Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14

2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6

1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11

1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14

 

2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

                 

2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20

2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к  важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального  статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с  момента рождения и до конца жизни  обладает такой характеристикой, как  семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья  — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального  развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым  коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.

Основные параметры  межличностных отношений:

- статусно-ролевые различия;

- психологическая дистанция;

- валентность отношений;

- динамика;

- устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

Важнейшей функцией семьи  является фелицитивная функция - функция  удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio - счастье).

Семья - существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей.

Изучение семейных отношений, их изменений, проблем и выходов их этих проблем является неотъемлемой частью каждого государства, так как именно семья всегда являлась, является, и будет являться основой любого общества.

При этом существует значительная трудность изучения семейных отношений, которая связана 

 а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям;

б) с влиянием самого факта  участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое  состояние;

в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.

Вместе с тем к  настоящему времени разработано  большое количество вербальных и  невербальных методов, позволяющих  с высокой степенью достоверности  изучать семейные отношения.

Актуальность темы курсовой работы: Семья занимает приоритетное место в иерархии жизненно важных ценностей человека, констатируют социологи. Современная отечественная и зарубежная семья переживает сложный период своего развития. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Брачно-семейные отношения современной отечественной семьи претерпевают глубокие перемены, далеко не всегда способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности. Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности. В процессе воспроизводства населения молодая семья играет определяющую роль, 3/4 общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Однако уровень рождаемости в 1,5-2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. Сегодня сложная демографическая ситуация существенно сказывается на темпах социального развития.

 В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания стали уделять исследованиям проблем семьи. В отечественной психологической литературе можно отметить такие работы как «Супружеские конфликты»  В.А. Сысенко [22], «Психология и психотерапия семьи» Э.Г. Эйдемиллера [29],  «Семейное психологическое консультирование. Супружеский компонент» И.А. Полуниной [21], «Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний» С. Кратохвила [16], «Современная молодая семья» Л.Ф. Филюковой [25], «Как строить себя и свою семью» В. Сатир [23], «Семейная терапия» Р. Бендлера Д, Гриндера и В. Сатир [7], «Танцы с семьей» К. Витакера, В. Бамберри [9],  «Позитивная семейная психотерапия» и «33 и 1 формы партнерства» Н. Пезешкиана [20]. И это почти все основные работы по психологии и психотерапии семьи.

Итак, с одной стороны, исследования семейных отношений зарубежных и отечественных психологов и психотерапевтов представляют большой интерес для фундаментальной науки, с другой стороны именно проблемам семьи посвящено не так уж много работ. Л.Я. Гозман подчеркивает что: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины». [11, с. 98]

Труднодоступность изучения семейных отношений, как  считает  Л.Б. Шнейдер, связана:

а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и  их семейным отношениям;

б) с влиянием самого факта  участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое  состояние;

в) с характером воздействия  экспериментатора на образ жизни  в семье, близость и интимные отношения. [28, с. 57]

Возможно, именно с этими причинами, соглашается с Л.Б. Шнейдер  Ю.Е. Алешина и связан тот факт, что фундаментальных психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует. [11,с. 12]

Цель работы: Исследовать проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии.

Задачи:

- дать определение понятия семьи с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;

- провести исследования концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии;

- сделать сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии;

- дать определение и сделать сравнительный анализ исследования семейной роли в отечественной и зарубежной психологии.

Предмет исследования: Факторы, влияющие на формирование и развитие отечественной и зарубежной семьи.

Объект исследования: отечественная и зарубежная семья и ее проблемы.

Методология и методы проведенного исследования: В исследовании использованы структурно-функциональный и конкретно-исторический методы анализа общественных процессов и явлений, положения социологии семьи как частной социологической теории. При проведении исследования анализировались работы отечественных и зарубежных специалистов в области социологии семьи.

Теоретическая и практическая значимость работы: Основные положения и результаты работы могут использоваться в теоретической и практической деятельности социальных работников и семейных психологов.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

    1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований

 

 

Проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.

Теоретический анализ психологических  научных работ, посвященных супружеским  отношениям и семье, дает возможность  выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.

В рамках одного из направлений  семья изучается как малая  группа (М. Земская, В.П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А. Терехин и др.). Практически  все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп. В исследованиях данного подхода можно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.

Другое направление  дает нам возможность изучать  семью как систему. Большая часть  исследований семьи как системы  отмечается в различных моделях  психологии. При этом существуют исследования семьи как системы и в рамках социальной психологии. Так Е. В. Антонюк, Ю. Е. Алешина и Л. Я. Гозман предлагают уйти от поиска ведущей деятельности семьи к рассмотрению системы жизнедеятельности семьи. Тем самым исследователи углубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию. О. С. Сермягина также отмечает методологическую важность изучения семьи как целостного феномена.

Наиболее распространенным направлением в психологии, рассматривающим семью как систему, является семейная системная психология, или «семейный системный подход» С. Кратохвила. Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения:

1) целое больше, чем  сумма его частей;

2) все части и процессы  целого взаимовлияют и взаимообуславливают  друг друга. [16, с. 114]

В рамках психологии семьи появляются такие термины и понятия, как «граница», «подсистемы», «открытая семейная система», «закрытая семейная система», принципы функционирования семьи как системы - принцип развития и принцип гомеостаза. С помощью совокупности данных понятий психологи и психотерапевты пытаются определить основные принципы, механизмы и законы, лежащие в основе стабильного, устойчивого функционирования супружеских отношений. Так, например, в рамках структурной теории С. Минухина были разработаны и применены понятия субсистемы, границы. С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение субсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи [19, с. 198]

По мнению С. Минухина и других психологов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. «Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны» [19, с. 202].

Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии