Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14

2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

С течение времени  происходят изменения в семейном функционировании: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с  новыми социальными условиями.

Структура семьи –  т.е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность  ответить на вопрос, каким образом  реализуется функция семьи: кто  в семье осуществляет руководство  и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточенно в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточенна в руках одного члена семьи. Лавриненко, В.Н. разработал следующую классификацию семей:

1. Структурный состав:

· полная семья (есть мать и отец);

· неполная семья (есть только мать или отец);

· искаженная или деформированная  семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности: 

· гармоничная семья;

· дисгармоничная семья. [17, с. 84]

В структуре семьи  можно выделить взаимоотношения  между супругами (супружеские взаимоотношения), взаимоотношения между родителями и детьми (детско-родительские отношения), взаимоотношения между сибсами, а также между родственниками.

Супружеские отношения  – это система разнообразных  чувств, установок, особенностей восприятия, понимания друг друга партнерами по браку.

Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.

Семья как малая группа имеет определенные особенности:

- наличие не одной, а целого ряда общесемейных целей, которые изменяются в процессе ее становления;

- жесткие нормативные установки семейных отношений, которые предопределяют существование в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда наицелесообразнее создавать семью, которыми должны быть отношения между супружеством, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, которые поощрения и санкции следует применять к членам семьи в разных ситуациях и т.п.; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, которые регулируют порядок взятия и разрыв брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т.п.;

- четко очерченную гетерогенность состава семьи за полом, возрастом, который предопределяет разные нужды, ценностные ориентации членов семьи и т.п.;

- закрытый характер семейной группы, которая предопределяется определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождения в семью новых членов и выхода из нее, больше того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующую родственность);

- четко определенную полифункциональность семьи, которая часто связана с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер;

- «историчность», т.е. на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживание, рождение детей и др.), а и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи в их родительских семьях, когда они сами были детьми;

- четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, который предопределяет большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает успех или неудачу в семье исключительно значащим для человека, влияя на ее мироощущение, психический и соматический залог здоровья.[14, с. 25]

Таким образом, семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Все рассмотренные  аспекты концепции семьи тесно переплетены между собой. Так, введению правил может препятствовать отсутствие их в прежних поколениях или несформированность в семье навыков коммуникации. Поэтому в реальной работе с семьей психологу необходим комплексный и всесторонний анализ особенностей семейного функционирования.

 

    1. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии

 

Функции семьи  задаются потребностями, субъектами которых  выступают общество, группа (семья) и личность. Функции семьи реализуются  в процессе выполнения ролей членами семьи и поэтому они являются важнейшими признаками семьи как социального института. В качестве одной из самых существенных характеристик семьи как малой группы исследователи называют ее структуру; при этом ролевая структура рассматривается как важнейший признак структуры семьи. Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется, в первую очередь, распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (Борисова О.Н., Олисаева А.М.).

Впервые интерес к проблематике семейных ролей возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией  Т.Парсона и Р.Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Эти роли Т.Парсон и соавтор делят на инструментальные (связанные с внешним окружением семьи) и экспрессивные (внутренняя деятельность в семье). При этом муж признается инструментальным лидером, а жена – экспрессивным. Большее распространение получило выделение ролей кормильца, воспитателя детей и организатора быта (Антонюк Е.В., Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.). Затем, согласно Е.В.Антонюк, Ф.И. Най, обобщив исследования других авторов, выделил помимо этих ролей так называемые «новые роли»: психотерапевтическую, рекреационную, роль сексуального партнера. По мнению Ф.И. Ная и цитируемых им авторов, эти роли появились благодаря выступающей на первый план эмоциональной функции семьи.

Психотерапевтическая  роль заключается в помощи, оказываемой супругами друг другу в решении проблем.

Рекреационная роль – это обязанности по организации досуга семьи, деятельности, которой индивид занимается, прежде всего, для получения удовольствия. Роль сексуального партнера является «новой» для мужчин, по мнению Ф.И. Ная, именно как роль. Ролевая позиция жены уже давно включала в себя обязанность удовлетворения сексуальных потребностей мужа. Появление роли сексуального партнера как части позиции мужа связано с изменением взглядов на природу женской сексуальности, с признанием способности и права женщины на получение сексуального удовлетворения. [28, с. 68]

Один из отечественных  подходов к выделению супружеских  ролей демонстрирует доктор психологических наук Украины Т.С. Яценко, когда упоминает четыре основные роли:

-сексуальный партнер;

-друг (аналог эмоциональной функции и функции культурного общения);

-опекун (воспитание детей);

- покровитель (хозяйственно-бытовая роль). [30, с. 129]

Т.С.Яценко полагает, что для нормального супружества  достаточно соблюдение двух правил: «…во-первых, присутствие всех четырех ролей (хотя какая-то из них может главенствовать)…  Во-вторых, исключение дополнительных ролей (если только их наличие не согласовано между супругами и не вызывает у них протеста)» /Ковалев С.В., 1997, с.23/. Фактически, модель Т.С.Яценко игнорирует функцию первичного социального контроля, т.к. термин «опекун» в русском языке имеет четкое значение отношений с детьми…[30, с. 131]

Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями, полоролевой системой. Т.е. распределение семейных ролей  рассматривается в этом контексте как ядро полоролевой дифференциации.

Половые роли – это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение  и  личностные качества.  Полоролевая   система   имеет  два аспекта, две части.

Первая часть - это культурные стереотипы маскулинности/феминности, т.е. наборы физических и психических качеств, которые приписываются «идеальному мужчине» и «идеальной женщине». В западной культуре отмечают ученые, стереотипы маскулинности/феминности традиционно были полярными и взаимодополнительными. Основными чертами идеала феминности единодушно признаются пассивность, зависимость, эмоциональность и т.п. При этом «настоящему мужчине» и «настоящей  женщине» запрещается обладать чертами, присущими другому полу.

Второй аспект, или вторая часть, полоролевой системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, «подходящих» для мужчин и женщин. В системе культурных полоролевых норм содержание ее второго аспекта следует из содержания первого, а именно: набор личностных качеств, которыми должны обладать или обладают мужчины и женщины, делают их приспособленными для одних, а не других деятельностей. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом – работа». От мужчины традиционно требуется, в первую очередь, чтобы он был профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей; профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье и в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая ролевая модель считается главным признаком традиционного брака.

Характер  распределения  обязанностей   по   их выполнению      между  супругами  является  основанием  для  деления  семей   на традиционные и эгалитарные. Причем в традиционном браке роли  и  обязанности могут  жестко  распределяться  по  взаимному  соглашению  или   по   нормам, предписанным половыми ролями (Суслова Т.Ф.). Например,  М.Ю.Арутюнян  предлагает  считать  традиционной  семью,   в которой:

      а) существует  традиционное разделение мужской  и женской роли  в  сфере «вторичных» функций;

      б) выражена  система норм, обосновывающих  это   распределение,  позиция ответственности за семейные функции;

      в) ведущая роль  в принятии семейных решений   принадлежит  мужу;  высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения  и  воспитания детей. [1, с.74]

      Согласно   М.Ю. Арутюнян,   модернизированная   же   семейная    модель предполагает:

      а) эгалитарное  распределение ролей  в   бытовой  сфере,  основанное  наотносительном равенстве вкладов  супругов во  внешнюю  деятельность.  Позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;

      б) демократическую  структуру лидерства;

      в) «эгалитарную  концепцию семейной жизни», т.е.  нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее. [1, с.81]

      При этом в отличие от традиционной, эгалитарная ролевая  структура  не предполагает жесткое распределение ролей по половому признаку.

Отметим,  что психотерапевт В.Л.Психа предлагает рассматривать распределение  ролей  через степень равномерности и справедливости распределения.       Эгалитарному   браку   свойственно    равномерное    и    справедливое распределение   ролей.    Равномерное,    но    несправедливое    разделение характеризует  модель   брака,   имеющую   черты,   общие   с   эгалитарным. Неравномерное,  но  справедливое  распределение  свойственно   традиционному браку,  где  «мужские»  роли  противопоставляются  «женским».  И,   наконец, неравномерное и несправедливое распределение  ролей  –  это  прямой  путь  к разводу. [22, с. 53]

      Другой подход к систематизации  ролей и соответствующих им  ролевых структур демонстрирует социолог К.Кирпатрик. Он выделяет роли  традиционные, товарищеские  и  партнеров.  Товарищеские  роли   имеют   много   общего   с традиционными, но отличаются от  них выраженной  романтической любовью со стороны мужа и заботой со стороны жены.       Роли партнеров требуют равного участия супругов в домашнем хозяйстве и в материальном обеспечении семьи. При этом жена должна быть готова к  отказу от рыцарства со стороны мужа. [14, с. 32]

      В целом, различные  авторы согласны  с  тем,  что  сегодня  наблюдается активный процесс эгалитаризации внутрисемейных  отношений.     В свете этого убедительным кажется высказывание Алешиной  Ю.Е., о  том, что многочисленные статистические и опросные  материалы  свидетельствуют  не только    о    заметном    распространении    модернизированного    варианта патриархальной  семьи,  «…но  и   о   наличии   ее   рациональных   моделей».  Они представляют  из  себя  переходную  форму семьи, лежащую между традиционной и эгалитарной семьей. Таков, например, брак – содружество, где жена хотя и выполняет, прежде всего,  роли  матери  и  хозяйки,  но  и  огромное  внимание  уделяет  также выполнению роли друга по  отношению к мужу  (Алешина  Ю.Е.,  Гозман  Л.Я., Дубовская Е.М.). [3, с. 112]

Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии