Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных особенно¬стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57
В работе использовались социально-статистические, демографические и другие материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Республики Бурятия за период с 2005 по 2010 гг., тематические сборники научных трудов, материалы периодической печати.
Достоверность результатов исследования обеспечивается научным анализом обширного теоретического материала, согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания. Обоснованность полученных выводов обеспечивается применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования, комплексным характером опытно-экспериментальной работы и подтверждается сравнением полученных данных с результатами исследований других авторов, выполненных как в Республике Бурятия, так и в других регионах России.
Научная новизна исследования заключается в обосновании инте-гративной социологической концепции девиации, согласно которой де-виантное поведение подростков есть результат трех взаимообусловленных составляющих: личностных особенностей, ближайшего социального окружения и социальной дезорганизации общества.
В процессе исследования получены новые результаты, которые заключаются в следующем:
• Предложена концептуальная модель девиации, являющаяся синтезом теорий социальной дезорганизации и психологических концепций, определяющих влияние личностных и микрогрупповых факторов на девиантное поведение подростков, уточнена трактовка понятия «девиантное поведение»;
• Обоснованы значимость и необходимость технологизации профилактики девиантного поведения подростков в связи с выявленными негативными тенденциями явления, сложившимися в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям;
• Выявлены динамика и специфика возникновения отклонений подростков;
Теоретическая и практическая значимость работы. Предложенная теоретическая модель изучения девиации открывает возможности для более полного рассмотрения причинной обусловленности девиантного поведения подростков и его профилактики.
Автором предлагается использовать полученные результаты компетентными органами управления в определении направлений региональной социальной, культурной и молодежной политики, в разработке планов социального развития, а также программ, предполагающих профилактику девиантного поведения.
Результаты исследования будут полезны сотрудникам органов и учреждений, занимающихся образованием и воспитанием молодежи, осуществляющих профилактику девиантного поведения подростков.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, четырех параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации.
Под девиантным (лат. deviatio – «уклонение») поведением понимаются:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)[5];
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)[6].
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно. Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.
«Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» (Я.И. Гилинский)[7]. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это социальное творчество: научное, художественное, общественно-политическое. Негативные дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов).
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью статуса, определяющего положение человека в обществе. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации и является отклоняющееся (девиантное) поведение.[8]
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей.
1. Делинквентное поведение.
Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние - является разновидностью преступного (криминального) поведения человека. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.
К.К. Платонов выделил следующие типы личности преступников[9]:
1. определяется взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям;
2. определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;
3. определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;
4. определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм;
5. определяется возможностью только случайного преступления.
В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей 2, 3 и 5 групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата проступка.
Делинквентное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (иногда еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву».
2. Аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.[10]
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Жизнь видится ему не интересной, в силу ее обыденности и однообразности.
Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения: сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.
У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений[11], характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности. Вместе с тем, объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствие жизнелюбия со стороны близких и окружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Однако, от заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную.
Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого, он учится формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (например, учтивого собеседника).
3. Патохарактерологический тип поведения.
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологa так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой.[12]
К патохарактерологическим девиациям относят также так называемые невротические развития личности - патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврогенеза. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги.[13]
К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию относят поведение, основанное на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности.
4. Психопатологический тип поведения.
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект), нарушений мышления (активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности. [14]
Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей.
5. Девиации, обусловленные гиперспособностями человека.
Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека.[15]
Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями - игнорирование реальности. Человек существует в реальности и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности».
Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков