Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14

2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи  выделяют открытые и закрытые семейные системы.

Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир, семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.

Обозначенные выше понятия, как и семейная системная психотерапия в целом, позволяют сосредоточить  свое внимание на особенностях взаимодействия членов семьи, а также выделить особенности  взаимодействия семьи с внешним  для нее миром. Однако сам человек, включенный в семью, «выпадает» из поля внимания психотерапевтов-исследователей. Именно эту проблему психологи пытаются преодолеть, рассматривая такое понятие, как «дифференцированный член семьи» - тот человек, который характеризуется высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и всеобъемлющих межличностных отношений, чем другие (теория М. Боуэна). В. Сатир говорит о том, что люди с высокой самооценкой создают вокруг себя атмосферу любви, чистоты, честности, ответственности, сострадания, что, в свою очередь, выступает залогом успешной семьи, тогда как в неблагополучных семьях члены семьи обладают низкой самооценкой [22, с. 157].

Однако и эти попытки  не дают окончательного ответа на вопросы, как происходит становление супружеских отношений, что является основой единства членов семьи, что обеспечивает устойчивость семьи во времени и успешность ее функционирования. Следует отметить, что семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением. Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей, ее составляющих. Здесь возникают определенные методологические сложности.

В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о «совмещенных психологических системах», т. е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети. Взгляд на супружеские отношения как совмещенную психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить их в качестве предмета общепсихологического исследования. [8, с. 75].

C постепенным изменением  парадигмы психологической науки  происходит и изменение ее  предмета. В поле зрения ученых  попадает «целостный человек», обладающий  личностью как «сверхчувственным» качеством» (А. Н. Леонтьев), как «высшим уровнем системной организации человека» (В. Е. Клочко), «средоточием целокупной активности человека» (В. А. Петровский), «инструментом, с помощью которого организуется и координируется путь обретения человеческой сущности» (Б. С. Братусь). Новая психологическая парадигма, отражающая тенденцию движения психологической научной мысли к постнеклассической науке (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. Я. Дорфман, В. П. Зинченко, В. Е. Клочко, В. И. Слободчиков), подходит к рассмотрению человека как психологической системы. Теория психологических систем, разрабатываемая В. Е. Клочко, которая, представляя собой одно из направлений постнеклассической научной мысли, изучает человека как открытую, самоорганизующуюся психологическую систему, «порождающую психологические новообразования и опирающуюся на них в своем самодвижении» [15, с. 5].

Таким образом, выделив  человека как открытую, самоорганизующуюся систему, «открытую как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду»[15, с. 9] находящуюся в постоянном движении, трансценденции, возникает необходимость с данных позиций рассмотреть и семью, объединяющую на первом этапе, как минимум, двух людей.

Такая постановка проблемы открывает возможность применить для изучения феноменологии семьи используемые в психологии положения, разрабатываемые в синергетике. Синергетика, являясь направлением междисциплинарных исследований, изучающим явление самоорганизации, позволяет выйти на новый уровень системности видения мира и изучаемых явлений (А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Ю. Крылов, В. Е. Клочко и др. ) и наиболее полно понять объект в его движении и развитии.

Становление жизненного многомерного мира человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. Еще Л. С. Выготский писал, что «через других мы становимся сами собой», а также «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других» [8, с. 60]. Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. Два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию - развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т. е. превратиться «из двух разрозненных «Я» в единое «Мы», сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность[8, с. 202].

Согласно системному подходу, взаимодействие обладает порождающим эффектом (А.Н. Аверьянов, Е.Н. Князева, В.Е. Клочко, А.А. Митькин, В.С. Степин, К. Майнцер). Так взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности (В.И. Слободчиков). Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является организованное и дифференцированное целое (Б. Ф. Ломов), общий фонд ценностей (Л. И. Анцыферова), производство индивидами их общего» (А. В. Петровский), превращение состояния в их общее достояние (М. С. Каган), идеальный продукт взаимных усилий (К. А. Абульханова-Славская), создание пространства совместимости (Н. В. Бариленко).

Таким образом, результатом  взаимодействия является своеобразная новая реальность, являющаяся неким  общим пространством для взаимодействующих  сторон. Взаимодействие имеет свой порождающий эффект, результатом  которого - «новая реальность, новая онтология совместного бытия двух противоположных начал в едином»[27, с. 141].

Совокупность вышеизложенных теоретических  построений дает основания для того, чтобы рассматривать супружеские  отношения как открытую совмещенную  психологическую систему, полюсами которой будут являться два суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия. Алешина Ю.Е. отмечает, что «объединение людей в супружеских отношениях связано с естественной перестройкой их ценностей и становлением системы общих семейных ценностей» [3, с. 14].

Теоретический анализ позволил нам  выделить согласованность ценностей  супругов, которая приводит к становлению  в процессе супружеских отношений  единой системы семейных ценностей. Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:

1. персонализацией как процессом  трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;

2. персонификацией как процессом  порождения личностных ценностей  за счет проникновения к смыслам  и ценностям другого человека  в собственный образ мира (В.  Е. Клочко). [15, с. 91].

Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы  трансформации ценностно-смысловых  составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.

Принимая во внимание, что семья - это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная подсистемами (на первом этапе супругами, а позже  и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования. Различные теоретические модели психологической помощи семье выдвигают свои цели психологических воздействий.

Цели психологических воздействий фиксируют направления и характер тех изменений, которые позволяют перейти семье на новый уровень функционирования. Теоретический анализ различных концепций психотерапии позволяет представить цели психотерапевтических воздействий следующим образом:

1. изменения в процессе психологии как результат нашего контакта с нашей собственной сущностью, позволяющей войти в состояние нового сознания;

2. развитие способностей изменяться, совершенствоваться, перестраивать  отношения с учетом новых обстоятельств  и зрелости членов семьи; развитие  человеческой потребности в совершенствовании, в актуализации самого себя, в личностном росте; признание собственных ресурсов;

3. ориентирование семьи на изменения  (рост), на открытые социальные  связи, наполненные позитивными установками;

4. преодоление ранее свойственной семье закрытости, активизирование действий к действительно открытой системе;

5. трансформация системы как целого, где все члены семьи могут развиваться и расти как личности; увеличение возможности системы к изменениям, увеличение свободы выбора и роста для каждого члена семьи;

6. развитие компетентности в  зрелом и дифференцированном  подходе к проблемам и конфликтам. [2,с. 145]

Обобщая выделенные характеристики, мы видим направленность изменений  не только, а точнее, не столько в  функционировании семьи, сколько стремление перевести семейную систему в режим сознательного движения согласно внутренней тенденции системы, т. е. осознавать наличие различных тенденций эволюции системы (А. Н. Аверьянов, М. Р. Гинзбург, А.В. Клочко, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов), «неоднозначность прохода в будущее» (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов), возможность строить настоящее через будущее (М.Р. Гинзбург, А.В. Клочко, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов). Именно сознательное стремление супругов взаимодействовать в режиме постоянного развития, опираясь в этом развитии на общие семейные ценности, позволяет обеспечить устойчивость семейной системы в процессе ее изменения. Тогда роль психологии семьи мы видим в решении вопроса о том, как помочь семье в осознании собственных тенденций развития и нахождении способа «вывода» семьи на путь существующей внутренней тенденции развития семьи как системы.

 

 

1.2. Исследования концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии

 

Семья представляет собой  динамическую микросистему, находящуюся  в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг у другу – уважение, преданность, симпатия, любовь, взаимная поддержка, которые способствуют глубокой доверительности в отношениях. По мнению Эйдемиллера Э.Г., важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. [29, с. 52]

Функции семьи  – это  сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с  удовлетворением определенных потребностей ее членов. Можно выделить несколько  функций семьи, важных с точки зрения дальнейшего анализа семейных причин наркотизации и динамики семейных отношений в наркоманических семьях.

1. Воспитательная функция  семьи состоит в удовлетворении  индивидуальных потребностей в  отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга.

          2. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечиваются необходимые и приемлемые условия жизнедеятельности семьи.

3. Эмоциональная функция  семьи состоит в удовлетворении  ее членами потребностей в  симпатии, уважении, эмоциональной  поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4. Функция духовного  (культурного) общения заключается  в удовлетворении потребностей  в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Семья способствует культурному, духовному и нравственному развитию личности, поддерживанию и развитию сферы совместной деятельности, интересов, формированию согласованных целей и ценностей.

5. Функция первичного  социального контроля выражается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

6. Сексуально-эротическая  функция состоит в удовлетворении  сексуально-эротических потребностей  членов семьи, обеспечивая биологическое  воспроизводство, а также удовлетворение  эротических потребностей и фантазий. Сексуально-эротическая функция создает возможности для глубинно-личностного самопознания и познания брачного партнера. [27, с. 61].

Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии