Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие эмоций и чувств…………………..
7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов у детей ………
18
1.3. Выявление и преодоление страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………
21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………
25
2.1. Содержание диагностической программы, направленной на выявление страхов у детей дошкольного возраста …………………….
25
2.2. Экспериментальные результаты исследования проявления страхов у детей дошкольного возраста …………………………………….
35
2.3. Коррекционная программа, направленная на уменьшение страхов и снятие тревожности у детей дошкольного возраста ………….
44
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
59
Название страха |
Ваня К. |
Дима И. |
Аня К. |
Денис А. |
Света П. |
1. когда остаешься один; |
черный |
черный |
черный |
черный |
черный |
2. нападения бандитов; |
черный |
красный |
черный |
красный |
красный |
3. заболеть, заразиться; |
красный |
красный |
черный |
красный |
красный |
4. умереть; |
красный |
красный |
черный |
черный |
черный |
5. того, что умрут твои родители; |
черный |
черный |
черный |
черный |
черный |
6. каких-то людей; |
красный |
черный |
Красный |
красный |
красный |
7. потерять маму или папу; |
черный |
черный |
черный |
черный |
черный |
8. того, что они тебя накажут; |
черный |
черный |
черный |
красный |
черный |
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ; |
черный |
черный |
черный |
красный |
черный |
10. опоздать в детский сад, школу; |
черный |
красный |
красный |
черный |
черный |
11. перед тем как заснуть; |
красный |
черный |
черный |
красный |
черный |
12. страшных снов; |
красный |
черный |
черный |
красный |
черный |
13. темноты; |
красный |
черный |
черный |
красный |
черный |
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных); |
черный |
черный |
черный |
красный |
красный |
15. машин, поездов, самолетов (страх транспорта); |
красный |
красный |
красный |
черный |
красный |
16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии); |
красный |
черный |
красный |
черный |
черный |
17. когда очень высоко (страх высоты); |
красный |
красный |
черный |
красный |
черный |
18. когда очень глубоко (страх глубины); |
красный |
красный |
черный |
черный |
черный |
19. оставаться в маленькой, (страх замкнутого |
красный |
черный |
красный |
красный |
красный |
20. воды; |
красный |
красный |
красный |
красный |
черный |
21. огня; |
черный |
черный |
черный |
красный |
черный |
22. пожара; |
красный |
черный |
черный |
красный |
черный |
23. войны; |
черный |
черный |
красный |
красный |
черный |
24. больших площадей; |
красный |
красный |
красный |
красный |
черный |
25) врачей (кроме зубных); |
красный |
красный |
черный |
красный |
черный |
26. крови; |
красный |
красный |
черный |
красный |
черный |
27. уколов; |
красный |
черный |
черный |
черный |
черный |
28. боли; |
красный |
красный |
красный |
красный |
черный |
29. неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет). |
красный |
красный |
черный |
красный |
черный |
Итог:
По результатам методики Дима И. (16 страхов из 29), Аня К. (20 страхов из 29) и Света П. (23 страха из 29) испытывают высокое количество страхов. Ваня К. испытывает среднее количество страхов (10 страхов из 29). Денис А. – низкое количество страхов (9 страхов из 29).
Наиболее частыми «страшными» страхами у детей оказались: оставаться одному; умереть; того, что умрут родители; потерять маму или папу; наказания; Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ; огня; пожара; уколов. Наиболее часто встречаемыми «нестрашными» страхами стали: нападение бандитов; заболеть, заразиться; каких-то людей; страх транспорта; страх замкнутого пространства; высоты; воды; больших площадей; врачей (кроме зубных); крови; боли; неожиданных, резких звуков.
Результаты методики № 2
Методика «Мои страхи» А.И.Захарова позволила отследить те персонажи, которые пугают детей старшем дошкольном возрасте.
В своем рисунке Света П. изобразила пожар в лесу, ветер и птицу, Аня К. нарисовала себя и мышь, Ваня К. – волка, Денис А. - большую птицу, Дима И. нарисовал птиц и кошку. Из этой методики видно, что дети в общем испытывают страх к животным и птицам.
Результаты методики № 3.
Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой
Дети |
Цвет человечка |
1. Ваня К. |
Зеленый |
2. Дима И. |
Синий |
3. Аня К. |
Зеленый |
4. Денис А. |
Красный |
5. Света П. |
Желтый |
Результаты методики № 5.
Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Вопрос: |
Ответ: |
1. Не может долго работать, не уставая. |
+ |
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. |
+ |
3.
Любое задание вызывает |
_ |
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. |
_ |
5. Смущается чаще других. |
_ |
6. Часто говорит о напряженных ситуациях. |
+ |
7.
Как правило, краснеет в |
_ |
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. |
_ |
9. Руки у него обычно холодные и влажные. |
_ |
10.
У него нередко бывает |
+ |
11. Сильно потеет, когда волнуется. |
+ |
12. Не обладает хорошим аппетитом. |
+ |
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. |
+ |
14. Пуглив, многое вызывает у него страх. |
_ |
15.
Обычно беспокоен, легко |
_ |
16. Часто не может сдержать слезы. |
_ |
17. Плохо переносит ожидание. |
+ |
18. Не любит браться за новое дело. |
_ |
19. Не уверен в себе, в своих силах. |
_ |
20.
Боится сталкиваться с |
_ |
Вопрос: |
Ответ: |
1. Не может долго работать, не уставая. |
+ |
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. |
_ |
3.
Любое задание вызывает |
_ |
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. |
+ |
5. Смущается чаще других. |
_ |
6. Часто говорит о напряженных ситуациях. |
_ |
7.
Как правило, краснеет в |
_ |
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. |
_ |
9. Руки у него обычно холодные и влажные. |
+ |
10.
У него нередко бывает |
+ |
11. Сильно потеет, когда волнуется. |
+ |
12. Не обладает хорошим аппетитом. |
_ |
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. |
+ |
14. Пуглив, многое вызывает у него страх. |
+ |
15.
Обычно беспокоен, легко |
_ |
16. Часто не может сдержать слезы. |
_ |
17. Плохо переносит ожидание. |
+ |
18. Не любит браться за новое дело. |
_ |
19. Не уверен в себе, в своих силах. |
+ |
20.
Боится сталкиваться с |
+ |
Вопрос: |
Ответ: |
1. Не может долго работать, не уставая. |
+ |
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. |
+ |
3.
Любое задание вызывает |
+ |
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. |
+ |
5. Смущается чаще других. |
_ |
6. Часто говорит о напряженных ситуациях. |
_ |
7.
Как правило, краснеет в |
+ |
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. |
_ |
9. Руки у него обычно холодные и влажные. |
_ |
10.
У него нередко бывает |
_ |
11. Сильно потеет, когда волнуется. |
_ |
12. Не обладает хорошим аппетитом. |
+ |
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. |
+ |
14. Пуглив, многое вызывает у него страх. |
+ |
15.
Обычно беспокоен, легко |
+ |
16. Часто не может сдержать слезы. |
_ |
17. Плохо переносит ожидание. |
_ |
18. Не любит браться за новое дело. |
_ |
19. Не уверен в себе, в своих силах. |
_ |
20.
Боится сталкиваться с |
+ |
Вопрос: |
Ответ: |
1. Не может долго работать, не уставая. |
_ |
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. |
+ |
3.
Любое задание вызывает |
+ |
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. |
_ |
5. Смущается чаще других. |
_ |
6. Часто говорит о напряженных ситуациях. |
+ |
7.
Как правило, краснеет в |
_ |
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. |
_ |
9. Руки у него обычно холодные и влажные. |
_ |
10.
У него нередко бывает |
+ |
11. Сильно потеет, когда волнуется. |
_ |
12. Не обладает хорошим аппетитом. |
_ |
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. |
+ |
14. Пуглив, многое вызывает у него страх. |
_ |
15.
Обычно беспокоен, легко |
_ |
16. Часто не может сдержать слезы. |
_ |
17. Плохо переносит ожидание. |
_ |
18. Не любит браться за новое дело. |
+ |
19. Не уверен в себе, в своих силах. |
_ |
20.
Боится сталкиваться с |
_ |
Вопрос: |
Ответ: |
1. Не может долго работать, не уставая. |
+ |
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. |
+ |
3.
Любое задание вызывает |
+ |
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. |
+ |
5. Смущается чаще других. |
+ |
6. Часто говорит о напряженных ситуациях. |
_ |
7.
Как правило, краснеет в |
+ |
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. |
+ |
9. Руки у него обычно холодные и влажные. |
+ |
10.
У него нередко бывает |
_ |
11. Сильно потеет, когда волнуется. |
+ |
12. Не обладает хорошим аппетитом. |
_ |
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. |
+ |
14. Пуглив, многое вызывает у него страх. |
+ |
15.
Обычно беспокоен, легко |
+ |
16. Часто не может сдержать слезы. |
+ |
17. Плохо переносит ожидание. |
_ |
18. Не любит браться за новое дело. |
_ |
19. Не уверен в себе, в своих силах. |
+ |
20.
Боится сталкиваться с |
+ |
Итог:
По результатам методики Денис А. имеет низкую тревожность (6 баллов), Ваня К., Дима И. и Аня К. испытывают среднюю тревожность (8, 10 и 10 баллов соответственно), Света П. имеет высокую тревожность (15 баллов).
Результаты методики № 6.
Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
Протокол выявления
Имя: Ваня К. Возраст: 6 лет
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
Лицо | ||
1.Игра с младшими детьми. |
Мальчику надоело играть. |
+ |
|
2.Ребёнок и мать с младенцем. |
Я люблю гулять с мамой. |
+ |
|
3.Объект агрессии. |
Хочется ударить его стулом. |
+ | |
4.Одевание. |
Я люблю одеваться на прогулку. |
+ |
|
5.Игра со старшими детьми. |
Мама играет с ребёнком. |
+ |
|
6.Укладывание спать в |
Когда иду спать, беру игрушку. |
+ | |
7.Умывание. |
Потому что он умывается. |
+ |
|
8.Выговор. |
Мама его ругает. |
+ | |
9.Игнорирование. |
Потому что тут малыш. |
+ |
|
10.Агрессивность. |
Кто-то отбирает игрушку. |
+ | |
11. Собирание |
Мама заставляет его собирать |
+ | |
игрушек. |
Игрушки. | ||
12.Изоляция. |
Дети не хотят с ним играть. |
+ | |
13.Ребёнок с родителями. |
Родители играют с ним. |
+ |
|
14.Еда в одиночестве. |
Пьёт чай, я тоже люблю пить чай. |
+ |
Информация о работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста