Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и
идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6
1.1.Определение представления и его основные характеристики………6
.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27
1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29
1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на
выбор профессии………………………………………………………….32
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37
2.1. Программа исследования…………………………………………….37
2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38
2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы …….…………………….………………………………………..48
Заключение ……………………………………………………………………...50
Библиография……………………………………………………………………55
Приложение
В процессе работы над данной проблемой был проведен теоретический анализ, психолого-педагогической литературы который представлен в первой главе. В рамках этой главы были рассмотрены такие аспекты как, сущность определения представлений, их основные характеристики и виды в психологической литературе. Особенности представлений о профессии, влияние представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней, также рассмотрели особенности студенчества и реальные и идеальные представления о профессии.
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».
Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека.
Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Исходя из результатов исследований описанных в литературе, можно сделать вывод, что у студентов «ассоциативный ореол профессии» претерпевает изменения за период освоения профессии. На начальном этапе обучения характерно указание на поверхностное сходство, не имеющего прямого отношения к основному содержанию деятельности психолога, для выпускников, напротив, важно отразить существенные, главные моменты предстоящей работы.
Представления во многом определяют выбор будущей профессии. Школьники часто делаю выбор в пользу определенной профессии, руководствуясь лишь поверхностными знаниями о ней, идеализируют и не сознают некоторых важных моментов, на которых может строиться вся деятельность. Поступая при этом в вуз и, не имея реальных представлений о выбранном направлении, находясь под влиянием идеальных или даже идеализированных представлений, студенты начальных курсов бывают совершенно неподготовленными к той реальности, которая перед ними предстает. Их представления, безусловно, подвергаются некоторым изменениям, что определяет их результативность в учебно-профессиональной деятельности, мотивацию и отношение к будущей профессии.
Студенческий возраст, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций
Во
второй главе представлено описание
эмпирического исследования с целью
рассмотрения особенностей реальных и
идеальных представлений у
Таким образом, на основании проведенного нами исследования можно констатировать почти у подавляющего большинства (75%) участников нашего исследования произошли изменения в представлениях о своей будущей профессии, и это подтверждает нашу гипотезу 1, заключающуюся в предположении, что реальные и идеальные представления меняются у студентов в процессе профессионального обучения в вузе. При этом у большинства опрошенных нами студентов-выпускников изменения произошли во время обучение на третьем курсе (29%), на четвертом курсе изменились представления о своей профессии у 25% респондентов и у 22% во время обучения на пятом курсе и наименьшее количество изменений отмечено в самом начале обучения, т.е. на первом курсе(10%). Причины изменений в представлениях о своей профессии, как показывает анкетирование, различны, у 60% опрошенных эти изменения обусловлены практикой, у 25% изучаемыми дисциплинами, а на 15% повлиял личный пример преподавателей, причем у студентов-выпускников лечебного факультета эти изменения носят отрицательный характер, лишь один человек отметил, что любит свою профессию. Однако совпадение реальных и идеальных представлений о своей профессии наблюдается только у 40% студентов-выпускников, причем преимущественно у психологов. Причем стоит отметить, что чем больше совпадений реальных и идеальных представлений о профессии, тем более высокий уровень направленности личности на профессию наблюдается, что характерно для подгруппы студентов СОГПИ (психологов). Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу 2, которая заключалась в предположении о том, что чем больше совпадают реальные и идеальные представления о профессии, тем более он ориентирован на профессию.
Так же можно отметить, что произошедшие изменения в представлениях о профессии повлияли на отношение студентов-выпускников к своей профессии. В связи с этими изменениями в представлениях у 65% опрошенных повысился интерес к учебе, к профессии, у других студентов-выпускников также повысился интерес к профессии, но есть желание поменять направление, но в рамках выбранной профессии. И только 10% разочаровались в профессии, потеряли интерес к учебе.
Как
показало наше исследование, предположение
о том, что реальные и идеальные
представления о профессии
Таким
образом, все выдвинутые нами гипотезы
нашли свое подтверждение, цель была достигнута,
а поставленные нами задачи реализованы.
Библиография
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. / Е.В.
Шороховой. – М., 1987. – С.137-145.
2.Алеева Е. Работники вечной волны // Коммерсант Деньги, № 50, декабрь, С. 36.
3. Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. //Принцип системности в психологических исследованиях. – М., 1990.- С.78-85.
4.Асеев
В.Г. Основные задачи психологии на рубеже
веков // Актуальные проблемы современной
психологии на рубеже столетий. Материалы
науч.- практ. конф. – Иркутск: Изд-во Иркут.
гос. пед. ун-та, 2001. – С. 3 – 7.
5. Бодалев А. А. Акмеология как учебная
и научная дисциплина. - М., 1993. – С. 320.
6. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала. // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: Сб. науч. трудов /К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1975. – С.142-161.
7.Брагина
В.Д. Влияние представлений о выбранной
профессии на профессиональное самоопределение
учащейся молодежи: Автореф. дис. № канд.
психол. наук: — М., 1976. — С. 21.
8.Брагина В.Д. Влияние представлений о
выбранной профессии на профессиональное
самоопределение учащейся молодежи: Дис.
... канд. психол. наук. – М., 1976. – С. 187
9.Войтюк
Д.К. Профессиональные представления как
предмет рефлексивной диагностики. // Межрегиональный
сборник научных трудов. - Новосибирск.:
НИПКиПРО., 2002. - С. 82-86.
10.Гавриленко Н.Н. Развитие самопознания
как фактор профессионального самоопределения
старшеклассников: Дис. ...канд. психол.
наук. – Иркутск, 1993. – С. 143.
11. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 1992. – №6, - С.70-77.
12.Давыдов
В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи
деятельности и психического отражения
// А.Н. Леонтьев и современная психология.
– М., 1983. – С.128-140.
13.Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция
"социальных представлений" в современной
французской психологии. - М., 1987. – С. 10.
14.Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция
"социальных представлений" в современной
французской психологии. - М., 1987. – С. 25
15.Занковский А.Н. Организационная психология.
М.: Флинта, 2002. – С. 464.
16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960. – С.72-99.
17.Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. – Свердловск, 1985. – С. 43.
18. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ
профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1999. – 122с.
19.Иваницкий
Валерий. Поезд ушел. Бурное развитие СМИ
в России привело к индустриальному кадровому
кризису // Эксперт, 2005, № 48.
20. Исаева Н.А. Профессиональные интересы
и представления студентов как компоненты
педагогической деятельности // Формирование
компонентов педагогической деятельности
будущего учителя в курсах педагогики
и психологии: Сб. науч. трудов. Тула, 1988.
— С. 41–47.
21.Калининский Л.П., Гайраджи С.Г. О психологических критериях становления профессионала в вузе. // Психологическая наука и практика. – Новосибирск,1987. – С.98-99.
22.Калмыков
А. структура профессии журналиста и анализ
ее составляющих // Научно-кльтурологический
журнал, № 12 (114), 2005.
23. Каталог стандартов перспективных работ
на российском рынке труда. - М., 1997. – С.
230.
24.Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной
карьере психологов в процессе профессионального
самоопределения: Дис… канд. психол. наук.
– М., 2000. –С. 56.
25. Климов Е. А. Образ... чего? // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. – С.
25.
26.Климов Е.А. Введение в психологию труда.
– М., 1988. – С. 198
27.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных
профессиях. – М., 1995. – С. 352
28.Климов Е.А. образ мира в разнотипных
профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во
МГУ, 1995. — С. 224.
29.Кукосян О. Г. Профессия и познание людей.
- Ростов, 1981. – С. 179.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. –304с.
31. Ломов
Б.Ф. Вопросы общей,
32.Ломов
Б.Ф. Методологические и теоретические
проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. –
С. 444.
33.Лузаков А.А. Слово и дело в управлении
организацией, или Зачем предприятию нужна
идеология // Человек. Сообщество. Управление.
Краснодар: КубГУ, 2000. №3/4. – С. 102-105.
34.Маркова А.К. Психология профессионализма
М., 1996. – С. 257.
35.Муратова Е.И., Климов А.М. Введение в
специальность: Учебное пособие. Тамбов:
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.- С. 64.
36.Обносов В.Н. Динамика профессиональных
представлений учащихся ПТУ при разных
способах введения в профессию // Вопросы
психологии, 1986. — № 6. — С. 28–32.
37.Обносов В.Н. Динамика профессиональных
представлений учащихся ПТУ // Новые исследования
в психологии. – 1987. – № 2. – С. 36.
38.Обносов В.Н. Динамика профессиональных
представлений учащихся ПТУ // Новые исследования
в психологии. – 1987. – № 2. – С. 25 – 28.
39.Овсянникова В.В. Динамика «образа своей
профессии» в зависимости от степени приобщения
к ней // Вопросы психологии. — 1981. — №
5. — С.133–137.
40.Петухов В.В. Образ мира и психологическое
изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та.
Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С.16.
41.Петухов В.В. Образ мира и психологическое
изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та.
Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С. 15-18.
42. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957. – 244с.
43.Рюттенгер
Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ,
1992. – С. 82.
44.Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и
его значение для психологии познавательных
процессов // А. Н. Леонтьев и современная
психология. - М., 1983. – С.172-197.
35.Смирнов С.Д. Психология образа: проблема
активности психического отражения. -
М., 1985. – С. 151.
46.Современный философский словарь. М.,
Бишкек, Екатеринбург. 1996. - С. 391.
47.Столяренко
Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие.
-Ростов н/Д: Феникс, 2003.-С. 672.
48.Ткач Д. А. Профессиональная карьера
современной молодежи: Дис. ... канд. социол.
наук: 22.00.03 Саратов, 2004.
49.Толочек В.А. Современная психология
труда. – СПб: Питер, 2005. – С. 480.
50. Шейн Э.Г. Организационная культура
и лидерство. М.: Инфра, 2002. – С. 9.
Анкета.
Информация о работе Представление студентов о своей профессии