Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие эмоций и чувств…………………..
7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов у детей ………
18
1.3. Выявление и преодоление страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………
21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………
25
2.1. Содержание диагностической программы, направленной на выявление страхов у детей дошкольного возраста …………………….
25
2.2. Экспериментальные результаты исследования проявления страхов у детей дошкольного возраста …………………………………….
35
2.3. Коррекционная программа, направленная на уменьшение страхов и снятие тревожности у детей дошкольного возраста ………….
44
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
59
Имя: Дима И. Возраст: 5 лет
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
Лицо | ||
1.Игра с младшими |
У мальчика отняли игрушку. |
+ | |
детьми. |
|||
2.Ребёнок и мать |
Мама больше любит Сережу. |
+ | |
с младенцем. |
|||
3.Объект агрессии. |
Мальчику больно. |
+ | |
4.Одевание. |
Я всегда сам одеваю ботинки. |
+ | |
5.Игра со старшими |
Они строят конструктор. |
+ |
|
детьми. |
|||
6.Укладывание спать |
Я тоже сплю с игрушкой. |
+ |
|
в одиночестве. |
|||
7.Умывание. |
Я не люблю умываться. |
+ | |
8.Выговор. |
Мама его ругает. |
+ | |
9.Игнорирование. |
Сережу любят больше, и Ксюшу тоже. |
+ | |
10.Агрессивность. |
У мальчика отняли игрушку. |
+ | |
11. Собирание |
Мама не разрешает ему играть в |
+ | |
игрушек. |
игрушки. | ||
12.Изоляция. |
Дети не хотят с ним играть. |
+ | |
13.Ребёнок с родителями. |
Это его мама и папа. |
+ |
|
14.Еда в одиночестве. |
Мальчик кушает один. |
+ |
Имя: Аня К. Возраст: 6 лет
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
Лицо | ||
1.Игра с младшими |
Девочка предлагает поиграть в мячик. |
+ |
|
детьми. |
|||
2.Ребёнок и мать с младенцем. |
Мы тоже так гуляем, только с папой. |
+ | |
3.Объект агрессии. |
Девочку хотят ударить. |
+ | |
4.Одевание. |
Девочка пойдет гулять. |
+ |
|
5.Игра со старшими |
Мама играет с дочкой. |
+ |
|
детьми. |
|||
6.Укладывание спать в |
Папа и мама смотрят телевизор. |
+ | |
7.Умывание. |
Девочка моет руки. |
+ | |
8.Выговор. |
Меня так тоже наказывают. |
+ | |
9.Игнорирование. |
Папа играет с малышом. |
+ |
|
10.Агрессивность. |
Девочка хочет забрать игрушку. |
+ | |
11. Собирание игрушек. |
Мама ругается. |
+ | |
12.Изоляция. |
Дети прячутся от девочки. |
+ | |
13.Ребёнок с родителями. |
Я всегда гуляю с одним папой. |
+ | |
14.Еда в одиночестве. |
Девочка села кушать. |
+ |
Имя: Денис А. Возраст: 5 лет
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
Лицо | ||
1.Игра с младшими |
С ним не хотят играть. |
+ | |
детьми. |
|||
2.Ребёнок и мать |
А мой брат старше. |
+ | |
с младенцем. |
|||
3.Объект агрессии. |
Хочет его ударить. |
+ | |
4.Одевание. |
Я тоже люблю гулять. |
+ |
|
5.Игра со старшими |
Мальчик с мамой играют. |
+ |
|
детьми. |
|||
6.Укладывание спать в |
Мальчик идет спать один. |
+ | |
7.Умывание. |
Я тоже люблю умываться. |
+ |
|
8.Выговор. |
Мама его ругает. |
+ | |
9.Игнорирование. |
У мальчика есть младший братик. |
+ |
|
10.Агрессивность. |
Он не отдает ему игрушку. |
+ | |
11. Собирание игрушек. |
Мама ругается на него за беспорядок. |
+ | |
12.Изоляция. |
Это его друзья. |
+ |
|
13.Ребёнок с родителями. |
Мама, папа и мальчик. |
+ |
|
14.Еда в одиночестве. |
Мальчик что-то кушает. |
+ |
Имя: Света П. Возраст: 6 лет
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
Лицо | ||
1.Игра с младшими |
Девочка хочет поиграть. |
+ |
|
детьми. |
|||
2.Ребёнок и мать |
Это мама, я и Дина. |
+ |
|
с младенцем. |
|||
3.Объект агрессии. |
Он хочет ударить ее стулом. |
+ | |
4.Одевание. |
Девочка собирается на прогулку. |
+ |
|
5.Игра со старшими детьми. |
Мама с девочкой хотят поиграть. |
+ |
|
6.Укладывание спать в |
Я всегда сплю с куклой. |
+ |
|
7.Умывание. |
Девочка умывается. |
+ |
|
8.Выговор. |
Мама наругалась на нее. |
+ | |
9.Игнорирование. |
У меня тоже есть сестричка. |
+ |
|
10.Агрессивность. |
Мальчик не хочет давать ей игрушку. |
+ | |
11. Собирание игрушек. |
Девочка что-то нашла на полу. |
+ |
|
12.Изоляция. |
Ребята не хотят с ней играть. |
+ | |
13.Ребёнок с родителями. |
Это мама, папа и дочка. |
+ |
|
14.Еда в одиночестве. |
Девочка что-то кушает. |
+ |
Проективные
рисуночные методики позволили выявить
детей с эмоциональным
В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.
Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с детьми , которые испытывают страх, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей . Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.
Страхи
- непременное сопровождение
Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16-18-летнего возраста. Марина Кузьмина считает, что психологам следует обратить внимание на следующие “кризисные” возрасты: 3-4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6-7 лет, 11-12 лет. Сложным “кризисным” периодом является семилетний возраст.
Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.
Мы должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.
Детские
страхи заслуживают самого внимательного
изучения и как можно более
раннего устранения с целью предупреждения
появления неврозов как психогенного
заболевания формирующейся
Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только таким образом вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека.
Информация о работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста