Представление студентов о своей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа

Описание

Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и

идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6

1.1.Определение представления и его основные характеристики………6

.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27

1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29

1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на

выбор профессии………………………………………………………….32

Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37

2.1. Программа исследования…………………………………………….37

2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38

2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39

Выводы …….…………………….………………………………………..48

Заключение ……………………………………………………………………...50

Библиография……………………………………………………………………55

Приложение

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

       Образ будущей профессии есть  представление цели деятельности  учения.  Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности  по  освоению профессии.

       В психолого-педагогической литературе  представленная структура образа профессии включает следующие компоненты:

     1). Цели профессиональной деятельности

     2). Средства, используемые специалистом

     3). Предметная область.

      В ряде работ (В.Д. Брагина, В.В. Овсянникова, Л.А. Сергеева) обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей (В.Г.Асеев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). [6]

    О.А. Конопкин утверждает, что профессиональные представления это не простая совокупность сведений о профессиональной области. Это «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности» [38;с 234].

    В.Н. Обносов считает, что профессиональное представление следует рассматривать  как индивидуально-своеобразную систему  знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. Автор дает такое определение: «Профессиональное представление – это совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию». При этом В.Н. Обносов подчеркивает, что представление как когнитивно-аффективное психическое образование обладает не только информационным, но и мотивационным потенциалом дальнейшего профессионального развития [34].

    Итак, можно сделать вывод, что у  студентов «ассоциативный ореол  профессии» претерпевает изменения за период освоения профессии. На начальном этапе обучения характерно указание на поверхностное сходство, не имеющего прямого отношения к основному содержанию деятельности психолога, для выпускников, напротив, важно отразить существенные, главные моменты предстоящей работы.

    Как показывают исследования, что профессиональные представления у обследованных  студентов отличаются определенными  особенностями в зависимости  от этапа обучения в университете. На этапе первичной адаптации  для профессиональных представлений первокурсников характерны такие особенности как фрагментарность, неадекватность требованиям профессии. Представления о профессии у первокурсников являются весьма упрощенными, схематичными, не отражающими специфики профессии психолога. Профессиональные представления недостаточно отчетливы, ярки и целостны. При этом эмоциональное отношение к обучению и к профессии у первокурсников – положительное. На этапе погружения в учебно-профессиональную деятельность (третий курс) представления студентов о профессии и личности профессионала становятся более объемными, полными, яркими, четкими. При этом отношение к психологии как учебной дисциплине и как профессии преобладает нейтрально-положительное. На этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности (пятый курс) представления студентов о профессии характеризуются достаточной полнотой, целостностью, яркостью, отчетливостью. Вместе с тем наблюдается ограниченность и неадекватность представлений о себе как будущем профессионале. Отношение к обучению, к науке, к учебным дисциплинам и к профессии амбивалентное: у выпускников присутствует гамма эмоций, как положительных, так и отрицательных [27;с 28].

    Таким образом, в целом профессиональные представления, даже у студентов  пятого курса, находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Их уровень знаний психологии превышает житейский, но не достигает научно-теоретического, оптимального, что делает необходимой и актуальной задачу разработки специальной системы педагогических воздействий, направленных на формирование адекватных профессиональных представлений у будущих психологов [14]. 
 
 

1.4 Влияние представлений  о профессии на  выбор и отношение  к ней 
 

      В профессиональном самоопределении представление о профессии выполняет важную мотивационную функцию: оно определяет эмоциональное отношение к тем или иным ее сторонам и, следовательно, влияет на профессиональные намерения студента. Чем более реалистичны представления о выбираемой профессии, тем, естественно, правильнее будет отношение к ней и, следовательно, устойчивее ее выбор. Аналогичную роль играет и правильное представление студента о своих возможностях.

      В представлениях многих абитуриентов очень  слабо отражены сложности и трудности профессии. Как известно, в любом виде профессиональной деятельности есть элементы ручного труда, монотонность, нетворческие моменты, и нужно научить студентов правильно воспринимать их: ведь многие ищут работы «легкой»[30].

      По  данным В. Д. Брагиной, обследовавшей около 600 выпускников школ г. Москвы, представления о выбранной профессии у большинства из них (около 80%) носят поверхностный характер и находятся на уровне житейских знаний. Наиболее адекватно они представляют общественное значение профессии и типы учебных заведений, где можно ее приобрести. Хуже всего в их представлениях отражены перспективы профессионального и социального роста, продолжительность рабочего дня и отпуска, требования, которые предъявляются профессией к узкоспециальным, нравственным и волевым качествам личности[5].

      Автор изучал также в сравнительном плане отношение учащихся к различным сторонам выбираемой профессии и его влияние на субъективную оценку привлекательности профессий. Оценивались такие аспекты профессии, как уровень сложности работы, уровень требуемого образования, общественный престиж профессии, возможности для творчества, санитарно-гигиенические условия работы. Оказалось, что наиболее высоко оцениваемыми характеристиками профессии, ориентирующими учащихся на выбор конкретного вида труда, являются ее общественный престиж и уровень требуемого образования:

      Как показывают исследования, менее всего  привлекательность профессии связана для учащихся с уровнем сложности работы, перспективами профессионального роста и заработком [12].

      Отсутствие  у поступивших в вуз студентов  правильных представлений об этих и  других характеристиках профессии, естественно, может стать причиной неадекватного отношения к профессиям. Поэтому профориентационная работа в школе должна включать в себя наряду с другим содержанием и формирование полных и правильных представлений о всех сторонах профессии, правильной оценки содержащихся в профессии трудностей и возможностей для проявления своей личности.

      В исследовании В. Д. Брагиной содержатся и другие интересные наблюдения над представлениями учащихся о профессиях. Так, многие выпускники школ видят только в некоторых профессиях условия для творческой работы, во многих неправильно оценивают уровень сложности работы, совсем слабо представляют роль развитого мышления, памяти, сенсомоторики, а также организаторских качеств (умение организовать себя и свою деятельность; умение работать с людьми; умение быстро и оперативно принимать самостоятельные решения, общительность и др.) в успешной работе[5;с 132].

      Таким образом, как показывает теоретический  анализ литературы по данному аспекту, представления во многом определяют выбор будущей профессии. Школьники  часто делаю выбор в пользу определенной профессии, руководствуясь лишь поверхностными знаниями о ней, идеализируют и не сознают некоторых важных моментов, на которых может строиться вся деятельность. Поступая при этом в вуз и, не имея реальных представлений о выбранном направлении, находясь под влиянием идеальных или даже идеализированных представлений, студенты начальных курсов бывают совершенно неподготовленными  к той реальности, которая перед ними предстает. Их представления, безусловно, подвергаются некоторым изменениям, что определяет их результативность в учебно-профессиональной деятельности, мотивацию и отношение к будущей профессии.  
 
 

    1.5.Реальные  и идеальные представления  о профессии 
     

     Изучая  процесс восприятия индивидуумом информации, можно заметить, что наибольшую значимость здесь имеет психологическая операция сравнения воспринятого образа с уже имеющимся идеальным эталоном, который, в большинстве случаев, находится в виде неопределённо-интуитивного представления о чем-то идеально-желаемом. Отношение индивидуума к объекту восприятия  определяется степенью приближения психологического образа этого объекта к имеющемуся идеальному представлению.

     Как показывают исследования в психологической  литературе, представления о профессии, как правило, не соответствуют действительности и зачастую идеализируются.  Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как  когнитивное  и  эмоциональное  образование, в определенной мере меняет систему  общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей»[38;c 3]. Раньше идеальный образ профессионала  во  многом  был  связан  с  образом  конкретных  людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями  (иногда  это  был  собирательный  образ,  но  он   обладал   той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас  можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ  профессионала»  заменен на «идеальный образ жизни» (американский,  европейский,  «новых  русских»  и др.) Неопределенность ценностных представлений  о  самой  профессии  смещает ориентиры  на  выбор  предпочитаемого,  желаемого  образа  жизни  с  помощью профессии.  Таким  образом,  профессия  уже  выступает  как   средство   для достижения этого образа жизни, а не как  существенная  часть  самого  образа жизни.

     Причем  образ идеальной профессии во многом определяется на основании Я-реального  и Я-идеального, представлений о себе. Это своего рода  образ и для каждого он свой. И формируется он с раннего детства. Изначально, фундамент этого идеального Я закладывают мать с отцом или люди их замещающие: поведение родителей, скопированное ребенком, навязанные ему ценности и идеалы и т.д. Затем подключается социум и вешает человеку свои запреты и правила. Плюс кино, мультики, сказки, ТВ, книги, учителя. В итоге, в голове человека появляется своеобразный чудо-герой. И человек стремится этому образу соответствовать. Этот образ собирательный, в нем присутствуют элементы поведения, внешность, взаимоотношения с людьми и т.д. Я-идеальное со временем меняется, степень изменения и скорость у каждого разная. Это обусловлено изменением жизненных условий, опыта человека, гибкостью характера, логическим мышлением и т.д. Чем он (идеальный образ) хорош? Тем, что человек стремится к своему идеалу. Благодаря этому образу он имеет цели в жизни, предпринимает какие-либо действия, чтоб приблизить себя или свой образ жизни к своему идеалу, развивает себя, движется вперед (хотя и не всегда рационально). При этом имеющийся идеал реально достижимый, может легко меняться (рациональное Я-идеальное), обладать некоторой гибкостью, социально адаптированный, цель - удовольствие и наслаждение жизнью. Иррациональное Я-идеальное: негибкий идеал, труднодостижимый (недостижимый или нелогичный по своей сути), асоциален - направлен на отрыв от социума (отделиться, быть высоко вверху). Чаще всего недостижим, основан на ложный представлениях, что в действительности человеку нужно [21;c 39].

     Таким образом, на основании имеющихся  Я-реальном и Я-идеальном складываются представления об условиях достижения своего идеала, условиях существования этого идеала и образа жизни в целом.

     При выборе профессии абитуриенты часто  руководствуются своими интересами и предпочтениями, но вот представления  о своей будущей профессии  не всегда соответствуют реальности, во-первых, в силу своей непросвещенности, а во вторых под влиянием сформировавшегося «идеального образа жизни», к которому хочется и стремится подросток. Как правило, в процессе профессионального обучения идет более глубокое знакомство выбранной профессией. На основании этого формируются реальные представления. И вот здесь возникает риск возникновения разочарования в своем выборе, т.к. он не соответствует изначальным представлениям и идеальному образу и соответственно не приближает к желаемому образу жизни. Кроме того наличие некоторой «рутины» в профессиональной деятельности лишает романтики и зачастую может приуменьшать получение удовольствия от самого процесса выполнения работы и удовлетворения от полученных результатов. Однако в случае некоторой схожести реальных и идеальных представлений профессиональное обучение и подготовка будут более характеризоваться внутренней мотивированностью, а также определяет позитивное отношение к профессии и соответствующую направленность. 
 
 

Информация о работе Представление студентов о своей профессии