Проблема страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….

1.1. Понятие эмоций и чувств…………………..

7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов у детей ………
18
1.3. Выявление и преодоление страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………

21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………

25
2.1. Содержание диагностической программы, направленной на выявление страхов у детей дошкольного возраста …………………….

25
2.2. Экспериментальные результаты исследования проявления страхов у детей дошкольного возраста …………………………………….

35
2.3. Коррекционная программа, направленная на уменьшение страхов и снятие тревожности у детей дошкольного возраста ………….

44
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
59

Работа состоит из  1 файл

проблема страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 116.22 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….     

 

1.1.  Понятие эмоций и чувств…………………..

 

7

1.2. Возрастные особенности проявления  страхов у детей ………

18

1.3. Выявление и преодоление страхов  у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………

 

21

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ……………………

 

25

2.1. Содержание диагностической  программы, направленной на выявление  страхов у детей дошкольного  возраста …………………….

 

25

2.2. Экспериментальные результаты  исследования проявления страхов  у детей дошкольного возраста …………………………………….

 

35

2.3. Коррекционная программа, направленная  на уменьшение страхов и снятие  тревожности у детей дошкольного  возраста ………….

 

44

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….

56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...

59


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических  и многих других факторов.  
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых  страху, создают прекрасные основания  для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного  возраста актуальна в настоящее  время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности  и преодолеть барьер страха в своём  сознании.

А.И. Захаров  впервые в отечественной и  мировой практике рассмотрел причины  возникновения и развития дневных  и ночных страхов. Привел статические  данные, показывающие влияние различных  факторов.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

На практике именно тревожные дети плохо адаптируются в детском саду. И сами воспитатели  испытывают определенные трудности  в работе с этими детьми. Так, они  пытаются детей с невропатией  заставить спать днем, есть, "сколько  положено", несмотря на то, что нервно ослабленные дети не могут спать  днем нередко с трех, четырех, а  то и двух лет. Так как заснуть  объективно невозможно, начинаются игры "в кошки-мышки": ребенок притворяется спящим, испытывая все возрастающее нервное напряжение, или же начинает, чтобы успокоиться, сосать палец, грызть ногти. Последующие "воспитательные" акции еще больше накаляют обстановку во время тихого часа, мешают сну  других детей. В итоге тревожность  детей только увеличивается, а воспитатель  не испытывает ничего, кроме раздражения, досады и головной боли. В данном случае было бы лучше понять болезненный характер отклонений со стороны сна и не воевать с ними, как с ветряными мельницами, а посоветовать родителям обратиться к врачу и забирать детей домой после обеда, если есть такая возможность, или предоставить хронически не спящим и возбудимым детям условия для игры в спортивном или музыкальном зале.

Страх имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в его  источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого  возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу  большинства детей в независимости  от наличия реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти  “возрастные пики страха” являются следствием наиболее значимых социогенных  потребностей.

В  «возрастные пики» страх  вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения страха, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению страха и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – особенности тревожности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – страх как показатель тревожности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что своевременное выявление страхов у детей дошкольного возраста  и дальнейшая коррекционная работа позволит снизить их количество, а следовательно, уменьшить проявление тревожности.

Для достижения поставленной цели и  проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
  2. Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
  3. На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.

Методы исследования.

В диагностическую  программу вошли следующие методики:

1) А.И. Захаров и М.А.  Панфилова «Страхи в домиках»;

2) А.И.Захаров «Мои страхи»;

3) Л.Лебедева «Силуэт человека»;

4) Г.Т. Хоментаускас и В.К. Лосева «Рисунок семьи»;

5) Опросник Г.П. Лаврентьевой  и Т.М. Титаренко;

6) Методика выявления  страхов с помощью специального  теста тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 129, в нем принимали участие 5 детей подготовительной группы, из них 2 девочки в возрасте 6 лет, 2 мальчика 5 лет и 1 мальчик 6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности проявления страхов  у детей дошкольного возраста

    1. Понятия эмоций и чувств

 

Когда вы наблюдаете восход  солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами ппознавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Они— одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» — отмечает      Ф. Энгельс. 

Если  в восприятии, ощущениях, мышлении и  представлениях отражаются многообразные  предметы и явления, их различные  качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях  и чувствах человек проявляет  свое отношение к содержанию познаваемого.  

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком  и окружающим миром складываются объективные отношения, которые  становятся предметом чувств и эмоций.  

В эмоциях  и чувствах проявляется также  удовлетворенность или неудовлетворенность  человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. 

Эмоции  и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к  окружающей действительности и к  самому себе. 

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают  в процессе деятельности и влияют на ее протекание. 

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление. 

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями  человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.  

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется  также тем, что отношение к  предметам и явлениям зависит  от той познавательной деятельности или волевой активности, которую  проявляет личность.

Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих  чувствах, выразить переживания в  речи. Подбираемые слова кажутся  недостаточно яркими и неверно отражающими  различные эмоциональные состояния  и их оттенки.

1.2.Основные функции чувств и  эмоций.

Наши  чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. 

Сигнальная  функция чувств выражается в том, что переживания возникают и  изменяются в связи с происходящими  изменениями в окружающей среде  или в организме человека. 

Регулирующая  функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. 

Регулятивные  механизмы эмоций могут снимать  избыток эмоционального возбуждения  или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко  потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую  боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять  такое психическое состояние  крайне опасно, в то же время снять  его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение. 

Исследования  психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев  знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный  настрой и поведение личности.  

Эмоции  и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются  и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для  объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и  чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

 

1.3 Понятия страха и тревоги

Нелегко найти человека, который бы никогда  не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребенка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

Информация о работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста