимает какие-либо действия, чтоб приблизить себя или свой образ жизни к своему идеалу, развивает себя, движется вперед (хотя и не всегда рационально). При этом имеющийся идеал реально достижимый, может легко меняться (рациональное Я-идеальное), обладать некоторой гибкостью, социально адаптированный, цель - удовольствие и наслаждение жизнью. Иррациональное Я-идеальное: негибкий идеал, труднодостижимый (недостижимый или нелогичный по своей сути), асоциален - направлен на отрыв от социума (отделиться, быть высоко вверху). Чаще всего недостижим, основан на ложный представлениях, что в действительности человеку нужно [21;c 39].
Таким образом, на основании имеющихся Я-реальном и Я-идеальном складываются представления об условиях достижения своего идеала, условиях существования этого идеала и образа жизни в целом.
При
выборе профессии абитуриенты часто
руководствуются своими интересами
и предпочтениями, но вот представления
о своей будущей профессии
не всегда соответствуют реальности,
во-первых, в силу своей непросвещенности,
а во вторых под влиянием сформировавшегося
«идеального образа жизни», к которому
хочется и стремится подросток. Как правило,
в процессе профессионального обучения
идет более глубокое знакомство выбранной
профессией. На основании этого формируются
реальные представления. И вот здесь возникает
риск возникновения разочарования в своем
выборе, т.к. он не соответствует изначальным
представлениям и идеальному образу и
соответственно не приближает к желаемому
образу жизни. Кроме того наличие некоторой
«рутины» в профессиональной деятельности
лишает романтики и зачастую может приуменьшать
получение удовольствия от самого процесса
выполнения работы и удовлетворения от
полученных результатов. Однако в случае
некоторой схожести реальных и идеальных
представлений профессиональное обучение
и подготовка будут более характеризоваться
внутренней мотивированностью, а также
определяет позитивное отношение к профессии
и соответствующую направленность.
Информация о работе Представление студентов о своей профессии