Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление страхов у детей дошкольного возраста .
На основании результатов диагностики составить коррекционную программу, направленную на снижение количества страхов и уменьшение степени проявления тревожности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие эмоций и чувств…………………..
7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов у детей ………
18
1.3. Выявление и преодоление страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………
21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………
25
2.1. Содержание диагностической программы, направленной на выявление страхов у детей дошкольного возраста …………………….
25
2.2. Экспериментальные результаты исследования проявления страхов у детей дошкольного возраста …………………………………….
35
2.3. Коррекционная программа, направленная на уменьшение страхов и снятие тревожности у детей дошкольного возраста ………….
44
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
59
3.1 Методика М.А. Панфиловой и А.И.Захарова «Страхи в домиках». Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и насколько боится ребенок.
Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.
Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин,
поездов, самолетов (страх
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Проективная методика «Мои страхи» А.И.Захарова. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха.
Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру. Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость. Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» стремятся к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.
Согласно М. Люшеру, Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов указывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверх сложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности.. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога. В контексте, интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.
Информативно «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.
Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой позволяет отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи.
Г.Т. Хометаускас в своей работе «Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: "Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы, какие вызывают тревогу".
Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.
Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:
• чья семья изображена им на рисунке — его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;
• где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;
• какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;
• кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;
• кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;
• если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;
• если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.
Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников.
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему
трудно сосредоточиться на чем-
3. Любое
задание вызывает излишнее
4. Во
время выполнения заданий
5. Смущается чаще других.
6. Часто
говорит о напряженных
7. Как
правило, краснеет в
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно
беспокоен, легко
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1 - 6 баллов.
Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию следующего содержания:
1.Игра
с младшими детьми. «Как ты
думаешь, какое лицо будет у
ребёнка: весёлое или
2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
4.Одевание.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка:
5.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».
6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7.Умывание.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка:
8.Выговор.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка:
9.Игнорирование.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка:
10.Агрессивное
нападение. «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого
ребёнка: печальное или
11.Собирание
игрушек. «Как ты думаешь,
12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
13.Ребёнок
с родителями. «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого
ребёнка: печальное или
14.Еда
в одиночестве. «Как ты
Выбор ребёнком
соответствующего лица и высказывания
каждого ребёнка можно
В программе исследования были сформулированы проблема и актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи данного исследования.
Для опроса и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков домиков. Применялись следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, опрос, тестирование.
2.2. Экспериментальные
результаты исследования
На заключительном этапе интерпретировались, оформлялись результаты исследования, формулировались выводы. В исследовании принимали участие 5 детей подготовительной группы МДОУ № 129.
Результаты методики № 1
М.А. Панфилова и А.И. Захаров «Страхи в домиках»
Информация о работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста