Представление студентов о своей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа

Описание

Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и

идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6

1.1.Определение представления и его основные характеристики………6

.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27

1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29

1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на

выбор профессии………………………………………………………….32

Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37

2.1. Программа исследования…………………………………………….37

2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38

2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39

Выводы …….…………………….………………………………………..48

Заключение ……………………………………………………………………...50

Библиография……………………………………………………………………55

Приложение

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

      В процессе работы над данной проблемой был проведен теоретический анализ, психолого-педагогической литературы который представлен в первой главе. В рамках этой главы были рассмотрены такие аспекты как, сущность определения представлений, их основные характеристики и виды в психологической литературе. Особенности представлений о профессии, влияние представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней, также рассмотрели особенности студенчества и реальные и идеальные представления о профессии.

     Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

      Представления возникают не сами по себе, а в  результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека.

      Поскольку в основе представлений лежит  прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

     Исходя  из результатов исследований описанных  в литературе, можно сделать вывод, что у студентов «ассоциативный ореол профессии» претерпевает изменения за период освоения профессии. На начальном этапе обучения характерно указание на поверхностное сходство, не имеющего прямого отношения к основному содержанию деятельности психолога, для выпускников, напротив, важно отразить существенные, главные моменты предстоящей работы.

     Представления во многом определяют выбор будущей профессии. Школьники часто делаю выбор в пользу определенной профессии, руководствуясь лишь поверхностными знаниями о ней, идеализируют и не сознают некоторых важных моментов, на которых может строиться вся деятельность. Поступая при этом в вуз и, не имея реальных представлений о выбранном направлении, находясь под влиянием идеальных или даже идеализированных представлений, студенты начальных курсов бывают совершенно неподготовленными  к той реальности, которая перед ними предстает. Их представления, безусловно, подвергаются некоторым изменениям, что определяет их результативность в учебно-профессиональной деятельности, мотивацию и отношение к будущей профессии.

     Студенческий  возраст, является сензитивным периодом для развития основных социогенных  потенций человека. Высшее образование  оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий  студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций

     Во  второй главе представлено описание эмпирического исследования с целью  рассмотрения особенностей реальных и  идеальных представлений у студентов-выпускников таких профессий как педагог-психолог и врач. Обе профессии относятся к типу профессий «человек-человек». Полученные результаты позволили сделать сравнительный анализ имеющихся представлений и личностной направленности у студентов СОГПИ и СОГМА.

      Таким образом, на основании проведенного нами исследования можно констатировать почти у подавляющего большинства (75%) участников нашего исследования произошли изменения в представлениях о своей будущей профессии, и это подтверждает нашу гипотезу 1, заключающуюся в предположении, что реальные и идеальные представления меняются у студентов в процессе профессионального обучения в вузе. При этом у большинства опрошенных нами студентов-выпускников изменения произошли во время обучение на третьем курсе (29%),  на четвертом курсе изменились представления о своей профессии у 25% респондентов и у 22% во время обучения на пятом курсе и наименьшее количество изменений отмечено в самом начале обучения, т.е. на первом курсе(10%). Причины изменений в представлениях о своей профессии, как показывает анкетирование, различны, у 60% опрошенных эти изменения обусловлены практикой, у 25% изучаемыми дисциплинами, а на 15% повлиял личный пример преподавателей, причем у студентов-выпускников лечебного факультета эти изменения носят отрицательный характер, лишь один человек отметил, что любит свою профессию. Однако совпадение реальных и идеальных представлений о своей профессии наблюдается только у 40% студентов-выпускников, причем преимущественно у психологов. Причем стоит отметить, что чем больше совпадений  реальных и идеальных представлений о профессии, тем более высокий уровень направленности личности на профессию наблюдается, что характерно для подгруппы студентов СОГПИ (психологов). Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу 2, которая заключалась в предположении о том, что чем больше совпадают реальные и идеальные представления о профессии, тем более он ориентирован на профессию.

     Так же можно отметить, что произошедшие изменения в представлениях о  профессии повлияли на отношение  студентов-выпускников к своей  профессии. В связи с этими  изменениями в представлениях у 65% опрошенных повысился интерес к учебе, к профессии, у других студентов-выпускников также повысился интерес к профессии, но есть желание поменять направление, но в рамках выбранной профессии. И только 10% разочаровались в профессии, потеряли интерес к учебе.

      Как показало наше исследование, предположение  о том, что реальные и идеальные  представления о профессии более  схожи у тех, кто не разочаровался  в профессии в период профессионального  обучения.  нашло свое подтверждение  что было отражено в полученных результатах, согласно которым у студентов психологов более схожи реальные и идеальные представления о своей будущей профессии и соответственно у них более высокие показатели в ориентации на профессию и заинтересованность в ней.

      Таким образом, все выдвинутые нами гипотезы нашли свое подтверждение, цель была достигнута, а поставленные нами задачи реализованы. 
 

 

Библиография 
 

1.  Абульханова-Славская  К.А.  Жизненные  перспективы   личности.   /   Е.В.

   Шороховой. – М., 1987. – С.137-145.

2.Алеева Е. Работники вечной волны // Коммерсант Деньги, № 50, декабрь, С. 36.

3. Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической  сторон  мотивации.  //Принцип системности в психологических исследованиях. – М.,  1990.- С.78-85.

4.Асеев В.Г. Основные задачи психологии на рубеже веков // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий. Материалы науч.- практ. конф. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 3 – 7.  
5. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М., 1993. – С. 320.

6. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала. // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: Сб. науч. трудов /К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1975. – С.142-161.

7.Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дис. № канд. психол. наук: — М., 1976. — С. 21.  
8.Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1976. – С. 187

9.Войтюк Д.К. Профессиональные представления как предмет рефлексивной диагностики. // Межрегиональный сборник научных трудов. - Новосибирск.: НИПКиПРО., 2002. - С. 82-86.  
10.Гавриленко Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Дис. ...канд. психол. наук. – Иркутск, 1993. – С. 143.

11. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепция собственного  будущего  как фактор регуляции  социального   поведения.   //   Вестник   Санкт-Петербургского университета. – 1992. – №6, - С.70-77.

12.Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.  
13.Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. – С. 10.  
14.Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. – С. 25  
15.Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2002. – С. 464.

 16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960. – С.72-99.

17.Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. – Свердловск, 1985. – С. 43.

18.   Зиброва  С.В.  Профессиональное  сознание:   репрезентация   и   образ

   профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1999. – 122с.

19.Иваницкий Валерий. Поезд ушел. Бурное развитие СМИ в России привело к индустриальному кадровому кризису // Эксперт, 2005, № 48.  
20. Исаева Н.А. Профессиональные интересы и представления студентов как компоненты педагогической деятельности // Формирование компонентов педагогической деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии: Сб. науч. трудов. Тула, 1988. — С. 41–47.

21.Калининский Л.П., Гайраджи С.Г. О психологических критериях  становления  профессионала в вузе. // Психологическая наука и практика. – Новосибирск,1987. – С.98-99.

22.Калмыков А. структура профессии журналиста и анализ ее составляющих // Научно-кльтурологический журнал, № 12 (114), 2005.  
23. Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда. - М., 1997. – С. 230.  
24.Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Дис… канд. психол. наук. – М., 2000. –С. 56.  
25. Климов Е. А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. – С. 25.  
26.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988. – С. 198  
27.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. – С. 352  
28.Климов Е.А. образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 224.  
29.Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1981. – С. 179.

30. Леонтьев  А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. –304с.

31. Ломов  Б.Ф. Вопросы общей, педагогической  и инженерной психологии. –   М.,1991. – 296с.

32.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – С. 444.  
33.Лузаков А.А. Слово и дело в управлении организацией, или Зачем предприятию нужна идеология // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: КубГУ, 2000. №3/4. – С. 102-105.  
34.Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996. – С. 257. 
35.Муратова Е.И., Климов А.М. Введение в специальность: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.- С. 64.  
36.Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии, 1986. — № 6. — С. 28–32.  
37.Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2. – С. 36.  
38.Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2. – С. 25 – 28.  
39.Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. — 1981. — № 5. — С.133–137.  
40.Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С.16.  
41.Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С. 15-18.

42. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957. – 244с.

43.Рюттенгер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. – С. 82.  
44.Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – С.172-197.  
35.Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М., 1985. – С. 151.  
46.Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург. 1996. - С. 391.

47.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.-С. 672. 
48.Ткач Д. А. Профессиональная карьера современной молодежи: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 Саратов, 2004.  
49.Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб: Питер, 2005. – С. 480.  
50. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. М.: Инфра, 2002. – С. 9.
 
 
 
 

                                                                                                  Приложение 1 

Анкета.

Информация о работе Представление студентов о своей профессии