Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа
Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14
2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».
Детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
Именно семья дает
возможность ощутить
Современная семья как социальный институт «переживает» свой «переходный период»: старые традиции забыты и утрачены, а новые еще не сформировались. В функционировании семьи можно выделить ряд социально-психологических проблем объективного и субъективного характера, которые вызваны историческими, социальными, психологическими и физиологическими причинами и поэтому не зависят от индивидуальных особенностей мужа или жены. С другой стороны, эти проблемы могут быть обусловлены неумением или нежеланием супругов адаптироваться к новым условиям жизни, связанным с общим социальным кризисом. То есть объективные трудности, которые характерны для каждого брака, дополняются специфическими проблемами, преодолеть которые, к сожалению, удается не каждой семье.
В обществе сложились определенные стереотипы. Одни считают, что неблагополучная – это неполная семья. Другие, что такой является многодетная, третьи, что неблагополучной является та семья, чьи дети плохо учатся, нарушают дисциплину и т.д. Все это практикой отвергается. На самом деле и та, и другая, и третья – в одинаковой степени могут быть как благополучной, так и неблагополучной. О любой семье нужно судить по тому, как она реагирует на поступки детей.
Семья может быть неполной, может быть полной, но с противоречивым воспитанием, подавляющим ребенка, или с «тепличными» условиями. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем полная, в которой отец-пьяница терроризирует семью и т.д. Иногда семьи внешне хорошие, но родители чрезмерно заняты собой, своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку. Это тоже может вызывать дерзкое поведение со стороны ребенка, «бунт» его ранимой души.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Все рассмотренные аспекты концепции семьи в данной курсовой работе тесно переплетены между собой. Поэтому в реальной работе с семьей психологу необходим комплексный и всесторонний анализ особенностей семейного функционирования.
Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется, в первую очередь, распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (Борисова О.Н., Олисаева А.М.).
Впервые интерес к проблематике семейных ролей возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией Т.Парсона и Р.Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Эти роли Т.Парсон и соавтор делят на инструментальные (связанные с внешним окружением семьи) и экспрессивные (внутренняя деятельность в семье). При этом муж признается инструментальным лидером, а жена – экспрессивным. Большее распространение получило выделение ролей кормильца, воспитателя детей и организатора быта (Антонюк Е.В., Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.). Затем, согласно Е.В.Антонюк, Ф.И. Най, обобщив исследования других авторов, выделил помимо этих ролей так называемые «новые роли»: психотерапевтическую, рекреационную, роль сексуального партнера. По мнению Ф.И. Ная и цитируемых им авторов, эти роли появились благодаря выступающей на первый план эмоциональной функции семьи.
Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, группа (семья) и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи и поэтому они являются важнейшими признаками семьи как социального института.
Важность влияния семьи как института воспитания несомненна, и обусловлена тем, что по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья является первым институтом социализации, и именно семья является основным агентом полоролевого воспитания.
Таким образом, семья оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками).
Современная семья переживает кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи – с новой функционально-иерархической структурой и качественно иными отношениями между супругами и детьми. Для воспитания детей будет характерно сотрудничество, которое предполагает опосредованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности.
Многие авторы соприкасались с проблемами семейных отношений, данная тема нашла свое отражение в многочисленных публикациях. Но, не смотря на многообразие проведённых в мире исследований, многие вопросы психологии семьи разработаны ещё недостаточно. Таким образом, обзор литературы отечественных и зарубежных психологов по данной проблематике показывает, что одним из существенных факторов, определяющих последующую жизнь ребенка, безусловно, является семья. Дети чаще всего строят свою семейную жизнь на основе примера семьи, в которой они воспитывались. Воспитание в полной семье - позитивный фактор, а в неполной – негативный момент, который может отражаться на будущей семейной жизни, что доказано многочисленными данными психотерапии, направленной на устранение влияния структурного дисбаланса в семье, отражающегося на последующих поколениях.
Таким образом, обзор литературы отечественных и зарубежных психологов по данной проблематике показывает, что одним из существенных факторов, определяющих последующую жизнь ребенка, безусловно, является семья. Дети чаще всего строят свою семейную жизнь на основе примера семьи, в которой они воспитывались. Воспитание в полной семье - позитивный фактор, а в неполной – негативный момент, который может отражаться на будущей семейной жизни, что доказано многочисленными данными психотерапии, направленной на устранение влияния структурного дисбаланса в семье, отражающегося на последующих поколениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица /Н. Аккерман. -СПб.: Питер; 2000. – 325 с.
2.Арутюнян, M. Ю. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / М. Ю. Арутюнян, Л. А. Петровская. - М.: Педагогика, 1981. – 353 с.
3. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. //Вестник МГУ. Психология, сер.14, 1997. №2.
4. Андреева, Т. Семейная психология /Т. Андреева. - СПб, 2004. – 341 с.
5. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. - М.: -Академия, 2002. – 478 с.
6. Бабушкин, А.Н. Этика и психология семейных отношений: Лекции по курсу. / А. Н. Бабушкин. - СПб.: Лань, 2008. - 208с.
7. Бэндлер, Р. Семейная терапия /Р. Бэдлер, Д. Гриндлер, В. Сатир. - Воронеж, 1993. – 368 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. 488 с.
9. Витакер, К. Танцы с семьей: символический подход к семейной терапии, основанный на личностном опыте /К. Витакер, В. Бамберри. Пер. с анг. -М., Класс, 1997. -227 с.
10.Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений /Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина. - М.: Издательство Московского университета, 1987. -118 с.
11. Гозман, Л. Я, Алешина, Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы //Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. — 1985. - № 4.
12. Гозман, Л. Я., Алешина, Ю. Е., Еремичева, О. О. Тест на уровень удовлетворенности браком //Методические программы и методики исследований брака и семьи. - М., 1986.
13. Зейгарник, Б. В. Теории семьи в зарубежной психологии /Б. В. Зейгарник. -М., 1982. -121 с.
14.Ковалев, С.В Психология семейных отношений /С. В. Ковалев. - М.: Академия, 2005. - 45 с.
15. Клочко, В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. С. 5–19.
16. Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний /С. Кратохвил. – М.: Медицина. -245 с.
17.Лавриненко, В.Н. Психология семьи /В. Н. Лавриненко. - М: Юнити - Дана, 2007 г. -271 с.
18. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. -СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
19. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. Пер. с англ. А.Д.Иорданского. - М.: Класс, 1998.- 304 с.
20.Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия /Н. Пезешкиан. -М., 1993. -128 с.
21.Полунина, И.А. Семейное психологическое консультирование. Супружеский компонент /И. А. Полунина. - Балашов, 2003. – 321 с.
22. Психа, В.Л. Вскоре после свадьбы /В. Л. Психа. - Краснодар: Книжное издательство, 1985 - 140 с.
23.Сатир, В. Как строить себя и свою семью /В. Сатир. -М., 1992. – 257 с.
24.Тюгашев, Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. - Новосибирск, 2006. - 194 с.
25. Филюкова, Л.Ф. Современная молодая семья /Л. Ф. Филюкова. – М.: Владос, 1999. – 386с.
26. Федотова Н. Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. — 1983. - № 5.
27.Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное пособие /Е.М. Черняк. - М.: Дашков и К°, 2003. - 238 с.
28.Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений /Л. Б. Шнейдер. -М., 2000. – 254 с.
29.Эйдемиллер, Э.Г.Психология и психотерапия семьи. /Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 311 с.
30. Яценко, Т. С. Основы глубинной психокорекции /Т. С. Яценко. – К.: Высшая школа, 2006. – 382 с.
Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии