Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных особенно¬стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57
Содержание
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…
Заключение ………………………………………………………………….57
Введение
Актуальность исследования. В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям произошли изменения в экономике, политике, социальной сфере, образе жизни и поведении большинства россиян. Наряду с позитивными переменами выявился ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на становление молодежи. В настоящее время наблюдается ослабление влияния государственных органов на формирование личности, утрачена роль общественных институтов в воспитательно-профилактической работе, ухудшилось благосостояние большинства семей, резко сократились возможности доступного отдыха, отмечен рост насилия, что актуализировало проблему девиантного поведения подростков.
Рост отклоняющегося поведения, распространение алкоголизации и наркомании, жестокость совершаемых преступлений вызывают особую тревогу общественности, прежде всего, потому, что они сопровождаются отрицательными последствиями - биологической, генетической и социальной деградацией личности, «выключают» из жизни часть представителей молодого поколения, усугубляют их дезинтеграцию в общество. Масштабы явлений сегодня таковы, что это серьезно угрожает национальной безопасности страны.
Самым тревожным является то, что подростковая девиация характеризируется постоянством и нежелательным динамизмом: в сферу противоправной деятельности втягивается все больше молодых людей, объединяющихся для совершения преступлений, число которых неуклонно растет. Объективными основаниями, актуализирующими изучение девиантного поведения подростков в российском обществе, также являются: во-первых, рост количества и многообразия деструктивных форм девиаций; во-вторых, омоложение и феминизация субъектов девиации; в-третьих, сопоставимость криминальной активности малолетних правонарушителей с преступностью взрослых; в-четвертых, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической, духовной сферах общества позволяет делать прогнозы дальнейшего роста отклонений; в-пятых, предпринимаемые государством меры, реализация профилактических программ не обеспечивают снижения социальных патологий.
В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами становится сдерживание роста подростковой девиации, повышение эффективности превентивных мер. Вызывают оправданный интерес выявление особенностей подростковой девиации, обусловленной воспитанием, личностными, социально-групповыми, психологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового социального дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы в современном трансформирующемся обществе.
В связи с этим назрела необходимость в комплексном изучении и социологическом обосновании сущности девиантного поведения, основанном на новых исследовательских подходах, изучении особенностей девиантного поведения подростков в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям, в разработке профилактических социальных технологий, учитывающих личностные, групповые и социальные факторы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая проблема девиации относится к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: социологических, педагогических, социопсихологических, философских, культурологических, каждая из которых имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию. Изучая сущность и природу отклонений, ученые в качестве основы девиации рассматривали наследственность и биологическое состояние человека (Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, Т. Прайс, Г. Уиткин, У. Шелдон, и др.), внутриличностные психологические противоречия и конфликты с ближайшим социальным окружением (Г. Кэплан, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Фромм, и др.). Социологическая трактовка девиации получила развитие в теориях аномии и социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.Сорокин, У. Томас, и др.), стигматизации (Г. Беккер, И. Гоффманн, Р. Коллинз, Э. Лемерт, и др.), культурологических (Р. Клауорд, П. Миллер, Л. Оулин, Э. Сатерленд, Т. Селлин и др.) и конфликтологических концепциях (Р. Квинни, Л. Козер, К. Маркс, О. Турк, Ф. Энгельс и др.).
Становление социологии девиации в России до начала 70-х годов происходит в рамках других наук: права, философии, этики, педагогики (М.С. Алемаскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л.П. Буева, Г.И. Волков, М.Н. Гернет, А.А. Герцензон, А.А. Гусейнов, М.М. Исаев, И.С. Кон, А.И. Титаренко и др.). Непосредственно социологические труды и разработки, формирующие социологию девиантного поведения как специальную социологическую теорию, появляются в конце 60-х - начале 70-х гг. (В.С. Афанасьев, Ю.Д. Блувштейн, А.А. Габиани, Я.И. Гилинский, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, И.В. Ма-точкин, Г.М. Миньковский, Р.С. Могилевский, Д.А. Шестаков, А.М. Яковлев и др.)[1].
В настоящее время в социологии девиантного поведения сложились определенные исследовательские направления: методологические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения (О.М. Маслова, М.Е. Позднякова, Г.Г. Татарова); общая теория девиантности и социального контроля (Я.И. Гилинский, Т.В. Шипунова); криминологическое направление исследований отклоняющегося поведения (Д.М. Овсянников, А.М. Шарипов); гендерные аспекты проблем девиации (Л. Альперн, И.И. Шурыгина); проблемы наркотизма в молодежной среде (Ю.Ю. Комлев, А.Л. Салагаев); девиантогенный потенциал ценностно-мировоззренческих установок различных социальных групп в современной России (А.В. Маркин, Т.А. Хагуров); гражданские и государственные подходы к легализации проституции (Б.Ф. Калачев); алкогольная ситуация в России: теоретико-методологические проблемы (Г.Г. Заиграев, Б.М. Левин); стигматизация и проблемы девиантности (Т.П. Липай); изучение ситуации потребления психоактивных веществ в современной России (А.А. Арефьева, С.А. Быков, К.В. Вышинский, Л.А. Журавлева, В.В. Киржанова, З.В. Коробкина, Б.М. и М.Б. Левины, М.Е. Позднякова, Г.И. Петракова, В.А. Попова, Ю.В. Окуньков, Ф.Э.Шереги).[2]
Формирование личности подростка и проблемы отклоняющегося поведения в молодежной среде исследовались такими зарубежными и отечественными исследователями как У. Амос, З. Бауман, Э. Берджесс, К. Зейдельман, Д. Конрад, А. Коэн, Д. Клемменр, Г. Квей, К. Мангейм, М.С. Неймарк, М. Ричмонд, Т. Парсонс, Г.Я. Юзефич, В.Д. Ермаков, А.И. Долгова, И.С. Кон, И.С. Курек, В.Т. Лисовский, Л.А. Мильянен-ков, В.С. Собкин, В.Н. Соколова, Э.В. Соколов, В.Г. Степанов, Ф.Э. Шереги и др.[3]
Получили развитие отечественные психологические и педагогические исследования девиации в трудах М.А. Алемаскина, Б.Г. Ананьева, Н.С. Курек, Е.С. Меньшикова, Г.И. Петракова, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, И.П. Башкатова, С.А. Беличевой, Н. Вайзман, Д.В. Колесова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, рассматривающих проблемы перевоспитания, психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения.
Вопросам разрешения социальных проблем посредством применения социальных технологий стало уделяться большое внимание во второй половине ХХ века. Все больше работ посвящается понятию, структуре, видам и сущности социальных технологий. Наиболее известныеисследователи в этой области: В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, И.Г. Зай-нышев, А.К. Зайцев, В.И. Курбатова, М. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, Е.И. Холостова и др.[4]
Применение социальных технологий в профилактике различных форм девиантного поведения отмечается в работах таких исследователей: Ю.А. Аносовой, И.В. Дубровиной, Т.Б. Гречаной, Г.К. Зайцева, В.Н. Касаткина, В.И. Кожарской, Л.С. Колесовой, Н.В. Лядовой, С.С. Мицкевич, В.Н. Ослон, О.Л. Романовой, Б. Спрангера и др.
Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов: М.А. Алемаскина, Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой, К.Н. Вейнтцеля, Я.Л. Коломинского, А.И. Кочетова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других исследователей. Ряд авторов посвятили свои работы роли досуга в профилактической работе с детьми, подростками и юношеством: Е.Н. Ерошенков, С.Н. Иконникова, М. Каплан, Д.Р. Келли, Р. Краус, В.Т. Лисовский, В.А. Сухомлинский, Э.В. Соколов, А.А. Сукало, В.Е. Триодин, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Фролова и др. Созданы психолого-педагогические концепции работы с подростками «группы риска» - В.Н. Барсуков, Т.А. Бондоренко, В.Н. Ирхин, Н.С. Курек и др.
Различные аспекты социализации и девиации молодежи и подрастающего поколения в условиях общества переходного периода рассматриваются рядом авторов в Республике Бурятия. Так, различным формам отклоняющегося поведения населения посвящены работы И.Б. Балдаевой, С.К. Бураевой, И.И. Васильевой, З.А. Даниловой; вопросы особенностей социализации детей и молодежи в условиях реформирования и структурных преобразований общества, изучают В.И. Затеев, Н.К. Жамсуева, Ю.И. Жегусов, И.И. Осинский, С.Г. Орешкина, Г.С. Ошорова, Ю.Б. Рандалов, Ц.Ц. Чойропов; девиацию молодежи и подростничества исследуют Е.В. Корякина, М.Ш. Мантатова; пенитенциарную девиантность рассматривает Л.И. Шиллер; реабилитацию и формирование здорового образа жизни подростничества исследуют Д.Б. Раднаева, В.С. Тубчинова, Т.М. Хижаева; технологизацию социальных процессов в обществе исследует П.А. Чукреев.
В Республике Бурятия также разработаны и начали внедряться профилактические технологии «Тропинкой здоровья», «Развитие антистрессовой устойчивости среди детей и подростков в условиях неблагоприятной социальной среды», «Я создаю здоровое общество» и др.
Однако, несмотря на бесспорную значимость этих исследований, ряд актуальных проблем девиации не получили в научной литературе должного освещения, в том числе причины и специфика подростковой девиации, особенности девиации в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям, проблемы комплексной профилактики девиантного поведения.
Требует более глубокого научного осмысления опыт социальной профилактики девиантного поведения подростков, поскольку при всем многообразии разработанных технологий, научных публикаций, посвященных различным аспектам перевоспитания подростков, все они, в большей или меньшей степени, освещают ту или иную сторону проблемы, исследуют отдельные формы девиантного поведения и изначально не решают задачи комплексного решения подростковой девиации. В этом свете наше исследование, ставящее своей целью соединить философские, социологические, психологические, культурологические и педагогические аспекты преодоления девиантного поведения подростков в рамках единой междисциплинарной концепции представляется достаточно конструктивным.
Объект исследования: девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики.
Предмет исследования: особенности, тенденции девиантного поведения подростков и социальные технологии его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение», рассмотреть его виды и формы.
2. Определить методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации.
4. Выявить формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением.
Гипотеза исследования:
1. Девиация подростков представляет собой сложное явление, ха-
рактеризующееся детерминацией трех взаимообусловленных состав-
ляющих:
• особенностей личности подростка (возрастные изменения, образ жизни и ценностные ориентации);
• ближайшего социального окружения (структурно-функциональные изменения семьи, направленность деятельности референтных подростковых групп, СМИ, школы);
• объективных противоречий общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующихся с существующей нормативной системой;
Теоретической базой исследования послужили наиболее значимые труды отечественных и зарубежных обществоведов, работы по философии, социологии, криминологии, педагогике, психологии личности в которых раскрываются основные подходы к изучению подростковой девиации и социальным технологиям ее профилактики.
В дипломной работе применялись общенаучные методы исследования: структурно-функциональный, системный, метод наблюдения. Выбор конкретных методов исследования определялся требованиями целесообразности, полноты проводимого анализа, рассмотрения явлений и процессов девиации в динамике и в многообразии их проявлений.
Эмпирической базой для работы послужили результаты исследования направлений диагностической и профилактикой работы с подростками в ГУСО «Окинский реабилитацинный центр для несовершеннолетних».
Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков