Профилактика девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных особенно¬стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Девиантное поведение подростков.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.

1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11

1.2. Методологические подходы и методы  диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18

Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30

2.1. Особенности социальной  работы с подростками с девиантным поведением  в учреждениях социальной реабилитации…………………………30

2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38

Заключение ………………………………………………………………….57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям произошли изменения в экономике, политике, социальной сфере, образе жизни и поведении большинства россиян. Наряду с позитивными переменами выявился ряд острых со­циальных проблем, непосредственно влияющих на становление моло­дежи. В настоящее время наблюдается ослабление влияния государст­венных органов на формирование личности, утрачена роль обществен­ных институтов в воспитательно-профилактической работе, ухудши­лось благосостояние большинства семей, резко сократились возможно­сти доступного отдыха, отмечен рост насилия, что актуализировало проблему девиантного поведения подростков.

Рост отклоняющегося поведения, распространение алкоголизации и наркомании, жестокость совершаемых преступлений вызывают особую тревогу общественности, прежде всего, потому, что они сопровожда­ются отрицательными последствиями - биологической, генетической и социальной деградацией личности, «выключают» из жизни часть пред­ставителей молодого поколения, усугубляют их дезинтеграцию в об­щество. Масштабы явлений сегодня таковы, что это серьезно угрожает национальной безопасности страны.

Самым тревожным является то, что подростковая девиация характеризируется постоянством и нежелательным динамизмом: в сферу противоправной деятельности втягивается все больше молодых людей, объединяющихся для совершения преступлений, число которых неук­лонно растет. Объективными основаниями, актуализирующими изуче­ние девиантного поведения подростков в российском обществе, также являются: во-первых, рост количества и многообразия деструктивных форм девиаций; во-вторых, омоложение и феминизация субъектов де­виации; в-третьих, сопоставимость криминальной активности малолет­них правонарушителей с преступностью взрослых; в-четвертых, сохра­нение негативных тенденций в социальной, экономической, духовной сферах общества позволяет делать прогнозы дальнейшего роста откло­нений; в-пятых, предпринимаемые государством меры, реализация профилактических программ не обеспечивают снижения социальных патологий.

В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально зна­чимыми задачами становится сдерживание роста подростковой девиа­ции, повышение эффективности превентивных мер. Вызывают оправ­данный интерес выявление особенностей подростковой девиации, обу­словленной воспитанием, личностными, социально-групповыми, пси­хологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового социального дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы в современном трансформирую­щемся обществе.

В связи с этим назрела необходимость в комплексном изучении и социологическом обосновании сущности девиантного по­ведения, основанном на новых исследовательских подходах, изучении особенностей девиантного поведения подростков в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям, в разработке профи­лактических социальных технологий, учитывающих личностные, груп­повые и социальные факторы.

Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая проблема девиации относится к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: социологических, педагогических, социопсихологических, философских, культурологических, каждая из которых имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию. Изучая сущность и природу отклонений, ученые в качестве основы девиации рассматривали наследственность и биологическое состояние человека (Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, Т. Прайс, Г. Уиткин, У. Шелдон, и др.), внутриличностные психологические противоречия и конфликты с ближайшим социальным окружением (Г. Кэплан, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Фромм, и др.). Социологическая трактовка девиации получила развитие в теориях аномии и социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.Сорокин, У. Томас, и др.), стигматизации (Г. Беккер, И. Гоффманн, Р. Коллинз, Э. Лемерт, и др.), культурологических (Р. Клауорд, П. Миллер,              Л. Оулин, Э. Сатерленд, Т. Селлин и др.) и конфликтологических концепциях (Р. Квинни, Л. Козер, К. Маркс, О. Турк, Ф. Энгельс и др.).

Становление социологии девиации в России до начала 70-х годов происходит в рамках других наук: права, философии, этики, педагоги­ки (М.С. Алемаскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л.П. Буева, Г.И. Волков, М.Н. Гернет, А.А. Герцензон, А.А. Гусейнов, М.М. Исаев, И.С. Кон, А.И. Титаренко и др.). Непосредственно социологические труды и разработки, формирующие социологию девиантного поведе­ния как специальную социологическую теорию, появляются в конце 60-х - начале 70-х гг. (В.С. Афанасьев, Ю.Д. Блувштейн, А.А. Габиани, Я.И. Гилинский, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, И.В. Ма-точкин, Г.М. Миньковский, Р.С. Могилевский, Д.А. Шестаков, А.М. Яковлев и др.)[1].

В настоящее время в социологии девиантного поведения сложи­лись определенные исследовательские направления: методологические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения (О.М. Маслова, М.Е. Позднякова, Г.Г. Татарова); общая теория девиантности и социального контроля (Я.И. Гилинский, Т.В. Шипунова); криминоло­гическое направление исследований отклоняющегося поведения (Д.М. Овсянников, А.М. Шарипов); гендерные аспекты проблем девиа­ции (Л. Альперн, И.И. Шурыгина); проблемы наркотизма в молодеж­ной среде (Ю.Ю. Комлев, А.Л. Салагаев); девиантогенный потенциал ценностно-мировоззренческих установок различных социальных групп в современной России (А.В. Маркин, Т.А. Хагуров); гражданские и го­сударственные подходы к легализации проституции (Б.Ф. Калачев); ал­когольная ситуация в России: теоретико-методологические проблемы (Г.Г. Заиграев, Б.М. Левин); стигматизация и проблемы девиантности (Т.П. Липай); изучение ситуации потребления психоактивных веществ в современной России (А.А. Арефьева, С.А. Быков, К.В. Вышинский, Л.А. Журавлева, В.В. Киржанова, З.В. Коробкина, Б.М. и М.Б. Левины, М.Е. Позднякова, Г.И. Петракова, В.А. Попова, Ю.В.  Окуньков, Ф.Э.Шереги).[2]

Формирование личности подростка и проблемы отклоняющегося поведения в молодежной среде исследовались такими зарубежными и отечественными исследователями как У. Амос, З. Бауман, Э. Берджесс, К. Зейдельман, Д. Конрад, А. Коэн, Д. Клемменр, Г. Квей, К. Мангейм, М.С. Неймарк, М. Ричмонд, Т. Парсонс, Г.Я. Юзефич, В.Д. Ермаков, А.И. Долгова, И.С. Кон, И.С. Курек, В.Т. Лисовский, Л.А. Мильянен-ков, В.С. Собкин, В.Н. Соколова, Э.В. Соколов, В.Г. Степанов, Ф.Э. Шереги и др.[3]

Получили развитие отечественные психологические и педагогиче­ские исследования девиации в трудах М.А. Алемаскина, Б.Г. Ананьева, Н.С. Курек, Е.С. Меньшикова, Г.И. Петракова, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, И.П. Башкатова, С.А. Беличевой, Н. Вайзман, Д.В. Колесова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, рассмат­ривающих проблемы перевоспитания, психолого-педагогической рабо­ты с подростками девиантного поведения.

Вопросам разрешения социальных проблем посредством примене­ния социальных технологий стало уделяться большое внимание во вто­рой половине ХХ века. Все больше работ посвящается понятию, струк­туре, видам и сущности социальных технологий. Наиболее известныеисследователи в этой области: В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, И.Г. Зай-нышев, А.К. Зайцев, В.И. Курбатова, М. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, Е.И. Холостова и др.[4]

Применение социальных технологий в профилактике различных форм девиантного поведения отмечается в работах таких исследовате­лей: Ю.А. Аносовой, И.В. Дубровиной, Т.Б. Гречаной, Г.К. Зайцева, В.Н. Касаткина, В.И. Кожарской, Л.С. Колесовой, Н.В. Лядовой, С.С. Мицкевич, В.Н. Ослон, О.Л. Романовой, Б. Спрангера и др.

Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов: М.А. Алемаскина, Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой, К.Н. Вейнтцеля, Я.Л. Коломинского, А.И. Кочетова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других иссле­дователей. Ряд авторов посвятили свои работы роли досуга в профилак­тической работе с детьми, подростками и юношеством: Е.Н. Ерошенков, С.Н. Иконникова, М. Каплан, Д.Р. Келли, Р. Краус, В.Т. Лисов­ский, В.А. Сухомлинский, Э.В. Соколов, А.А. Сукало, В.Е. Триодин, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Фролова и др. Созданы психолого-педагогиче­ские концепции работы с подростками «группы риска» - В.Н. Барсуков, Т.А. Бондоренко, В.Н. Ирхин, Н.С. Курек и др.

Различные аспекты социализации и девиации молодежи и подрас­тающего поколения в условиях общества переходного периода рас­сматриваются рядом авторов в Республике Бурятия. Так, различным формам отклоняющегося поведения населения посвящены работы И.Б. Балдаевой, С.К. Бураевой, И.И. Васильевой, З.А. Даниловой; вопросы особенностей социализации детей и молодежи в условиях реформиро­вания и структурных преобразований общества, изучают В.И. Затеев, Н.К. Жамсуева, Ю.И. Жегусов, И.И. Осинский, С.Г. Орешкина, Г.С. Ошорова, Ю.Б. Рандалов, Ц.Ц. Чойропов; девиацию молодежи и подростничества исследуют Е.В. Корякина, М.Ш. Мантатова; пенитенциар­ную девиантность рассматривает Л.И. Шиллер; реабилитацию и фор­мирование здорового образа жизни подростничества исследуют Д.Б. Раднаева, В.С. Тубчинова, Т.М. Хижаева; технологизацию социаль­ных процессов в обществе исследует П.А. Чукреев.

В Республике Бурятия также разработаны и начали внедряться профилактические технологии «Тропинкой здоровья», «Развитие антистрессовой устойчивости среди детей и подростков в условиях неблагоприятной социальной среды», «Я создаю здоровое общество» и др.

Однако, несмотря на бесспорную значимость этих исследований, ряд актуальных проблем девиации не получили в научной литературе должного освещения, в том числе причины и специфика подростковой девиации, особенности девиации в условиях перехода российского об­щества к рыночным отношениям, проблемы комплексной профилакти­ки девиантного поведения.

Требует более глубокого научного осмысления опыт социальной профилактики девиантного поведения подростков, поскольку при всем многообразии разработанных технологий, научных публикаций, посвя­щенных различным аспектам перевоспитания подростков, все они, в большей или меньшей степени, освещают ту или иную сторону пробле­мы, исследуют отдельные формы девиантного поведения и изначально не решают задачи комплексного решения подростковой девиации. В этом свете наше исследование, ставящее своей целью соединить фило­софские, социологические, психологические, культурологические и пе­дагогические аспекты преодоления девиантного поведения подростков в рамках единой междисциплинарной концепции представляется доста­точно конструктивным.

Объект исследования: девиантное поведение подростков и соци­альные технологии его профилактики.

Предмет исследования: особенности, тенденции девиантного по­ведения подростков и социальные технологии его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Цель исследования заключается в выявлении основных особенно­стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1.     Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение», рассмотреть его виды и формы.

2. Определить методологические подходы и методы  диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте.

3. Рассмотреть особенности социальной  работы с подростками с девиантным поведением  в учреждениях социальной реабилитации.

4. Выявить формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением.

Гипотеза исследования:

1.              Девиация подростков представляет собой сложное явление, ха-
рактеризующееся детерминацией трех взаимообусловленных состав-
ляющих:

•         особенностей личности подростка (возрастные изменения, об­раз жизни и ценностные ориентации);

•         ближайшего социального окружения (структурно-функцио­нальные изменения семьи, направленность деятельности референтных подростковых групп, СМИ, школы);

•         объективных противоречий общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующихся с существующей нормативной системой;

Теоретической базой исследования послу­жили наиболее значимые труды отечественных и зарубежных общест­воведов, работы по философии, социологии, криминологии, педагоги­ке, психологии личности в которых раскрываются основные подходы к изучению подростковой девиации и социальным технологиям ее профилактики.

В дипломной работе применялись общенаучные методы исследования: структурно-функциональный, системный, метод наблюдения. Выбор конкретных ме­тодов исследования определялся требованиями целесообразности, пол­ноты проводимого анализа, рассмотрения явлений и процессов девиа­ции в динамике и в многообразии их проявлений.

Эмпирической базой для работы послужили результаты исследования направлений диагностической и профилактикой работы с подростками в ГУСО «Окинский реабилитацинный центр для несовершеннолетних».

Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков