Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14

2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, для традиционной модели семьи характерно доминирование мужчины и подчинение женщины. Воспитанием детей, в основном, занимались женщины, дети обязаны были во всем слушаться отца. В воспитании детей преобладал авторитарный стиль, основанный на безусловном послушании. Если мать могла себе позволить проявления родительской любви по отношению к ребенку, то для отца – это считалось слабостью.

Сегодня в современном  обществе рассматривается чаще малая полная семья: родители-дети. Из-за жилищных проблем, трудностей в воспитании детей, а также по ряду иных (чаще - психологических) причин женатые дети остаются с родителями.

Изменилось выполнение семьей своих традиционных функций:

- хозяйственно-бытовая  функция может осуществляться  самостоятельно каждым из супругов;

- воспитательная функция  реализуется одним из супругов (чаще матерями) с помощью системы общественного воспитания;

- в обществе пропагандируется  культ свободных сексуальных  отношений; 

- репродуктивная функция  может осуществляться путем искусственного  зачатия и т.д. [24, с. 78].

Г.Т.Хоментаускас пишет: «Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции  на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. То есть, семья закладывает определенные сценарии, которые иногда являются очень стабильными, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни» [24, с. 81].

По мнению Т.И. Дымновой: «Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи  влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. У них оказывается сниженной способность к продуктивному социальному взаимодействию, в том числе к семейному образу жизни, вследствие нивелирования эволюционно дифференцированных взаимодополняющих качеств мужчины и женщины, реализующихся во всем многообразии их полоролевого взаимодействия в семейных отношениях и передающихся из поколения в поколение, прежде всего любовью к детям, в эмоционально-действенном контакте с ними. Структурный дисбаланс в родительской семье отражается на структуре семей последующих поколений, на стабильности браков, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях» [24, с. 83].

Согласно психоаналитическому  направлению, супруги, не имея адекватных целей и установок при создании семьи, неосознанно строят свою семью по модели родительской семьи. То есть, при построении своей семейной жизни они неосознанно опираются на модель семьи, в которой они воспитывались.

Полная семья –  это гарантия богатства и благополучия. Дети, которые родились и выросли в полной семье, имеют столь же много шансов вырваться из нищеты и достичь успеха, сколько и дети с высшим образованием. Стабильная семья увеличивает эти шансы на 82 %. В то время как хорошее образование дает шанс в 75 %. Также новое исследование, проведенное в США, показало, что лишь 7 % детей, которые находились в зрелом возрасте за чертой бедности, происходили из полных семей. Тем не менее, 37 % детей в семьях с достатком ниже прожиточного минимума жили в неполных семьях.

Исследование также показало, что треть взрослых людей с высоким уровнем дохода жили в полной семье и получили достойное образование. Но треть людей, которые находятся на грани выживания, воспитывались одним родителем и получили худшее образование. Авторы исследования из Вашингтонского научного центра заявляют, что в США всегда существовала кастовая система с разделением на семью и образование. Таким образом, полная семья, равно как и образование – это сильнейшее оружие по борьбе с бедностью. По мере того, как отцы исчезают из жизни своих детей, их бедность и отсутствие благосостояния только растут, и в итоге от этого страдают все. А значит, необходимо предпринимать определенные шаги по укреплению брака и достижению определенных успехов в этом деле. Подобно тому, как родители поощряют своих детей получать хорошее образование, необходимо также четко и убедительно формулировать ценности брака. Семья – это очень полезное состояние и для детей, и для родителей. А значит, ее нужно укреплять и охранять.

Одна из функций полноценной семьи - удовлетворение потребностей ее членов. Для удовлетворения каких именно потребности ребенка требуются участие обоих родителей очень подробно описала С.О.Докучаева:

1. Потребность в защите. Беззащитность перед внешним  миром - один из источников  неврозов современных детей. Наличие отца позволяет ребенку чувствовать свою безопасность, повышает его статус.

2. Потребность в авторитете. Вопреки распространенному мнению, дети не стремятся к абсолютной  свободе, которой еще не в  силах распорядиться, они нуждаются в том, чтобы эту свободу ограничил разумный, заботливый, уважаемый близкий человек, берущий на себя ответственность за ребенка.

3. Необходимость развития  интеллектуальной сферы, математических, пространственных, аналитических способностей  ребенка. Наличие мужчины в семье улучшает умственное развитие детей, формирует естественный интерес к обучению, получению образования.

4. Потребность в примере  супружеских отношений, образцов  «мужественного» и «женственного»  поведения и общения с представителями  противоположного пола. Функции матери отца в процессе воспитания различны. Мать учит безусловности, любви нежности, приятию, мягкости, терпению. Отец помогает овладеть такими качествами как: сила, великодушие, ответственность, умение ставить перед собой цели и достигать их, адекватно оценивать ситуацию. В семье наблюдаются образцы мужского и женского мышления, поступков, способов поведения, проявления чувств и эмоций, увлечений.

5. Процесс половой  идентификации мальчиков и девочек.  По мнению многих специалистов, отрицательное влияние воспитания ребенка в неполной семье на его дальнейшую семейную жизнь заключается в том, что у него не формируется адекватного представления о полоролевых семейных взаимоотношений. Это в последующем может отражаться на неспособности выполнять определенные семейные роли, присущие тому или иному полу.

6. Возможность наблюдать  проявления различных чувств  и управлять ими. Именно в  условиях семейного воспитания  дети получают первый опыт  управляемого поведения, эмоционального  реагирования на различные ситуации, переживания и проявления чувств.

7. В полной семье  возможен двухсторонний, более  полный и объективный взгляд  на поступки ребенка. Родители  могут обсудить свои точки  зрения, вспомнить свой детский  опыт, что поможет лучше разобраться  в поведении детей.

8. Семья должна состоять  не менее чем из трех человек.  Воспитываясь в полной семье,  ребенок получает более богатый  опыт межличностного взаимодействия, в отличие от ребенка из  неполной семьи, у которого  этот опыт гораздо уже [24, с. 91].

Несмотря на увеличение числа людей зрелого возраста, не вступающих в брак и количества неполных семей, по мнению О. Карабановой, «наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития» [24, с. 123]. Ведь за негативными внешними признаками изменения семьи скрывается формирование качественно новых отношений в рамках института семьи. Эти отношения базируются, в первую очередь, на изменении места и роли женщины в производстве и обществе, на праве каждого из супругов на индивидуализацию и полную личностную самореализацию.

Демократические и гуманистические  тенденции в обществе породили равноправие  супругов в распределении прав и  обязанностей в семье, а также новый взгляд на роли отца и матери. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним.

С точки зрения Э. Фромма отцовская любовь, по сравнению с материнской любовью, - «требовательная», условная. Ребенок должен заслужить ее. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти [11, с. 61]. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А. Адлера роль отца в воспитании заключается  в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку  возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации [11, с. 61].

Как отмечает А. Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности» [11, с. 62].

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца.

А.С. Еникеева отмечает, что  традиции семейного воспитания в  современной семье зависят от возраста, образования супругов, характера их труда [11, с. 58].

Ж. Бейжанова отмечает, что стали встречаться молодые  родители, сознательно воспитывающие  также и себя. Когда родители понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [12, с. 18].

Итак, важность влияния полной семьи как института воспитания несомненна, и обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья является первым институтом социализации, и именно семья является основным агентом полоролевого воспитания. Таким образом, полная семья оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками).

Современная семья переживает кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи – с новой функционально-иерархической структурой и качественно иными отношениями между супругами и детьми. Для воспитания детей будет характерно сотрудничество, которое предполагает опосредованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности.

 

 

2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов

 

Альтернативой полной семье  является – неполная семья.

Еще в начале XX в. психологи и социологи много писали и говорили о кризисе семьи и брака. Моногамный идеал, по мнению К. Хорни, постоянно развенчивается, но для общественного института семьи адекватной замены пока не найдено. Долгая и однообразная жизнь с одним и тем же человеком нередко делает скучными и утомительными отношения в целом и особенно сексуальные. Однако это лишь один из поверхностных симптомов трудностей совместной жизни в семье, считают исследователи-психоаналитики (К. Юнг, К. Хорни, А. Миллер, Р. Скиннер). В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин).

 Следует отметить, что наиболее часто в качестве  важнейших составляющих воспитательного  потенциала семьи указываются  внутрисемейные отношения, определяемые, в свою очередь, нравственным примером родителей, составом семьи, её жизнедеятельностью, уровнем образования и педагогической культурой родителей, степенью их ответственности за воспитание детей. Кроме того, значимость внутрисемейных отношений обуславливается и тем, что они являются первым специфическим образом общественных отношений, с которыми сталкивается ребёнок с момента рождения, и в результате которых он приобретает как навыки речи и мышления, так и опыт общения. При этом в системе внутрисемейных отношений главенствующими являются отношения между супругами, формирующие тот или иной эмоционально-нравственный климат в семье и определяющие воспитательные возможности данной семьи.

Таким образом, нарушение  внутрисемейных отношений, являясь  неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития. Среди основных причин субъективного и объективного характера, вызывающих нарушения внутрисемейных отношений, выделяются различные кризисные социальные ситуации, возникающие (гипотетически или реально) в жизни отдельной семьи, в том числе:

Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии