Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие эмоций и чувств…………………..
7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов у детей ………
18
1.3. Выявление и преодоление страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………
21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………
25
2.1. Содержание диагностической программы, направленной на выявление страхов у детей дошкольного возраста …………………….
25
2.2. Экспериментальные результаты исследования проявления страхов у детей дошкольного возраста …………………………………….
35
2.3. Коррекционная программа, направленная на уменьшение страхов и снятие тревожности у детей дошкольного возраста ………….
44
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
59
Применительно
к интересующему нас
Данная
периодизация является законченной
концепцией. Вместе с тем ее использование
в практике работы современных детских
садов и школ обнаруживает ряд
серьезных теоретических и
В рамках возрастной периодизации Д.Б. Эльконина остается не совсем ясным механизм смены ведущих деятельностей. Так, согласно этой периодизации, на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста ведущая игровая деятельность уступает место ведущей учебной деятельности. Однако известен тот факт, что некоторые младшие школьники могут не иметь не только учебной деятельности, но и предпосылок ее формирования. В ряде исследований отмечается, что игра уступает место учебной деятельности лишь тогда, когда исчерпывает себя. Однако многие факты убеждают нас в том, что и у младших школьников игра занимает значительное место в их жизни и выполняет значимую роль в их психическом развитии.
В последние годы в психологопедагогической литературе неоднократно указывалось, что игра у детей плохо развита, что в основе детских игр лежат однообразные отобразительные сюжеты, что дети плохо умеют подчиняться правилам, что игра перестала носить творческий характер (Е.В. Зворыкина, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и другие). Такое положение дел во многом, с нашей точки зрения, связано с тем фактом, что формирование игры как ведущей деятельности не выходит за рамки деятельностного подхода.
Аналогичным образом обстоит дело и с учебной деятельностью. В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и В.И. Слободчиков отмечают, что сформированная в русле деятельностной концепции учебная деятельность не применяется детьми в самостоятельной жизни. Применительно к дошкольному периоду развития исключительно важным представляется включение игры в образование детей. Несмотря на методические указания о том, что дошкольников надо обучать игре и обучать в игре, тем не менее, вопрос об игровых формах и методах обучения остается одним из остро дискуссионных и не имеющим исчерпывающего практического решения. Проведенный анализ показывает, что во многих игровых приемах, используемых в обучении, нет настоящей игры, а есть лишь попытки прямого введения обучения в игру (Л. Эльконинова, Д.Б. Эльконин). В.В. Колечко установила, что такие игры, как правило, трансформируются либо в учебные задания и занятия, либо представляют собой игру, в которой не решаются (или решаются не полностью) дидактические задачи.
Высказанное
отношение к понятию ведущей
деятельности было бы необъективным, если
бы не было отмечено то значение, которое
данное понятие имеет в возрастной
психологии. Так, именно ведущая деятельность
каждого возрастного периода
позволяет фиксировать
2.3 Развитие возрастных
Основным
понятием данной периодизации было понятие
возрастных психологических
Смена форм
общения, на наш взгляд, легко может
быть объяснена из теоретической
позиции Л.С. Выготского. Так, разрабатывая
идею о смысловом и структурном
строении сознания, он указывает, что
в каждом возрастном периоде в
центре развития стоит какая-либо одна
функция. По мере того как она становится
произвольной, она уходит на периферию,
уступая место другой. Если перенести
это на логику смены форм общения,
то можно предположить, что специфические
для данного возрастного
По мнению
Л.С. Выготского, каждый возрастной период
имеет два возрастных новообразования.
Это новообразование
2.4 Особенности и причины
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события.
Так, подавляющее
большинство возрастных страхов
существуют только тогда, когда ребенок
представляет их по какому-либо поводу
или ему напоминают окружающие. Есть
и так называемые "немые" страхи,
часто отрицаемые детьми при опросе,
но признаваемые родителями.
Это, прежде всего, ситуативные страхи
опоздания (у дошкольников), животных и
неожиданных звуков. Наоборот, в группе
"невидимых" страхов, не указываемых
родителями, но признаваемых детьми, будут
многочисленные страхи наказания, крови,
войны и стихии, смерти родителей и открытых
пространств. У мальчиков 7-10 лет к ним
присоединятся страхи Скелетов, Призраков,
Пиковой Дамы и Черной Руки, то есть мифических
персонажей. Подобные страхи существуют
больше в воображении как возможная опасность,
угроза.
Так
что далеко не все страхи
детей определяются родителями,
особенно отцами. В лучшем случае
это каждый второй страх, и
здесь многое зависит от
Из подобных общих страхов выделяются страхи смерти родителей (у родителей в детстве страхи смерти своих родителей), наказания (у отцов в большей степени), высоты, глубины и темноты (более выражено у матерей). Есть и свойственные только матерям общие с детьми страхи: сделать что-либо не так (неправильно) и не успеть. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи уколов и боли (что одно и то же), отражая этим большую чувствительность мужчин к боли.
Знание
общности страхов у родителей
и детей позволяет лучше
Полезно посмотреть также, какие страхи чаще всего остаются, сохраняются у взрослых из бывших у них в детстве. У мужчин и женщин такой устойчивостью обладают страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин). Значительно чаще у женщин сохраняются и страхи войны, сделать что-либо неправильно и не успеть, то есть как инстинктивно, так и социально опосредованный регистр страхов.
Прежде
чем помочь детям в преодолении
страхов, необходимо выяснить, каким
конкретно страхам они
В целях профилактики необходимо проводить работу с родителями: индивидуальные беседы на темы: «Способы наказания ребёнка» и «Как помочь ребёнку преодолеть страхи».
Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания.
Главная
цель работы – обучение родителей
эффективным навыкам
В ходе беседы
родителей знакомят с приемлемыми
способами наказания ребёнка. Предлагают
компоненты эффективного общения с
детьми, которые являются необходимыми:
контакт глаз, так как ласковый
взгляд снижает уровень тревожности
и уменьшает страхи у ребёнка,
укрепляет в нём чувство
На родительском
собрании родителей знакомят с результатами
исследования страхов их детей. Озвучивают
возможные причины
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», а так же опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и опросник П. Бейкер и М. Алворд, проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
Информация о работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста