Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие семьи как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследований..………………………..……………6
1.2. Исследования и сравнительный анализ концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………11
1.3. Понятие и сравнительный анализ семейной роли в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………14

2. СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ СЕМЬИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

2.1. Понятие и особенности полной семьи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………20
2.2. Психология неполной семьи в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

- малочисленная, многодетная,  неполная, малообеспеченная, мигрирующая  семья;

- совместное проживание  нескольких поколений семьи, разведенных родителей;

- семьи с недостатком  жилплощади или с ее отсутствием,  с наличием общежития;

- семьи, осуществляющие  опекунство, с приемными детьми, с приемными родителями; с инвалидами; с участниками техногенных и  военных катастроф; с родителями, имеющими психическое заболевание; с престарелыми родителями; с родителями – алкоголиками, наркоманами;

- конфликтные семьи;  семьи с педагогически несостоятельными  родителями; с несовершеннолетними  родителями, где родители (один из  родителей) уклоняется от выполнения родительских обязанностей;

- семьи, где дети  вовлекаются в криминальные действия; с домашним насилием; где у  детей наблюдается асоциальное  поведение; где дети совершают  побеги, находятся на внутришкольном  учете;

- семьи с детьми, употребляющими  психотропные вещества; с родителями, вернувшимися из мест лишения свободы и т. д. [25, с. 69]

Таким образом, одной  из кризисных социальных ситуаций развития является и неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных  результирующих воздействий на личностное и социальное развитие ребенка.

Традиционно неполной признается семья, в которой наличествует только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции  и обязанности выполняет проживающий  с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи. Как показывает практика, неполная семья в основном возникает из-за:

- рождения женщиной  ребёнка вне брака (материнская  семья);

- развода;

- смерти одного из  супругов. [25, с. 71]

В настоящее время  наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается  количество детей, воспитывающихся  в неполных семьях, социализирующая  функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономического и психологического характера.

Следовательно, дети из неполных семей часто становятся свидетелями  и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, проживание в конфликтной семье, что, естественно, негативно сказывается на процессе и результате их социализации. Данные исследований свидетельствуют, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

В целом развод может быть причиной следующих психолого-педагогических проблем:

- усложнение и деформация  вхождения ребенка в социальную  среду;

- нарушение социальной  адаптации к повседневной жизни;

- формирование определенных  дефектов характера и нравственного  развития, проявляющихся в несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, кооперации, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы;

- увеличение риска  асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус;

- детская безнадзорность;

- сложности во взаимоотношениях  со взрослыми, сводными и единокровными  братьями, сестрами в ситуации  полиродительства;

- однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения  полоролевой идентификации. [24, с. 75]

Следствием высокой  разводимости супружеских пар является рост количества преимущественно материнских  неполных семей. При этом жизнь и  условия воспитания ребёнка без отца имеют определённую специфику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Так, мать, старающаяся восполнить отсутствие отца и делающая все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. В результате дети из неполных семей зачастую не имеют условий для полоролевой идентификации, а именно полноты взаимодополняющих родительских образов, вследствие чего у них не развиваются необходимые для семейной жизни свойства личности, что снижает, в конечном итоге, способность к продуктивному социальному взаимодействию.

Чаще всего дефицит  мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

- нарушается гармоничное  развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные. аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных;

- делается менее четким  процесс половой идентификации  мальчиков и девочек;

- затрудняется обучение  подростков навыкам общения с  противоположным полом;

- может формироваться  избыточная привязанность к матери, поскольку отсутствует член семьи,  который мог бы «оторвать»  ребенка от матери, выводя его  в более широкий мир. [25, с. 82]

Именно поэтому сыновьям, выросшим без отцов, труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что приводит к появлению таких протестных форм поведения, как агрессивность и грубость. В то же время, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своем положении, знающий и умелый, заботящийся о ребенке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и детям и в то же время способный в нужный момент взять на себя принятие ответственных решений.

Кроме того, семья может  рассматриваться в качестве неполной не только по составу, но и по своим функциональным характеристикам. В частности, семьи, в которых родители по тем или иным причинам не выполняют свои социализирующие функции, а также семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, могут рассматриваться в качестве неполных, поскольку имеют воспитательный потенциал, недостаточный для успешного социального развития ребенка.

Как уже отмечалось, ослабление воспитательного потенциала неполной семьи обуславливается, как правило, отсутствием отца, мужчины в окружении ребенка, а также нарушением внутрисемейных отношений. В результате ребенок, социальное развитие которого происходит в неполной семье, может испытывать затруднения в установлении контактов со сверстниками и другими участниками совместной деятельности, в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в достижении социальной успешности в профессиональной деятельности.

Недостаток позитивного  общения, дезорганизованные семейные отношения обуславливают возникновение  отчужденности ребенка, его неуверенности в себе, а также развитие таких качеств, как безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой в освоении социальной жизни. И нередко асоциальные нормы и ценности такой группы усваиваются быстрее, чем семейные. [27, с. 108]

Таким образом, неполная семья может быть отнесена к кризисной  социальной ситуации развития, поскольку не только не способствует накоплению у подрастающего поколения опыта социального взаимодействия, но, зачастую, является причиной возникновения различных отклонений в социализации личности ребенка.

Вместе с тем, данное заключение не является абсолютной характеристикой неполной семьи, поскольку в каждой из них в зависимости от причин возникновения таковой создаются различные условия для социального развития ребенка. В первую очередь, в семьях, ставших неполными в следствие смерти отца, в отличие от семей одиноких матерей или разведенных родителей, наблюдается бережное отношение друг к другу, сохраняется память о его «светлом образе», что позволяет поддерживать авторитет отца в глазах детей и сохранять воспитательный потенциал семьи на достаточно высоком уровне.

В отдельных случаях  увеличению воспитательного потенциала семьи и преодолению кризиса  в социальном развитии ребенка может  способствовать и развод, если он нормализует  психологическую атмосферу в  семье, избавляет ребенка от затянувшегося конфликта между родителями, поскольку не всегда социальная роль отсутствующего в семье отца такова, что ребёнок может получить от неё какую-либо пользу. Наоборот, нередко эта роль является тормозом или препятствием для нормального развития личности ребенка, особенно если ребенок постоянно имеет перед собой деформированный, отрицательный, отталкивающий пример. Таким образом, «полнота» семьи в большей степени зависит не от фактического наличия обоих родителей, а от полноты выполнения ими родительских функций по воспитанию детей, подготовке их к жизни в обществе.

Сравнительный анализ состава  семей учащихся (полная, неполная) и  отклонений в социализации их личности, классифицируемых по таким показателям  как правонарушения, социальная пассивность, проблемы в общении, учебной и трудовой деятельности, показывает, что в ряде случаев те или иные отклонения в социализации наблюдаются у учащихся, воспитывающихся в полных семьях, и, наоборот, далеко не у каждого учащегося из неполной семьи существуют трудности в социализации личности. Дальнейшее изучение данных, полученных в ходе исследования, позволило выявить некоторые причины, вызывающие нарушения в социализации личности учащихся из полных семей:

- один из родителей  длительное время не проживает  с семьей в силу удаленности места постоянной работы;

- один из родителей  ведет асоциальный образ жизни  или отбывает срок наказания;

- один из родителей  (как правило отец) проявляет выраженную  степень пассивности в общении  с детьми или, наоборот, крайне  агрессивен по отношению к членам семьи.

То есть основными  причинами возникновения отклонений в социализации личности являются функциональные нарушения в жизнедеятельности  полной семьи, обусловленные, в свою очередь, различными причинами объективного и субъективного характера. Кроме того, семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, в том числе конфликтные, могут характеризоваться как неполные, поскольку в них существует дефицит позитивного общения, столь необходимого для социального развития личности учащегося.

Таким образом, «полнота» семьи сама по себе не может рассматриваться как условие успешной социализации личности учащегося, если данная семья является функционально неполной либо психологически дискомфортной. В связи с этим существует необходимость в конкретизации понятия «неполная семья», а именно в определении её возможных типов. На наш взгляд, семья может быть неполной по следующим показателям:

1. по составу;

2. по выполнению родителями  воспитательных функции;

3. по наличию благоприятной  психологической атмосферы.

В целом, с достаточной  долей условности, к неполной может  быть отнесена любая семья, имеющая  воспитательный потенциал, недостаточный  для успешной социализации личности учащегося. [27, с. 112]

Проблемами взаимоотношений  в неполной семье и в семье  в целом, искажениями и их психологическим объяснением занимались как зарубежные психологи (Р. Белл, Дж. Боулби, К. Роджерс, Э. Шефер, 3. и А. Фрейд, Э. Фромм, М. Эйнсворт, Э. Эриксон), так и российские (А.И. Захаров, Е.А. Личко, В.В. Столин, А.В. Черников, В.В. Юстицкис и др.).

Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную  основу развития ребенка, проанализировал  качественные различия между особенностями  материнского и отцовского отношения  к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по линиям: «условность – безусловность», «контролируемость – неконтролируемость». При этом привязанность к матери – естественная, природная привязанность (безусловная любовь), а привязанность к отцу – искусственная система взаимоотношений, основанная на власти и законе (совесть, долг, закон, иерархия, притеснение, неравенство, подчинение).[4, с. 247]

Огромный вклад в  развитие представлений о специфике  отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа, которая явилась первой теорией, рассматривающей отношения между ребенком и родителем в качестве главного фактора детского развития. Согласно теории З. Фрейда, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. [4, с. 248]

Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Дж. Боулби, К. Роджерса и др. Так, в эпигенетической концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой – предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.

Противопоставление условной и безусловной любви рассматривается  и в гуманистической психологии. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. [4, с. 251]

Принимая факт наличия  не только позитивных, но и негативных сторон в детско-родительских отношениях, А.И. Захаров описывает случаи гиперопеки матери по отношению к своему ребенку (сверхзаботы, сверхпредохранения, сверхзащиты), связанной с контролем допускающего или ограничительного характера. А.В. Черников пишет о феномене «двойного зажима», Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис описывают нарушения ролевого поведения в семье и ее переживания по этому поводу. В.В. Столин фиксирует наличие внушения со стороны матери и рассматривает случаи мистификации, когда мать общается с ребенком и ведет себя так, как если бы у него имелись определенные качества. При этом чаще она как бы подразумевает качества ребенка, имеющие негативную характеристику. [4, с. 255]

Информация о работе Проблемы семьи в зарубежной и отечественной психологии