Проблема страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….

1.1. Понятие эмоций и чувств…………………..

7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов у детей ………
18
1.3. Выявление и преодоление страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………

21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………

25
2.1. Содержание диагностической программы, направленной на выявление страхов у детей дошкольного возраста …………………….

25
2.2. Экспериментальные результаты исследования проявления страхов у детей дошкольного возраста …………………………………….

35
2.3. Коррекционная программа, направленная на уменьшение страхов и снятие тревожности у детей дошкольного возраста ………….

44
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
59

Работа состоит из  1 файл

проблема страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 116.22 Кб (Скачать документ)

Название страха

Ваня К.

Дима И.

Аня К.

Денис А.

Света П.

1. когда остаешься один;

черный

черный

черный

черный

черный

2. нападения бандитов;

черный

красный

черный

красный

красный

3. заболеть, заразиться;

красный

красный

черный

красный

красный

4. умереть;

красный

красный

черный

черный

черный

5. того, что умрут твои родители;

черный

черный

черный

черный

черный

6. каких-то людей;

красный

черный

Красный

красный

красный

7. потерять маму или папу;

черный

черный

черный

черный

черный

8. того, что они тебя накажут;

черный

черный

черный

красный

черный

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча,

чудовищ;

черный

черный

черный

красный

черный

10. опоздать в детский сад, школу;

черный

красный

красный

черный

черный

11. перед тем как заснуть;

красный

черный

черный

красный

черный

12. страшных снов;

красный

черный

черный

красный

черный

13. темноты;

красный

черный

черный

красный

черный

14. волка, медведя, собак, пауков,

 змей (страх животных);

черный

черный

черный

красный

красный

15. машин, поездов, самолетов 

(страх транспорта);

красный

красный

красный

черный

красный

16. бури, урагана, грозы, 

наводнения, землетрясения (страх  стихии);

красный

черный

красный

черный

черный

17. когда очень высоко

(страх высоты);

красный

красный

черный

красный

черный

18. когда очень глубоко (страх  глубины);

красный

красный

черный

черный

черный

19. оставаться в маленькой, тесной  комнате, помещении, в туалете

(страх замкнутого пространства);

красный

черный

красный

красный

красный

20. воды;

красный

красный

красный

красный

черный

21. огня;

черный

черный

черный

красный

черный

22. пожара;

красный

черный

черный

красный

черный

23. войны;

черный

черный

красный

красный

черный

24. больших площадей;

красный

красный

красный

красный

черный

25) врачей (кроме зубных);

красный

красный

черный

красный

черный

26. крови;

красный

красный

черный

красный

черный

27. уколов;

красный

черный

черный

черный

черный

28. боли;

красный

красный

красный

красный

черный

29. неожиданных, резких звуков (когда  внезапно что-то упадет, стукнет).

красный

красный

черный

красный

черный


 

Итог:

По результатам методики Дима И. (16 страхов из 29), Аня К. (20 страхов  из 29) и Света П. (23 страха из 29) испытывают высокое количество страхов. Ваня К. испытывает среднее количество страхов (10 страхов из 29). Денис А. – низкое количество страхов (9 страхов из 29).

Наиболее частыми «страшными»  страхами у детей оказались: оставаться одному; умереть; того, что умрут  родители; потерять маму или папу; наказания; Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ; огня; пожара; уколов. Наиболее часто встречаемыми «нестрашными» страхами стали: нападение бандитов; заболеть, заразиться; каких-то людей; страх транспорта; страх замкнутого пространства; высоты; воды; больших площадей; врачей (кроме зубных);  крови; боли; неожиданных, резких звуков.

Результаты методики № 2

Методика  «Мои страхи» А.И.Захарова позволила отследить те персонажи, которые пугают детей старшем дошкольном возрасте.

В своем  рисунке Света П. изобразила пожар  в лесу, ветер и птицу, Аня К. нарисовала себя и мышь, Ваня К. –  волка, Денис А. - большую птицу, Дима И. нарисовал птиц и кошку. Из этой методики видно, что дети в общем испытывают страх к животным и птицам.

Результаты  методики № 3.

Методика  «Силуэт человека» Л.Лебедевой

Дети

Цвет человечка

1. Ваня К.

Зеленый

2. Дима И.

Синий

3. Аня К.

Зеленый

4. Денис А.

Красный

5. Света П.

Желтый


 

Результаты методики № 5.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

  1. Ваня К.:

Вопрос:

Ответ:

1. Не может долго работать, не  уставая.

+

2. Ему трудно сосредоточиться на  чем-то.

+

3. Любое задание вызывает излишнее  беспокойство.

_

4. Во время выполнения заданий  очень напряжен, скован.

_

5. Смущается чаще других.

_

6. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

+

7. Как правило, краснеет в незнакомой  обстановке.

_

8. Жалуется, что ему снятся страшные  сны.

_

9. Руки у него обычно холодные  и влажные.

_

10. У него нередко бывает расстройство  стула.

+

11. Сильно потеет, когда волнуется.

+

12. Не обладает хорошим аппетитом.

+

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

+

14. Пуглив, многое вызывает у него  страх.

_

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

_

16. Часто не может сдержать слезы.

_

17. Плохо переносит ожидание.

+

18. Не любит браться за новое  дело.

_

19. Не уверен в себе, в своих силах.

_

20. Боится сталкиваться с трудностями.

_


 

  1. Дима И.:

Вопрос:

Ответ:

1. Не может долго работать, не  уставая.

+

2. Ему трудно сосредоточиться на  чем-то.

_

3. Любое задание вызывает излишнее  беспокойство.

_

4. Во время выполнения заданий  очень напряжен, скован.

+

5. Смущается чаще других.

_

6. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

_

7. Как правило, краснеет в незнакомой  обстановке.

_

8. Жалуется, что ему снятся страшные  сны.

_

9. Руки у него обычно холодные  и влажные.

+

10. У него нередко бывает расстройство  стула.

+

11. Сильно потеет, когда волнуется.

+

12. Не обладает хорошим аппетитом.

_

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

+

14. Пуглив, многое вызывает у него  страх.

+

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

_

16. Часто не может сдержать слезы.

_

17. Плохо переносит ожидание.

+

18. Не любит браться за новое  дело.

_

19. Не уверен в себе, в своих силах.

+

20. Боится сталкиваться с трудностями.

+


 

  1. Аня К.:

Вопрос:

Ответ:

1. Не может долго работать, не  уставая.

+

2. Ему трудно сосредоточиться на  чем-то.

+

3. Любое задание вызывает излишнее  беспокойство.

+

4. Во время выполнения заданий  очень напряжен, скован.

+

5. Смущается чаще других.

_

6. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

_

7. Как правило, краснеет в незнакомой  обстановке.

+

8. Жалуется, что ему снятся страшные  сны.

_

9. Руки у него обычно холодные  и влажные.

_

10. У него нередко бывает расстройство  стула.

_

11. Сильно потеет, когда волнуется.

_

12. Не обладает хорошим аппетитом.

+

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

+

14. Пуглив, многое вызывает у него  страх.

+

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

+

16. Часто не может сдержать слезы.

_

17. Плохо переносит ожидание.

_

18. Не любит браться за новое  дело.

_

19. Не уверен в себе, в своих силах.

_

20. Боится сталкиваться с трудностями.

+


 

  1. Денис А.:

Вопрос:

Ответ:

1. Не может долго работать, не  уставая.

_

2. Ему трудно сосредоточиться на  чем-то.

+

3. Любое задание вызывает излишнее  беспокойство.

+

4. Во время выполнения заданий  очень напряжен, скован.

_

5. Смущается чаще других.

_

6. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

+

7. Как правило, краснеет в незнакомой  обстановке.

_

8. Жалуется, что ему снятся страшные  сны.

_

9. Руки у него обычно холодные  и влажные.

_

10. У него нередко бывает расстройство  стула.

+

11. Сильно потеет, когда волнуется.

_

12. Не обладает хорошим аппетитом.

_

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

+

14. Пуглив, многое вызывает у него  страх.

_

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

_

16. Часто не может сдержать слезы.

_

17. Плохо переносит ожидание.

_

18. Не любит браться за новое  дело.

+

19. Не уверен в себе, в своих силах.

_

20. Боится сталкиваться с трудностями.

_


 

  1. Света П.:

Вопрос:

Ответ:

1. Не может долго работать, не  уставая.

+

2. Ему трудно сосредоточиться на  чем-то.

+

3. Любое задание вызывает излишнее  беспокойство.

+

4. Во время выполнения заданий  очень напряжен, скован.

+

5. Смущается чаще других.

+

6. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

_

7. Как правило, краснеет в незнакомой  обстановке.

+

8. Жалуется, что ему снятся страшные  сны.

+

9. Руки у него обычно холодные  и влажные.

+

10. У него нередко бывает расстройство  стула.

_

11. Сильно потеет, когда волнуется.

+

12. Не обладает хорошим аппетитом.

_

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

+

14. Пуглив, многое вызывает у него  страх.

+

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

+

16. Часто не может сдержать слезы.

+

17. Плохо переносит ожидание.

_

18. Не любит браться за новое  дело.

_

19. Не уверен в себе, в своих силах.

+

20. Боится сталкиваться с трудностями.

+


 

Итог:

По результатам  методики Денис А. имеет низкую тревожность (6 баллов), Ваня К., Дима И. и Аня К. испытывают среднюю тревожность (8, 10 и 10 баллов соответственно), Света  П. имеет высокую тревожность (15 баллов).

Результаты методики № 6.

Методика выявления страхов  с помощью специального теста  тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

Протокол выявления тревожности  у детей.

Имя: Ваня К.          Возраст: 6 лет

Рисунок

Высказывание

       Выбор

   

Весёлое

Печальное

   

лицо

Лицо

1.Игра с младшими детьми.

Мальчику надоело играть.

+

 

2.Ребёнок и мать с младенцем.

Я люблю гулять с мамой.

+

 

3.Объект агрессии.

Хочется ударить его стулом.

 

+

4.Одевание.

Я люблю одеваться на прогулку.

+

 

5.Игра со старшими детьми.

Мама играет с ребёнком.

+

 

6.Укладывание спать в одиночестве.

Когда иду спать, беру игрушку.

 

+

7.Умывание.

Потому что он умывается.

+

 

8.Выговор.

Мама его ругает.

 

+

9.Игнорирование.

Потому что тут малыш.

+

 

10.Агрессивность.

Кто-то отбирает игрушку.

 

+

11. Собирание

Мама заставляет его собирать

 

+

игрушек.

Игрушки.

12.Изоляция.

Дети не хотят с ним играть.

 

+

13.Ребёнок

с родителями.

Родители играют с ним.

+

 

14.Еда в одиночестве.

Пьёт чай, я тоже люблю пить чай.

+

 

Информация о работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста