Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:08, дипломная работа
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды в психологической литературе;
Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
Организация и проведения эмпирического исследования;
Определение методического инструментария;
Обработка полученных данных, анализ результатов.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и
идеальных представлений о своей будущей профессии студентами………...6
1.1.Определение представления и его основные характеристики………6
.Виды представлений………………………………………………….10
.Представления о профессии………………………………………….17
.Влияние представлений о профессии на выбор и
отношение к ней ………………………………………………………….27
1.5.Реальные и идеальные представления о профессии………………..29
1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на
выбор профессии………………………………………………………….32
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………37
2.1. Программа исследования…………………………………………….37
2.2.Характеристика выборки……………………………………………..38
2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы …….…………………….………………………………………..48
Заключение ……………………………………………………………………...50
Библиография……………………………………………………………………55
Приложение
1.6.
Психологические
особенности студентов,
влияющие на выбор профессии
Студенчество
в качестве отдельной возрастной
и социально-психологической
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора[10;с 33].
А.В.
Толстых подчеркивает, что в молодости
человек максимально
Студент
как человек определенного
1) с психологической стороны, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
2) с социальной стороны, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
3) с биологической стороны, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни[28].
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности[21].
Изучением студенчества, как социальной группы, занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части [7;с 93].
Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной идеям и прогрессивным преобразованиям.
Организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентаций. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым знаниям[25].
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе.
Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций[14].
При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе, специалистами вузовского образования отмечаются, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремления к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации.
Организация
и совершенствование системы
непрерывного образования учащейся
молодежи невозможно без целостного
понимания психической и
Глава 2. Эмпирическое
исследование
2.1.
Программа исследования
Цель исследования – изучение представлений студентов о своей профессии.
Объект исследования – студенты
Предмет исследования - представлений о профессии.
Гипотеза 1. Реальные и идеальные представления меняются у студентов в процессе профессионального обучения в вузе.
Гипотеза 2. Реальные и идеальные представления о профессии более схожи у тех, кто не разочаровался в профессии в период профессионального обучения.
Гипотеза 3. Чем больше совпадают реальные и идеальные представления о профессии, тем более он ориентирован на профессию.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение следующих задач.
Методический инструментарий.
В рамках экспериментального исследования, диагностика представлений осуществлялась со студентами старших курсов для более полного отражения тех изменений в их представлениях, которые происходили на разных этапах их профессионального обучения. Кроме того, в исследовании участвовали студенты двух разных профессий типа «человек-человек» с целью их дальнейшего сравнительного анализа.
2.
Методика диагностики
3. Опрос, в рамках которого респондентам предлагалось написать несколько идеальных и несколько реальных представлений о своей профессии, которые впоследствии были проранжированы.
4.
Методика «Якоря карьеры»
2.2.Характеристика
выборки
В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте от 20 до 23 лет. Из них 20 человек студенты 5 курса психолого-педагогического факультета СОГПИ и студенты 6 курса лечебного факультета СОГМА.
По
половому составу: 11 человек мужского
- пола, 29 человек – женского пола.
В ходе эмпирического исследования были получены результаты, согласно которым, почти у всех студентов выпускников произошли изменения в представлениях о профессии в процессе профессионального обучения. У 75% отмечают, что представления изменились, однако степень этих изменений различна. Из них у 5% опрошенных практически не произошло изменений, у 47%, произошли незначительные изменения в представлениях, а у 48% изменились существенно.
По
временным характеристикам
Рис.1
Изменения представлений о своей профессии
у студентов-выпускников СОГПИ и СОГМА
При этом совпадения реальных и идеальных представлений наблюдается только у 40% опрошенных, причем преимущественно у психологов, в выборке психологов совпадения наблюдаются у 60%.
Возможные
причины изменений
Информация о работе Представление студентов о своей профессии