Проблема страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….

1.1. Понятие эмоций и чувств…………………..

7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов у детей ………
18
1.3. Выявление и преодоление страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………

21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………

25
2.1. Содержание диагностической программы, направленной на выявление страхов у детей дошкольного возраста …………………….

25
2.2. Экспериментальные результаты исследования проявления страхов у детей дошкольного возраста …………………………………….

35
2.3. Коррекционная программа, направленная на уменьшение страхов и снятие тревожности у детей дошкольного возраста ………….

44
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
59

Работа состоит из  1 файл

проблема страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 116.22 Кб (Скачать документ)

 

Имя: Дима И.          Возраст: 5 лет

Рисунок

Высказывание

       Выбор

   

Весёлое

Печальное

   

лицо

Лицо

1.Игра с младшими

У мальчика отняли игрушку.

 

+

детьми.

     

2.Ребёнок и мать

Мама больше любит Сережу.

 

+

с младенцем.

     

3.Объект агрессии.

Мальчику больно.

 

+

4.Одевание.

Я всегда сам одеваю ботинки.

 

+

5.Игра со старшими

Они строят конструктор.

+

 

детьми.

     

6.Укладывание спать

Я тоже сплю с игрушкой.

+

 

в одиночестве.

     

7.Умывание.

Я не люблю умываться.

 

+

8.Выговор.

Мама его ругает.

 

+

9.Игнорирование.

Сережу любят больше, и Ксюшу  тоже.

 

+

10.Агрессивность.

У мальчика отняли игрушку.

 

+

11. Собирание

Мама не разрешает ему играть в

 

+

игрушек.

игрушки.

12.Изоляция.

Дети не хотят с ним играть.

 

+

13.Ребёнок

с родителями.

Это его мама и папа.

+

 

14.Еда в одиночестве.

Мальчик кушает один.

 

+


 

Имя: Аня К.          Возраст: 6 лет

Рисунок

Высказывание

       Выбор

   

Весёлое

Печальное

   

лицо

Лицо

1.Игра с младшими

Девочка предлагает поиграть в мячик.

+

 

детьми.

     

2.Ребёнок и мать с младенцем.

Мы тоже так гуляем, только с папой.

 

+

3.Объект агрессии.

Девочку хотят ударить.

 

+

4.Одевание.

Девочка пойдет гулять.

+

 

5.Игра со старшими

Мама играет с дочкой.

+

 

детьми.

     

6.Укладывание спать в одиночестве.

Папа и мама смотрят телевизор.

 

+

7.Умывание.

Девочка моет руки.

 

+

8.Выговор.

Меня так тоже наказывают.

 

+

9.Игнорирование.

Папа играет с малышом.

+

 

10.Агрессивность.

Девочка хочет забрать игрушку.

 

+

11. Собирание игрушек.

Мама ругается.

 

+

12.Изоляция.

Дети прячутся от девочки.

 

+

13.Ребёнок

с родителями.

Я всегда гуляю с одним папой.

 

+

14.Еда в одиночестве.

Девочка села кушать.

+

 

 

Имя: Денис А.  Возраст: 5 лет

Рисунок

Высказывание

       Выбор

   

Весёлое

Печальное

   

лицо

Лицо

1.Игра с младшими

С ним не хотят играть.

 

+

детьми.

     

2.Ребёнок и мать

А мой брат старше.

 

+

с младенцем.

     

3.Объект агрессии.

Хочет его ударить.

 

+

4.Одевание.

Я тоже люблю гулять.

+

 

5.Игра со старшими

Мальчик с мамой играют.

+

 

детьми.

     

6.Укладывание спать в одиночестве.

Мальчик идет спать один.

 

+

7.Умывание.

Я тоже люблю умываться.

+

 

8.Выговор.

Мама его ругает.

 

+

9.Игнорирование.

У мальчика есть младший братик.

+

 

10.Агрессивность.

Он не отдает ему игрушку.

 

+

11. Собирание

игрушек.

Мама ругается на него за беспорядок.

 

+

12.Изоляция.

Это его друзья.

+

 

13.Ребёнок

с родителями.

Мама, папа и мальчик.

+

 

14.Еда в одиночестве.

Мальчик что-то кушает.

+

 

 

Имя: Света П.          Возраст: 6 лет

Рисунок

Высказывание

       Выбор

   

Весёлое

Печальное

   

лицо

Лицо

1.Игра с младшими

Девочка хочет поиграть.

+

 

детьми.

     

2.Ребёнок и мать

Это мама, я и Дина.

+

 

с младенцем.

     

3.Объект агрессии.

Он хочет ударить ее стулом.

 

+

4.Одевание.

Девочка собирается на прогулку.

+

 

5.Игра со старшими

детьми.

Мама с девочкой хотят поиграть.

+

 

6.Укладывание спать в одиночестве.

Я всегда сплю с куклой.

+

 

7.Умывание.

Девочка умывается.

+

 

8.Выговор.

Мама наругалась на нее.

 

+

9.Игнорирование.

У меня тоже есть сестричка.

+

 

10.Агрессивность.

Мальчик не хочет давать ей игрушку.

 

+

11. Собирание

игрушек.

Девочка что-то нашла на полу.

+

 

12.Изоляция.

Ребята не хотят с ней играть.

 

+

13.Ребёнок

с родителями.

Это мама, папа и дочка.

+

 

14.Еда в одиночестве.

Девочка что-то кушает.

 

+


 

Проективные рисуночные методики позволили выявить  детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх. Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках ребёнка преобладают чёрные, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и  личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

Заключение

 

В современных  цивилизациях существует все более  возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или  потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить  тот факт, что страх является предметом  научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень  большая часть страхов младших  школьников лежит в области учебной  деятельности. Здоровые психически и  физически дети с радостью и нетерпением  ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая  никаких невротических реакций  на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с детьми , которые испытывают страх, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Есть  множество страхов, возникновение  которых не связано с учебной  деятельностью. Опрошенные дети в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных  персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей . Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.  

Страхи - непременное сопровождение нашей  жизни, как камни на дороге. Конечно, страхи бывают разные: большие и  маленькие, цветные и черно-белые, детские и взрослые… Диапазон страхов необычайно широк и ограничивается разве что нашей фантазией. Не даром есть старинная русская поговорка "У страха глаза велики". Есть страхи, которые естественны по своей природе и являются нормальной реакцией на негативное событие или следствием полученной информации. Например, страх возвращаться женщине одной по неосвещенной улице достаточно объясним и понятен. И было бы неразумно проводить работу по избавлению от этого страха. Это не только не ограничивает ее жизнь, но и позволяет ей из оправданных опасений не подвергать себя лишний раз риску. Но есть те, которые мешают нормальному течению нашей жизни, вносят в нее ограничения, заставляя нас испытывать крайне неприятные чувства. Так, например, панический страх оказаться внутри замкнутого пространства или страх остаться одному.

Говоря  о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые  могут испытывать дети от рождения и до достижения 16-18-летнего возраста. Марина Кузьмина считает, что психологам следует обратить внимание на следующие  “кризисные” возрасты: 3-4 года, когда  общее количество страхов у мальчиков  снижается, а у девочек возрастает, 6-7 лет, 11-12 лет. Сложным “кризисным”  периодом является семилетний возраст.

Снятие  страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.

Мы должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь  его испугу; кроме того, надо взять  себе за правило употреблять понятие  страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое  наложен запрет.

Учитывая все  выше сказанное, необходимо выделить следующие  основные параметры в работе с  детскими страхами:

  • Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
  • Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
  • Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
  • С целью предупреждения появления тревоги у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи. 

Детские страхи заслуживают самого внимательного  изучения и как можно более  раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. 

Какой бы способ борьбы с детским страхом  вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли  жалобы ребенка без внимания. Только таким образом вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

литературА

 

  1. Китринская, У. «Детские страхи и их возникновение»
  2. Кузьмина, М. «Детский невроз страха»
  3. Левис, Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» –С-П., 2006г.
  4. Прихожан, А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000г.
  5. Захаров, А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 2003г.
  6. Захаров, А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000г.
  7. Аллан Фромм, «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации», Томас Гордон «Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности». – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,2007г.
  8. Люблинская, А.А. «Детская психология» издательство «Просвещение» 1971 г.
  9. Анастази, А. Психологическое тестирование /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. -М., 2002. — Кн.1-2.
  10. Барлас,  Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы - Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2003
  11. Выготский, Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. – 1958. -№3. –с. 125 -134.
  12. Леви, В.Л., Приручение страха – М.: Метафора, 2003
  13. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М.,1971.
  14. Линдслей, Д. Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под редакцией С. С. Ственса. – М., 1960 – с629 – 684.
  15. Ромек, В.Г.  Поведенческая терапия страхов – Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2002
  16. Словарь психолога – практика/Сост. С. Ю Головин. – 2е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  17. Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. Ред., авт. Вступ. Ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990.
  18. Шванцара, Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 2008. С. 46.
  19. Захаров, А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.
  20. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.
  21. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.
  22. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  23. Громова, Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.: ил.
  24. Жигарькова, О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
  25. Котова, Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.
  26. Крюкова, С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.
  27. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
  28. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
  29. Степанова, В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.
  30. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
  31. Фридстад, М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером.- СПб.: Питер, 2004.- 272с.
  32. Шванцара, Л.Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития.- Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1980.
  33. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.

Информация о работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста