Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и
идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6
1.1.Определение представления и его основные характеристики………6
.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27
1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29
1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на
выбор профессии………………………………………………………….32
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37
2.1. Программа исследования…………………………………………….37
2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38
2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы …….…………………….………………………………………..48
Заключение ……………………………………………………………………...50
Библиография……………………………………………………………………55
Приложение
Рис.2
Причины изменений представлений у студентов
СОГПИ и СОГМА о своей профессии
Таким образом, у 65% выпускников в нашей выборке вследствие изменений в представлениях о профессии, изменилось и само отношение к профессии.
При этом у 65% выпускников в связи с изменениями в представлениях о профессии повысился интерес к учебе, к профессии, хочется больше практики. У 25% повысился интерес к учебе, но есть желание изменить направление в рамках этой профессии и 10% потеряли интерес к учебе.
В ходе проведения опроса респондентам было предложено написать идеальные представления о своей профессии и реальные, полученный перечень представлений был проранжирован на основании того, как часто студенты приводят данное представление и как много студентов для себя обозначают то, или иное представление. Сравнительный анализ по двум подгруппам (педагоги-психологи и студенты мед. академии) позволяет отобразить полученные результаты в таблицах 2,3
Реальные представления у студентов о своей профессии
Студенты психолого-педагогического факультета | Студенты лечебного факультета | |
1 | Низкая заработная плата | Низкая заработная плата |
2 | Настороженность и недоверие со стороны общества | Сложно трудоустроиться |
3 |
-Трудная
-Интересная -Многогранная -Ответственная |
Плохое оснащение техникой |
4 | Профессиональный рост | Плохая практика |
5 | Плохое оснащение или вовсе отсутствие личного кабинета | Плохое преподавание |
6 | Общение с людьми | Нет условий для самореализации |
7 | Свободный график | Интересная |
8 | Дает возможность проводить интересные исследования | Низкий социальный статус мед. работника |
9 | Плохое отношение со стороны коллектива | Плохие условия для работы и учебы |
10 | Сложно трудоустроиться | Неблагодарная работа |
11 | Много документации | |
12 | Профессиональное выгорание | |
13 | Существует сложность в нахождении теоретического материала | |
14 | Высокий социальный статус в обществе |
Идеальные представления у студентов о своей профессии
Студенты психолого-педагогического факультета | Студенты лечебного факультета | |
1 | Высокая заработная плата | Высокая заработная плата |
2 |
-Хорошие условия
труда
-Наличие и хорошее оснащение личного кабинета |
Наличие хорошего оборудования |
3 |
-Востребованная
-Сложная -Творческая |
Легкость в трудоустройстве |
4 | Возможность профессионального роста | Высокий социальный уровень мед. работников |
5 | Общение с людьми | Уважение в коллективе |
6 |
Свободный график | -Востребованная
-Благородная -Самоотверженная -Интересная |
7 | Уважение в трудовом коллективе | Дешевые медикаменты |
8 | Легкость в трудоустройстве | Больше практики, чем теории |
9 | Полезная | Наличие плохого оборудования |
10 | Без проф. выгорания | Совершенная страховая система |
11 | Возможность иметь высокую должность | Доступность литературы |
12 | Хочу работать по профессии | |
13 | Мало документации | |
14 | Возможность охватить всю теоретическую базу | |
15 | Ответственная | |
16 | Дает возможность проводить интересные исследования | |
При этом стоит отметить, что у студентов психолого-педагогического факультета значительно чаще встречаются совпадения в реальных и идеальных представлениях, в то время как у студентов СОГМА подобных совпадений практически нет. Так у психологов совпадают в реальных и идеальных представлениях о профессии, такие как выбранная ими профессия – интересная, востребованная, сложная, творческая, характеризуется активным общением с людьми, свободным графиком, дает возможность проводить интересные исследования, полезная.
Согласно данным, полученным в ходе проведения методики «Якоря карьеры» можно отметить, что у педагогов-психологов преобладает направленность на свою профессию, которая выражается в любви к своему делу, значимость профессии в жизни человека (общегрупповой показатель – 1004). На втором месте у педагогов-психологов – независимость (общегрупповой показатель – 860). На третьем месте в данной подгруппе согласно полученным результатам является стабильность в работе (и зарплате) и общегрупповой показатель равен 713). Далее студенты отмечают значимость карьеры и карьерного роста (469). И на последнем месте студентами обозначен такой показатель как материальная обеспеченность, т.е. хотя они и отмечают значимость большой зарплаты, но это не является для них основным критерием выбора профессии. (374).
У
студентов-выпускников СОГМА
1) профессия (любовь к своему делу)-993
2) независимость-832
3) стабильность-687
4) карьера-379
5) материальное обеспечение-293
Однако
сравнительный анализ по двум подгруппам
позволяет сделать вывод о том, что у педагогов-психологов
наблюдается незначительное преобладание
по всем 5 обозначенным показателям. Полученные
данные представлены на рис.1
Методика
диагностики направленности личности
Б.Басса позволила выявить направленность
студентов-выпускников, и были получены
результаты, согласно которым в подгруппе
выпускников СОГМА преобладает направленность
на дело групповой показатель равен-211,
а показатель направленности на себя совпадает
с показателем направленности на общении
и равен-165.
Рис.4.
Личностная направленность у студентов-выпускников
СОГМА
Рис
5. Личностная направленность у студентов-выпускников
СОГПИ
Подводя итоги по двум подгруппам можно отметить, что у студентов медицинской академии направленность на себя и направленность на общение выражено в одинаковой степени, (групповой показатель по обеим шкалам равен 165), в то время как направленность на дело значительно преобладает (групповой показатель – 211)
Однако у студентов-психологов несколько другие показатели.
У них преобладает направленность на дело (202), но при этом направленность на себя менее выражена и эта разница незначительна (200) Направленность на общение наименее выражена в данной подгруппе (165).
Полученные
данные обеих подгрупп по трем шкалам
методики представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты по методике «Направленность личности» Б. Басса у студентов педагогов-психологов и мед. академии.
Таким образом, сравнивая результаты по всем проведенным методикам можно отметить, что существует некоторая разница в реальных и идеальных представлениях, они претерпевают изменения в процессе профессионального обучения под влиянием различных факторов и причин. К моменту окончания вуза, изменившиеся представления определяют отношение к будущей профессии и личностную направленность. Причем чем более схожи реальные и идеальные представления, тем более высока личностная направленность на дело и позитивнее отношение к профессии в целом.
Выводы
На основании проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы, что почти у подавляющего большинства (75%) участников нашего исследования произошли изменения в представлениях о своей будущей профессии, и это подтверждает нашу гипотезу 1, заключающуюся в предположении, что реальные и идеальные представления меняются у студентов в процессе профессионального обучения в вузе. При этом у большинства опрошенных нами студентов-выпускников изменения произошли во время обучение на третьем курсе (29%), на четвертом курсе изменились представления о своей профессии у 25% респондентов и у 22% во время обучения на пятом курсе и наименьшее количество изменений отмечено в самом начале обучения, т.е. на первом курсе(10%). Причины изменений в представлениях о своей профессии, как показывает анкетирование, различны, у 60% опрошенных эти изменения обусловлены практикой, у 25% изучаемыми дисциплинами, а на 15% повлиял личный пример преподавателей, причем у студентов-выпускников лечебного факультета эти изменения носят отрицательный характер, лишь один человек отметил, что любит свою профессию. Однако совпадение реальных и идеальных представлений о своей профессии наблюдается только у 40% студентов-выпускников, причем преимущественно у психологов. Причем стоит отметить, что чем больше совпадений реальных и идеальных представлений о профессии, тем более высокий уровень направленности личности на профессию наблюдается, что характерно для подгруппы студентов СОГПИ (психологов). Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу 2, которая заключалась в предположении о том, что чем больше совпадают реальные и идеальные представления о профессии, тем более он ориентирован на профессию.
Так же можно отметить, что произошедшие изменения в представлениях о профессии повлияли на отношение студентов-выпускников к своей профессии. В связи с этими изменениями в представлениях у 65% опрошенных повысился интерес к учебе, к профессии, у других студентов-выпускников также повысился интерес к профессии, но есть желание поменять направление, но в рамках выбранной профессии. И только 10% разочаровались в профессии, потеряли интерес к учебе.
Как
показало наше исследование, предположение
о том, что реальные и идеальные
представления о профессии
Заключение
Проблема
представлений о профессии
Профессиональные
представления, возникающие на начальных
этапах профессионального
Информация о работе Представление студентов о своей профессии