Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:35, реферат
Профессиональная этика - это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ. Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.
I. Введение
II. Основная часть
1. Принципы взаимодействия с коллегами
2. Критерии выбора модели поведения
3.Типы характера и их черты
4.Стили этического поведения
5. Общие принципы построения межличностного общения
6. Как воспринимать критику
7.Приемы улучшения отношений
8. Служебные взаимоотношения, формы выражений
III. Заключение
Литература
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
1. Принципы взаимодействия с коллегами
2. Критерии выбора модели поведения
3.Типы характера и их черты
4.Стили этического поведения
5. Общие принципы построения межличностного общения
6. Как воспринимать критику
7.Приемы улучшения отношений
8. Служебные взаимоотношения, формы выражений
III. Заключение
Литература
Введение
Медицинская этика (медицинская деонтология) - раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.
Профессиональная этика
- это принципы поведения в процессе
профессиональной деятельности человека.
Считается, что основные принципы медицинской
этики сформулировал Гиппократ.
Та часть этики, предметом которой
является учение о долге человека
перед другим человеком и обществом
в целом, в России именуется деонтологией.
Медицинской деонтологией называется
учение о должном поведении
Деонтология (от греч. дЭпн - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.
Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
Принципы взаимодействия с коллегами
Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честным, справедливым и порядочным, признавать и уважать их знания и опыт.
Врач должен быть честен
в отношениях с пациентами и коллегами
и бороться с теми из своих коллег,
которые проявляют
Врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.
Врач должен соблюдать принципы "Женевской Декларации", одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.
Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.
В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.
Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.
Моральная обязанность врача блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.
По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.
Моральное право руководства
другими врачами и персоналом
дает не административное положение, а
более высокий уровень
Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.
Не допустимы попытки
укрепить собственный авторитет
путем дискредитации коллег. Врач
не имеет права допускать
Врач не может переманивать пациентов у своих коллег.
Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам - этично и гуманно.
Критерии выбора модели поведения
Первый критерий выбора модели
поведения состоит в
Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют
общепринятые подходы к объяснению её основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение - гарант верности выбранной человеком модели поведения.
Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других, более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (то есть выигрышно "смотрелся", "слушался", "запомнился".
Четвёртым критерием является цель, которую ставит перед собой человек.
Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлечённость целью не должна породить недооценку значения чёткого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней. Таким образом, выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.
Пятый критерий - самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше "очков" набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательновзвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.
Шестым критерием выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо рассмотреть всё, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчинёнными; № конструирование № коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т.п.
Седьмой критерий выбора модели
поведения несколько
Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности того, с кем человеку приходиться общаться.
Типы характера и их черты
Типы характера |
Основные черты |
Ожидаемый стиль отношения окружающих |
|
Личность, берущая на себя ответственность |
Напористый, настойчивый, целеустремлённый, энергичный, организованный. Интересуется широким кругом вопросов, общими тенденциями. Тип лидера |
Любит целеустремлённых людей. Хочет, чтобы люди следовали его идеям, планам и поддерживали их |
|
Аналитик и исследователь |
Хладнокровный, спокойный, действует в одиночку, независимый. Любознателен, это тип исследователя. Занят исследованием соответствия друг другу различных вещей. Оценивающий и анализирующий тип характера |
Любит людей, имеющих ясные цели, организованных, дающих полную картину. Импонируют люди с аналитическим складом ума. |
|
Человечный характер |
Чувствительный, эмоциональный, зависимый от других. Интересуется деталями. Очень хорошо знает людей и отзывчив. Занят тем, чтобы дела шли гладко. Часто - тип последователя или помощника |
Нравятся люди, дающие детальное описание. Любит сердечность, чувствительность, отзывчивость |
|
Добросовестный планировщик |
Очень восприимчив, быстро всё усваивает. Критичен, рассудителен или думает, что всё знает. Часто самоуверенный, справедливый. Хорошее чувство предвидения того, что случится, какой оборот примет дело. Тип планировщика и организатора |
Ценит, когда с ним соглашаются и когда воспринимаются его идеи. Любит организованных, уверенных в себе и своих силах людей |
|
Стили этического поведения
Стиль этического поведения |
Основные признаки |
Что необходимо принимать во внимание при взаимоотношениях |
|
Абсолютный моралист |
Абсолютно честен и ожидает абсолютной честности и прямоты от других. Иногда может быть праведным или иметь прочную религиозную основу для морали |
Рассчитывайте на очень честные и искренние отношения с этим человеком. Будьте уверены, что можете полностью доверять ему |
|
Моралист в зависимости от ситуации |
Приспосабливает свои этические нормы к ситуации или к человеку. Если в данной ситуации другие соблюдают мораль и этику, он также их соблюдает |
Будьте очень честны и искренни с этим человеком, и он будет честным и искренним с вами. Кроме того, убедитесь, что этот человек знает, что вы так себя ведёте, так как, если у него появится недоверие к вам, обнаружится, что он больше не честен с вами (а вместо этого ведёт
себя как прагматичный |
|
Прагматичный моралист |
Абсолютно аморален. Соблюдает мораль и этику, когда такой стиль поведения ему выгоден. Но в любой момент может начать вести себя не честно и неэтично, если ему покажется это выгодным и существует малый риск, что его раскроют |
Будьте осторожны, имея дело с таким человеком. Пока он считает, что для него существует личная выгода, он будет откровенен с вами. Но если вы утратите в его глазах значимость, он станет неэтичен |
|
Общие принципы построения межличностного общения
1. Самые первые и сильные
впечатления о человеке
Следите за выражением лица. В обычном общении оно не должно быть угрожающим или надменным - это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.
2. Решающими для формирования
впечатления о человеке
Следовательно; в первые 4 минуты общения полностью подчините своё поведение нужному тону общения.
3. Начните беседу только
с дружеского тона, поддерживайте
положительную установку в
Будьте вежливы и тактичны,
доброжелательны и
4. Не забывайте о том,
что своеобразным мимическим
знаком расположения является
улыбка. Улыбка нужна не только
другим, но и нам самим. Она
повышает настроение и
5. Используйте метод
Не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с собеседником в мнениях. Стоит человеку сказать "нет", как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях. Поэтому задайте вначале вопросы, на которые собеседник, скорее всего, ответит утвердительно. Следите за тем, чтобы и далее разговор шёл по пути "накопления согласия". Человек не любит менять мнение. Если он согласился с вами в девяти случаях из, то, скорее всего, согласится и в десятом.