Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных особенно¬стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57
Проблема адекватных индикаторов девиантного поведения, которые возможно измерять в ходе психологической диагностики. До начала диагностики очень важно определить те параметры, которые необходимо изучить в процессе исследования, каков общий поведенческий тезаурус людей чье поведение можно считать отклоняющимся.
Редкость некоторых видов девиантного поведения в генеральной совокупности и как следствие, необходимость либо больших выборок, либо использования целевых групп. Относительная редкость таких феноменов девиантного поведения, как например суицидное, некоторые виды аддиктивного поведения, некоторые сексуальные девиации требуют чрезвычайно больших выборок (порядка нескольких тысяч или даже десятков тысяч человек), чтобы было возможно применить к полученным данным стандартные методы статистического анализа. Другой способ решения этой проблемы - предварительный отбор в экспериментальные группы по внешнему поведенческому критерию людей с девиантным поведением и измерение психологических характеристик уже у них. Недостатком этого метода решения проблемы является то, что в выборку не попадают люди со средней и слабой выраженностью психологических черт релевантных различным видам девиантного поведения. Еще одной проблемой является частая неравномерность (не нормальность) распределения характеристик девиантного поведения в генеральной совокупности и, соответственно, в выборке, что не позволяет применять к ним методы статистического анализа, требующие нормальности частотных распределений исследуемых переменных.
Определенной проблемой является выбор тест-опросников или проективных методик или анкет и интервью для измерения психологических характеристик девиантного поведения. На наш взгляд, тест-опросники позволяют наиболее корректно реализовать измерительные процедуры, но не позволяют исследовать глубинные психологические феномены. Проективные методы, как правило, слабо поддаются стандартизации и формализации и следовательно затрудняют измерительную процедуру. Но в тоже время они позволяют использовать невербальный стимульный материал и диагностировать глубинные психологические феномены. Интервью и анкеты позволяют диагностировать лишь декларируемые мотивировки девиантного поведения, декларируемые социальные нормы, социальные стереотипы, частично социальные установки и ретроспективую характеристику тех фактов девиантного поведения, о которых респондент согласиться рассказать[24].
Вот наиболее актуальные трудности, которые выступают перед исследователем, изучающим личность испытуемого имеющего отклоняющееся поведение.
Анализ литературы показал, что лица с отклоняющимся поведением зачастую имеют следующие проблемы:
- проблемы когнитивного плана (одной из причин девиантного поведения является нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, как результат педагогической запущенности в семье;
- нарушение в эмоциональной сфере, в частности нарушение эмоционального тонуса (неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, лабильность настроения, эмоциональная неустойчивость);
- низкую общую культуру, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям, нарушение механизмов социально адаптации (неопрятность, бестактность, агрессивность, бродяжничество, ориентацию на узкогрупповые интересы и ценности и др.);
- конфликты, выражающиеся в противоречии между существующими нормами морали и права и неумением, или неспособностью индивида их соответствующим образом выполнять;
- достаточно часто у лиц имеющих, какие либо виды отклоняющегося поведения наблюдаются различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые могут негативно проявлять себя через систему межличностных отношений, выражаясь в отклонениях поведенческой сферы;
- извращенные или гипертрофированные биологические потребности – гиперсексуальность, несублимированная в социально – активные формы деятельности, закрепившаяся на уровне дурных привычек, потребность в алкоголе, курении, наркотиках;
- проблемы развития в родительской семье, такие как конфликты в семье, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительскую жестокость или непоследовательность в воспитании в детском доме;
- общее недоразвитее коммуникативных навыков общения;
- деформацию ценностных ориентаций и ценностно – нормативных представлений, т.е. деформацию системы внутренней регуляции.
В процессе осуществления диагностики важно изучить ту, социальную ситуацию, в которой происходило и в настоящий момент происходит развитие девиантной личности, необходимо стремиться к тому, что бы она как можно более максимально позволяла исследовать не только на уровне индивидуально – личностных свойств, но и прежде всего позволяла определять особенности отклоняющегося поведения, его вид, характеристику и степень дезадаптации которую оно за собой влечет.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы видим, что психологическая диагностика позволяет в определении широкого круга проблем направленных на решение задач связанных не только с выявлением типа отклоняющегося поведения, но и так же на выстраивание системы психологической коррекции, определении механизмов влияния и средств коррекции.
«Современная молодежь проходит этап социализации, свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда у них формируются чувство растерянности, пессимизма, неверие в будущее. Растут экстремизм, криминальность, агрессивность»[25].
Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем общества, где за последние годы возросла преступность несовершеннолетних. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие последствия.
Высокая значимость и общественная опасность агрессивного поведения, особенно его криминальных форм, породила огромное количество исследований, различных концепций, объясняющих этот феномен.
Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по – разному определяют агрессивность и агрессию. По Э. Фромму[26], агрессию следует понимать как, любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Агрессивность, по Р.С. Немову[27], понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
«Психологический словарь» под редакцией Зинченко Н. А. [28] предлагает следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, носящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
В настоящее время принимается следующее определение:
Агрессия – это форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий[29].
Агрессия обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной, на сознательную кооперацию и т.д.
Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именно агрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, притом, что общее число правонарушений, совершенных подростками, в последние годы имеет тенденцию к снижению.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Знание индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, объединенных в «криминогенный комплекс», дает возможность вовремя определять основные направления, формировать мероприятия по психокоррекции и профилактики девиаций в их среде.
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации
Социальная работа с подростками "группы риска" как деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в современных методах ориентирует нуждающихся в помощи на собственную активность по ее разрешению и помогает им в этом. Поддержка и помощь детям и подросткам "группы риска", основную массу которых составляют беспризорные, реализация их интересов и разрешение их проблем эффективно осуществляется социально-реабилитационными учреждениями.[30]
В отличие от детских интернатных учреждений, детских домов, характерным для социально-реабилитационных центров является то, что они призваны играть роль механизма быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию, т.к. часто речь идет об оказании ребенку экстренной помощи, а это предполагает работу по принципу "открытых дверей", когда ребенок сам может обратиться в учреждение и его беспрепятственно туда помещают, не требуя каких-либо документов, официальных направлений. Реабилитационная работа ведется после помещения ребенка в реабилитационное учреждение.
Организация реабилитационного процесса в социально-реабилитационном центре осуществляется комплексно. Комплексный подход реабилитации основывается на ряде принципов: выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка; выделение приоритетного направления реабилитации; дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий; последовательность реабилитационного воздействия; преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.
Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по следующим основным этапам: подготовительный- это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния; организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы; практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.
На подготовительном этапе специалисты собирают как можно больше информации о ребенке, о социальной ситуации, о семье, родственниках и т.д. Полученная информация фиксируется, для того чтобы в дальнейшем ее можно было проработать. На этом этапе с каждым воспитанником составляется карта социальных связей, в которой ребенок указывает всех людей, играющих ту или иную роль в его жизни. Благодаря этой карте специалисты имеют возможность, с учетом интересов и желания ребенка, определить план мероприятий для составления индивидуальной программы реабилитации.
Модель организации психолого-педагогической работы в учреждении строится по принципу психолого-педагогического сопровождения. Одна из форм сопровождения ребенка - социально-реабилитационный консилиум (МПСПК). Консилиум позволяет объединить усилия специалистов по социальной работе, педагогов, психологов, медиков и всех других субъектов реабилитационного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Консилиумы - это организационный этап реабилитационной деятельности. Первый консилиум проходит через 10-14 дней после поступления ребенка в учреждение. Основным документом для работы консилиума является "Индивидуальная программа работы с воспитанником учреждения", куда заносятся результаты обследования ребенка специалистами.
Индивидуальная программа социальной реабилитации создается на основе всестороннего изучения ребенка сотрудниками центра: медиками, воспитателями, учителями, социальными педагогами, специалистами по социальной работе и др. В программе реабилитации отражается обобщенная информация о подростке, содержащая следующие сведения: состояние физического и психического здоровья, наличие санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков; степень общеобразовательной подготовки; степень отношений подростка к взрослым, сверстникам, самому себе, познанию, труду, игре и т.д.[31]
Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков