Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа
Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14
2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие семьи как психологического
феномена с точки зрения отечественных
и зарубежных исследований..………………………..……………
1.2. Исследования и сравнительный анализ
концепции семьи в отечественной и зарубежной
психологии……………………………………………………
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной
роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………
2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Понятие и особенности полной семьи
в исследованиях отечественных и зарубежных
психологов……………………………………………………
2.2. Психология неполной семьи в работах
отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Психология семейных
отношений концентрирует
Основные параметры межличностных отношений:
- статусно-ролевые различия;
- психологическая дистанция;
- валентность отношений;
- динамика;
- устойчивость.
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция - функция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio - счастье).
Семья - существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей.
Изучение семейных отношений, их изменений, проблем и выходов их этих проблем является неотъемлемой частью каждого государства, так как именно семья всегда являлась, является, и будет являться основой любого общества.
При этом существует значительная трудность изучения семейных отношений, которая связана
а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям;
б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние;
в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.
Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения.
Актуальность темы курсовой работы: Семья занимает приоритетное место в иерархии жизненно важных ценностей человека, констатируют социологи. Современная отечественная и зарубежная семья переживает сложный период своего развития. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Брачно-семейные отношения современной отечественной семьи претерпевают глубокие перемены, далеко не всегда способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности. Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности. В процессе воспроизводства населения молодая семья играет определяющую роль, 3/4 общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Однако уровень рождаемости в 1,5-2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. Сегодня сложная демографическая ситуация существенно сказывается на темпах социального развития.
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания стали уделять исследованиям проблем семьи. В отечественной психологической литературе можно отметить такие работы как «Супружеские конфликты» В.А. Сысенко [22], «Психология и психотерапия семьи» Э.Г. Эйдемиллера [29], «Семейное психологическое консультирование. Супружеский компонент» И.А. Полуниной [21], «Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний» С. Кратохвила [16], «Современная молодая семья» Л.Ф. Филюковой [25], «Как строить себя и свою семью» В. Сатир [23], «Семейная терапия» Р. Бендлера Д, Гриндера и В. Сатир [7], «Танцы с семьей» К. Витакера, В. Бамберри [9], «Позитивная семейная психотерапия» и «33 и 1 формы партнерства» Н. Пезешкиана [20]. И это почти все основные работы по психологии и психотерапии семьи.
Итак, с одной стороны, исследования семейных отношений зарубежных и отечественных психологов и психотерапевтов представляют большой интерес для фундаментальной науки, с другой стороны именно проблемам семьи посвящено не так уж много работ. Л.Я. Гозман подчеркивает что: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины». [11, с. 98]
Труднодоступность изучения семейных отношений, как считает Л.Б. Шнейдер, связана:
а) с проблемой разработки
и внедрения методического
б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние;
в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения. [28, с. 57]
Возможно, именно с этими причинами, соглашается с Л.Б. Шнейдер Ю.Е. Алешина и связан тот факт, что фундаментальных психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует. [11,с. 12]
Цель работы: Исследовать проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии.
Задачи:
- дать определение понятия семьи с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- провести исследования концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии;
- сделать сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии;
- дать определение и сделать сравнительный анализ исследования семейной роли в отечественной и зарубежной психологии.
Предмет исследования: Факторы, влияющие на формирование и развитие отечественной и зарубежной семьи.
Объект исследования: отечественная и зарубежная семья и ее проблемы.
Методология и методы проведенного исследования: В исследовании использованы структурно-функциональный и конкретно-исторический методы анализа общественных процессов и явлений, положения социологии семьи как частной социологической теории. При проведении исследования анализировались работы отечественных и зарубежных специалистов в области социологии семьи.
Теоретическая и практическая значимость работы: Основные положения и результаты работы могут использоваться в теоретической и практической деятельности социальных работников и семейных психологов.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.
Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных супружеским отношениям и семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.
В рамках одного из направлений семья изучается как малая группа (М. Земская, В.П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А. Терехин и др.). Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп. В исследованиях данного подхода можно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.
Другое направление дает нам возможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психологии. При этом существуют исследования семьи как системы и в рамках социальной психологии. Так Е. В. Антонюк, Ю. Е. Алешина и Л. Я. Гозман предлагают уйти от поиска ведущей деятельности семьи к рассмотрению системы жизнедеятельности семьи. Тем самым исследователи углубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию. О. С. Сермягина также отмечает методологическую важность изучения семьи как целостного феномена.
Наиболее распространенным направлением в психологии, рассматривающим семью как систему, является семейная системная психология, или «семейный системный подход» С. Кратохвила. Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения:
1) целое больше, чем сумма его частей;
2) все части и процессы
целого взаимовлияют и
В рамках психологии семьи появляются такие термины и понятия, как «граница», «подсистемы», «открытая семейная система», «закрытая семейная система», принципы функционирования семьи как системы - принцип развития и принцип гомеостаза. С помощью совокупности данных понятий психологи и психотерапевты пытаются определить основные принципы, механизмы и законы, лежащие в основе стабильного, устойчивого функционирования супружеских отношений. Так, например, в рамках структурной теории С. Минухина были разработаны и применены понятия субсистемы, границы. С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение субсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи [19, с. 198]
По мнению С. Минухина и других психологов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. «Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны» [19, с. 202].
Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии