Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа
Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14
2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
Существуют разные оценки основных типов браков. Например, А. Н. Бабушкин считает, что эгалитарный тип семьи является результатом кризиса семьи как социального института и маскирует ее распад: «Хотя…распространение гомосексуальных отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи…, последствия этого отказа катастрофичны для процесса социализации детей».[6, с. 28]
С другой стороны, Б. В. Зейгарник считает, что четкая дифференциация ролей в семье характерна для поведения пассивно-зависимых психопатов, которые стремятся скорее к увеличению, чем к уменьшению своей взаимозависимости. [13, с. 109].
Однако надо сразу оговорится, что нельзя однозначно утверждать, что эгалитарная семья – «хорошо», а традиционная – «плохо», поскольку каждый данный тип семейных отношений характерен для определенного общества, рассматриваемой социальной группы и т.д. По Ю.Е.Алешиной, в низшем социальном классе женщины работают ради материальных благ и помощи мужу, а в среднем и высшем – ради реализации своих потребностей и интересов. При этом совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей двояко отражается на ее духовных возможностях. С одной стороны, работа способствует обогащению личности, а с другой – ведение хозяйства и воспитание детей, сочетаясь с работой, ограничивает социальное общение и обогащение личности. Это подтверждает исследование М.В.Сафоновой, для успешной карьерной женщины профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что часто приводит к конфликту и дисгармонии в семейных отношениях. И почти к противоположному тезису сводится анализ работ отечественных и зарубежных авторов Т.Ф.Сусловой: успехи женщин в профессиональных и общественных сферах способствуют оптимизации ее функций в семье. Тем не менее, необходимость сочетать профессиональную и семейные роли для некоторых женщин является объективной реальностью. Поэтому, успешное сочетание этих ролей может обеспечить, считает Ю.Е.Алешина, позитивное отношение мужа к работе жены. [3, с. 119].
Разобрав представления о
Также известно, что сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, т.е. чье психологическое влияние признается. Отсюда, предполагая, что особенности доминирования в семье схожи с особенностями авторитета, стиля руководства в коллективе, можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном – доминировать «больше шансов» у мужчин. На вопросе линий общения и распределения власти в семье сосредотачивают внимание представители стратегической семейной терапии: «отношения между членами семьи могут быть симметричными или комплементарными. Первые, имеют соревновательный характер, тогда как вторые, дополняют друг друга в борьбе людей за положение и власть». [7, с. 264].
Действительно, отечественные исследования позволяют полагать, что высокая доминантность партнеров в дружеских и супружеских отношениях, согласно Н.Н. Обозову и соавтором, приводит к отрицательному влиянию. Это влияние может быть сглажено, т.к. некоторые люди превосходны в роли целевого лидера, устанавливающего стандарты и достигающего цели, а другие лучше подходят для лидерства социального, необходимого для сплачивания, улаживания конфликтов и оказания поддержки. Такой подход объясняет, почему один супруг занимается организаторскими функциями, а другой – исполнительными. Под организаторскими функциями понимается распределение доходов, организацию досуга, обеспечение психологического микроклимата, организацию быта и воспитание детей. Н.Ф.Федотова утверждает, что признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени – в организации быта и в воспитании детей. Существует мнение, что «…чем больше детей, тем менее равноправно распределены обязанности в семье… Время, которое женщины уделяют уходу за детьми и их воспитанию, не зависит от их общественного статуса и образования; отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус»[6, с. 108]. Тогда возможно, что семьи с женским главенством характеризуются наличием детей больше одного и мужа со средним (или ниже) образованием и социальным статусом.
Ситуацию в других сферах хорошо описывают А. Добрович и О.Ясицкая: «В одних вопросах … главой… является муж, а в других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает». Т.е. персональное главенство супруга строится как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в неофициальных малых группах». [3, с. 37].
Исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо конкретная форма ролевой структуры не является объективно «лучшей» по сравнению с другими. Это согласуется с утверждением Ю.Е.Алешиной, что традиционализация отношений в «переходные» периоды (стаж брака 6-18 лет) способствует более эффективному решению стоящих перед семьей задач и поэтому «выгодна» семье и положительно связана с удовлетворенностью браком. В «стабильные» же периоды (стаж брака 1-6 и 18 лет) традиционализация не оправдана и должна отрицательно влиять на удовлетворенность браком. [3, с. 117].
С одной стороны, такое положение почти аннулирует необходимость изучения ролевой структуры семьи (известно, какие ее типы влияют положительно на какие периоды семейной жизни). С другой стороны, взгляды супругов на ролевую структуру семьи и главенство исследовались, в основном, как выработанные супругами в процессе переговоров и совместной жизни под влиянием их собственных уникальных представлений.
2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Психологи выделяют разные типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся и неполная. Проблемы бывают как неблагополучной семье, так и в семье, которая внешне считается благополучной. По статистике каждые две семьи из трех оказываются проблемными.
Подробную схему анализа
семьи предложил известный
1. Структурный состав:
полная семья (есть мать и
отец); неполная семья (есть только
мать или только отец); искаженная
или деформированная семья (
2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.
Рассмотрим более подробно структурный состав семьи, что же представляет собой полная и неполная семья в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей.
Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:
- «нормальная – аномальная семья»;
- «идеальная – реальная семья».
Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.
В рамках второй шкалы
понятие «идеальная семья» определяется
как нормативная модель семьи, которая
принимается обществом и
Полная семья, это семья, в состав которой входят оба супруга. Такая семья есть основа общественного благоустройства. Однако «полной» она может быть названа только при следующих условиях: полноценное исполнение супругами своих функций по отношению друг к другу, к дому, семье в целом и детям; взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие членов семьи; психологическая защищенность каждого члена семьи со стороны самой семьи. Полная семья – это хорошо «встроенная» в общество семья, имеющая связи со своими родственниками, с общественными институтами, проживающая в своей культуре и своей культурой.
А. С. Макаренко использовал понятие «полной семьи» (в которой есть муж, жена, дети) и считал, что именно полная семья является основным условием успеха воспитания уважительного отношения детей к родителям: «Видя отношения родителей между собой, отношения родителей к детям, постоянно живя в атмосфере добра и проявления высоких моральных качеств родителей и других родственников, дети в своей дальнейшей жизни смогут следовать этим примерам и строить свою семью на тех же духовных и нравственных основах, что и их родители» [24, с. 27].
Педагог подчеркивал, что особое уважение должно проявляться к женщине-матери: «...жизнь матерей должна быть такой же полноценной и такой же радостной, как и жизнь отцов и детей. Нам не нужны люди, воспитанные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением... Дети, воспитанные на жертве матери, могли жить только в обществе эксплуатации» [24, с. 27].
Важным условием успеха в воспитании у детей уважения к родителям А. С. Макаренко считал заботливые, чуткие отношения между супругами, родителями и детьми: «...отсюда берет начало забота детей о родителях, которая проявляется в большом и малом, естественном желании ребенка отказаться от собственного удовольствия ради удовлетворения запросов и потребностей родителей» [24, с. 28].
Вышеизложенное высказывание А. С. Макаренко является основополагающим в структуре теории семейного воспитания В. А. Сухомлинского. По мнению педагога, благородные человеческие чувства детей вызываются чувствами родителей, их поведением: «От того, как смотрят друг другу в глаза мать и отец, зависит то, как смотрит их сын, дочь на мир и на себя самого» [24, с. 32].
М.С. Мацковский, анализируя типичные нормы традиционной полной семьи в разных сферах ее жизнедеятельности, пришел к выводу. В этой модели семьи отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. В сфере воспитания одобрялся строгий стиль общения, причем его характер определялся отцом, а непосредственное воспитание осуществлялось матерью. Труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. В отношении лидерства власть в семье неоспоримо принадлежала мужчине, который также и принимал все важные решения по семейным вопросам, потому что из всех членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Эмоциональные чувства, теплота, нежность ожидались только со стороны женщины, в то время как для мужчин наличие таких качеств считалось слабостью.
С точки зрения традиционной семьи женщина занимает второстепенное место, и в семье, и в обществе в целом. От нее ожидается подчиненность, мягкость, хозяйственность, слабость, нежность и другие качества, неприемлемые для мужчины. Следовательно, роль женщины весьма ограниченна и характеризуется понятиями «женщина-мать» и «женщина-хозяйка дома». Ожидая от женщины вышеперечисленных качеств, воспитание мальчиков и девочек в русской семье значительно отличается. Девочка в процессе воспитания осваивает роль матери и хранительницы очага, а мальчик – роль хозяина и держателя власти. Агрессивное поведение со стороны мальчиков если не поощрялось, то, по крайней мере, не встречало крайнего неодобрения, в отличие от агрессивного поведения девочек [24, с. 55].
Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии