Представление студентов о своей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа

Описание

Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и

идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6

1.1.Определение представления и его основные характеристики………6

.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27

1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29

1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на

выбор профессии………………………………………………………….32

Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37

2.1. Программа исследования…………………………………………….37

2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38

2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39

Выводы …….…………………….………………………………………..48

Заключение ……………………………………………………………………...50

Библиография……………………………………………………………………55

Приложение

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

      

      Рис.2 Причины изменений представлений у студентов СОГПИ и СОГМА о своей профессии 

      Таким образом, у 65% выпускников в нашей выборке  вследствие изменений в представлениях о профессии, изменилось и само отношение к профессии.

      При этом у 65% выпускников в связи  с изменениями в представлениях о профессии повысился интерес  к учебе, к профессии, хочется  больше практики. У 25% повысился интерес  к учебе, но есть желание изменить направление в рамках этой профессии  и 10% потеряли интерес к учебе.

      В ходе проведения опроса респондентам было предложено написать идеальные представления о своей профессии и реальные, полученный перечень представлений был проранжирован на основании того, как часто студенты приводят данное представление и как много студентов для себя обозначают то, или иное представление. Сравнительный анализ по двум подгруппам (педагоги-психологи и студенты мед. академии) позволяет отобразить полученные результаты в таблицах 2,3

                                                                  Таблица 2

      Реальные  представления у студентов о своей профессии

  Студенты  психолого-педагогического  факультета Студенты  лечебного факультета
1 Низкая заработная плата Низкая заработная плата
2 Настороженность и недоверие со стороны общества Сложно трудоустроиться
 
3
-Трудная

-Интересная

-Многогранная

-Ответственная

Плохое оснащение  техникой
4 Профессиональный  рост Плохая практика
5 Плохое оснащение  или вовсе отсутствие личного  кабинета Плохое преподавание
6 Общение с людьми Нет условий  для самореализации
7 Свободный график Интересная
8 Дает возможность  проводить интересные исследования Низкий социальный статус мед. работника
9 Плохое отношение  со стороны коллектива Плохие условия  для работы и учебы
10 Сложно трудоустроиться Неблагодарная работа
11 Много документации  
12 Профессиональное  выгорание  
13 Существует  сложность в нахождении теоретического материала  
14 Высокий социальный статус в обществе  
 

                                                Таблица 3

      Идеальные представления у студентов о  своей профессии

  Студенты  психолого-педагогического  факультета Студенты  лечебного факультета
1 Высокая заработная плата Высокая заработная плата
 
2
-Хорошие условия труда

-Наличие и хорошее оснащение личного кабинета

Наличие хорошего оборудования
 
3
-Востребованная

-Сложная

-Творческая

Легкость в  трудоустройстве
4 Возможность профессионального  роста Высокий социальный уровень мед. работников
5 Общение с людьми Уважение в  коллективе
 
6
Свободный график -Востребованная

-Благородная

-Самоотверженная

-Интересная

7 Уважение в  трудовом коллективе Дешевые медикаменты
8 Легкость в  трудоустройстве Больше практики, чем теории
9 Полезная Наличие плохого  оборудования
10 Без проф. выгорания Совершенная страховая  система
11 Возможность иметь  высокую должность Доступность литературы
12 Хочу работать по профессии  
13 Мало документации  
14 Возможность охватить всю теоретическую базу  
15 Ответственная  
16 Дает возможность  проводить интересные исследования  
     
 
 

      При этом стоит отметить, что у студентов психолого-педагогического факультета значительно чаще встречаются совпадения в  реальных и идеальных представлениях, в то время как у студентов СОГМА подобных совпадений практически нет. Так у психологов совпадают в реальных и идеальных представлениях о профессии, такие как выбранная ими профессия – интересная, востребованная, сложная, творческая, характеризуется активным общением с людьми, свободным графиком, дает возможность проводить интересные исследования, полезная.

     Согласно  данным, полученным в ходе проведения методики «Якоря карьеры» можно отметить, что у педагогов-психологов преобладает направленность на свою профессию, которая выражается в любви к своему делу, значимость профессии в жизни человека (общегрупповой показатель – 1004). На втором месте у педагогов-психологов – независимость (общегрупповой показатель – 860). На третьем месте в данной подгруппе согласно полученным результатам является стабильность в работе (и зарплате) и общегрупповой показатель равен 713). Далее студенты отмечают значимость карьеры и карьерного роста (469). И на последнем месте студентами обозначен такой показатель как материальная обеспеченность, т.е. хотя они и отмечают значимость большой зарплаты, но это не является для них основным критерием выбора профессии. (374).

     У студентов-выпускников СОГМА приоритеты выражены таким же образом, т.е. если проранжировать полученные показатели, то это можно представить в следующем виде:

      1) профессия (любовь к своему делу)-993

      2) независимость-832

      3) стабильность-687

      4) карьера-379

      5) материальное обеспечение-293

      Однако  сравнительный анализ по двум подгруппам позволяет сделать вывод о том, что у педагогов-психологов наблюдается незначительное преобладание по всем 5 обозначенным показателям. Полученные данные представлены на рис.1 

      

Рис. 3. Сравнительный анализ студентов СОГМА и СОГПИ по шкалам методики «Якоря карьеры» (1.карьера; 2.профессия, любовь к своему делу, 3.материальная обеспеченность, 4.независимость, 5. стабильность.) 

     Методика  диагностики направленности  личности Б.Басса позволила выявить направленность студентов-выпускников, и были получены результаты, согласно которым в подгруппе выпускников СОГМА преобладает направленность на дело групповой показатель равен-211, а показатель направленности на себя совпадает с показателем направленности на общении и равен-165. 
 
 
 

     

       Рис.4. Личностная направленность у студентов-выпускников СОГМА 

       

       Рис 5. Личностная направленность у студентов-выпускников  СОГПИ 

       Подводя итоги по двум подгруппам можно отметить, что у студентов медицинской академии направленность на себя и направленность на общение выражено в одинаковой степени, (групповой показатель по обеим шкалам равен 165), в то время как направленность на дело значительно преобладает (групповой показатель – 211)

       Однако  у студентов-психологов несколько другие показатели.

       У них преобладает направленность на дело (202), но при этом направленность на себя менее выражена и эта разница  незначительна (200) Направленность на общение наименее выражена в данной подгруппе (165).

       Полученные данные обеих подгрупп по трем шкалам методики представлены на рисунке 2. 
 

      Рис. 2. Результаты по методике «Направленность личности» Б. Басса у  студентов педагогов-психологов и мед. академии.

      Таким образом, сравнивая результаты  по всем проведенным методикам можно отметить, что существует некоторая разница в реальных и идеальных представлениях, они претерпевают изменения в процессе профессионального обучения под влиянием различных факторов и причин. К моменту окончания вуза, изменившиеся представления определяют отношение к будущей профессии и личностную направленность. Причем чем более схожи реальные и идеальные представления, тем более высока личностная направленность на дело и позитивнее отношение к профессии в целом.

 

      Выводы 
 

      На основании проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы, что почти у подавляющего большинства (75%) участников нашего исследования произошли изменения в представлениях о своей будущей профессии, и это подтверждает нашу гипотезу 1, заключающуюся в предположении, что реальные и идеальные представления меняются у студентов в процессе профессионального обучения в вузе. При этом у большинства опрошенных нами студентов-выпускников изменения произошли во время обучение на третьем курсе (29%),  на четвертом курсе изменились представления о своей профессии у 25% респондентов и у 22% во время обучения на пятом курсе и наименьшее количество изменений отмечено в самом начале обучения, т.е. на первом курсе(10%). Причины изменений в представлениях о своей профессии, как показывает анкетирование, различны, у 60% опрошенных эти изменения обусловлены практикой, у 25% изучаемыми дисциплинами, а на 15% повлиял личный пример преподавателей, причем у студентов-выпускников лечебного факультета эти изменения носят отрицательный характер, лишь один человек отметил, что любит свою профессию. Однако совпадение реальных и идеальных представлений о своей профессии наблюдается только у 40% студентов-выпускников, причем преимущественно у психологов. Причем стоит отметить, что чем больше совпадений  реальных и идеальных представлений о профессии, тем более высокий уровень направленности личности на профессию наблюдается, что характерно для подгруппы студентов СОГПИ (психологов). Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу 2, которая заключалась в предположении о том, что  чем больше совпадают реальные и идеальные представления о профессии, тем более он ориентирован на профессию.

     Так же можно отметить, что произошедшие изменения в представлениях о  профессии повлияли на отношение студентов-выпускников к своей профессии. В связи с этими изменениями в представлениях у 65% опрошенных повысился интерес к учебе, к профессии, у других студентов-выпускников также повысился интерес к профессии, но есть желание поменять направление, но в рамках выбранной профессии. И только 10% разочаровались в профессии, потеряли интерес к учебе.

      Как показало наше исследование, предположение  о том, что реальные и идеальные  представления о профессии более  схожи у тех, кто не разочаровался  в профессии в период профессионального обучения и  нашло свое подтверждение, что было отражено в полученных результатах, согласно которым у студентов психологов более схожи реальные и идеальные представления о своей будущей профессии и соответственно у них более высокие показатели в  ориентации на профессию и заинтересованность в ней. 

 

       Заключение 
 

     Проблема  представлений о профессии является очень актуальной и значимой в  современном обществе. Оканчивая  школу, подростки делают выбор профессии, зачастую, основываясь на представлениях о профессиях. В дальнейшем, в процессе профессионального обучения у студентов представления меняются, что может отражаться на их отношении к учебной деятельности и будущей профессии в целом, и как следствие определяет результативность и профессионализм (или отсутствие его). Проблема подготовки специалистов – значима и очень актуальна на современном рынке труда. В условиях высокой конкуренции в трудоустройстве и приеме на работу на какую-то определенную должность работодатели ориентируются на таких соискателей, которые имеют соответствующее образование, подготовку, опыт, мастерство. Всё это закладывается в процессе профессионального обучения и формируется в результате длительной работы над собой. Конечно, значимым является мотивация учащихся студентов, их отношение к своей будущей профессии, направленность, имеющиеся личные и профессиональные качества и способности. Однако во многом они определяются представлениями о своей будущей профессии, которые хоть и могут не соответствовать действительности, но при этом определять выбор профессии, личностную направленность, мотивацию учебной и профессиональной деятельности.

      Профессиональные  представления, возникающие на начальных  этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, не сопровождающееся их необходимой коррекцией, препятствует дальнейшему профессиональному росту.

Информация о работе Представление студентов о своей профессии