Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных особенно¬стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57
Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации.
Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам ребенка из семьи или воспитательного учреждения.
Органы управления образованием в работе с беспризорными детьми и их семьями выделяют приоритетными следующие задачи:
- ведение учета несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в общеобразовательных школах;
-создание психолого-педагогической комиссии для выявления несовершеннолетних, имеющих трудности в обучении, развитии или поведении, для дальнейшей рекомендации обучения;
- оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
- консультирование родителей, разъяснение взрослым половозрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, критический анализ педагогических действий родителей или лиц, их заменяющих.
Субъекты реабилитационного пространства, осуществляющие свою деятельность на первом уровне, ставят целью гyманизацию социума ребенка, гармоничное его развитие, профилактику школьной и социальной дезадаптации.
Глубокую социально-педагогическую коррекцию поведения ребенка и членов его семьи, а также раннюю реабилитацию детей, имеющих склонность к девиации, осуществляют: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, призванные выявлять случаи нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых и другие права, а также информировать о недостатках деятельности органов и учреждений, препятствующих профилактике детской беспризорности; Органы опеки и попечительства, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их здоровья и развития; Органы здравоохранения, несущие ответственность за обследование, наблюдение, лечение безнадзорных и беспризорных детей, которые употребляют спиртные напитки, наркотические средства, одурманивающие или психотропные вещества.
Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Они еще не приобщились к преступной деятельности, пресечением которой должны заниматься правоохранительные органы, но, тем не менее, их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью, корыстными проступками, отлыниванием от учебы, работы, склонностью к бродяжничеству.
Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.
Работа с детской беспризорностью на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности. В этих учреждениях принимаются чрезвычайные меры, направленные на оказание помощи, реабилитацию, коррекцию поведения, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в критической ситуации. Это могут быть беспризорные дети, длительное время находящиеся вне присмотра взрослых: самовольно ушедшие из семей или воспитательных учреждений, претерпевшие различные формы насилия и жестокости, совершающие противоправные действия, преследуемые по закону.
Субъекты, занимающиеся решением проблем беспризорности на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных и полустационарных учреждений.
Работа по решению проблем детской безнадзорности и беспризорности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях. Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения беспризорных детей - улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют территориальные центры помощи семье и детям.
Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.[42] Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детской неблагополучности.
Главная задача центра - это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнего в специализированных учреждениях.
В связи с этим специалисты Территориальных Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям
- традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;
- проведение тематических бесед и лекций для детей и подростков;
- клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т. е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;
- комиссия общественного воздействия, задачи которой состоят в выявлении причин и условий, способствующих девиантным проявлениям детей и подростков, в защите прав детей в неблагополучных семьях;
- работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;
- работа в отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;
- организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб на территории микрорайона, с целью профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Для более эффективной работы с беспризорными детьми и их семьями в территориальных центрах социальной помощи семье и детям созданы отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работа отделений предполагает постоянное взаимодействие, сотрудничество со школами, с детскими дошкольными учреждениями, находящимися на территории обслуживания, детской поликлиникой, Комиссией по делам несовершеннолетних.
Социальный патронаж - форма наиболее тесного взаимодействия с семьей. Этот метод работы имеет цель создания в семье оптимальных условий для всестороннего развития личности ребенка, а также подразумевает установление контактов с дезадаптированными детьми и мотивирование их на социально-приемлемые виды деятельности. В центре также работает отделение дневного (вечернего) пребывания детей, которое действует в течение года. В процессе деятельности реабилитационной группы происходит выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, содействие развитию творческих способностей детей.
В рамках Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в Российской Федерации функционируют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Исходя из того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.[43]
Разными путями попадают подростки в приюты и центры: после рейдов, проводимых социальными работниками в местах, где собираются беспризорные дети, их приводят работники правоохранительных органов, близкие и дальние родственники, сами воспитанники и т.д. Особенности детского контингента и определяют содержание деятельности по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего с семьей.
Специалисты выделяют два пути решения этой проблемы:
1 - ребенок возвращается в семью, что возможно только лишь при соответствующей адекватной ситуации в работе с родителями и детьми;
2 - создание семейно-воспитательных групп. Этот путь предложен социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних "Воспитательный дом" Смоленской области. Специалисты "Воспитательного дома" считают, что "в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через семейную группу, полагая, что это один из реальных и эффективных путей реабилитации дезадаптированных детей, при котором происходит восстановление утраченных детьми социальных, нравственных и духовных связей с окружающим миром".[44]
По мнению специалистов Красноярского центра социального здоровья "Качинский", основная причина неблагополучия девиантных подростков заключается в том, что их жизнь была крайне однообразной, они не прожили различные положительные жизненные ситуации, поэтому не приобрели адекватного социального опыта. Чтобы создать условия для приобретения подростками социального опыта выделяют несколько принципов:
включение рефлексии, т.е. приобретение навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в ней;
безоценочность в подходе к анализу поведения подростков;
создание условий для успеха подростков в учебной или иной деятельности;
убеждение детей в эффективности предлагаемых им способов действий.
Труд детей во всех его видах и формах стал органичной частью системы профилактической и реабилитационной работы специализированных учреждений. Так, в социально-реабилитационном центре пос. Залари Иркутской области реализуются авторские программы начального профессионального образования, которое выбирается с учетом потребностей Иркутской области. Для мальчиков предусмотрена подготовка по профессиям: фермер-арендатор, тракторист, водитель категории "С", автослесарь; для девочек - швея легкого платья, младшая медсестра, помощник воспитателя дошкольного учреждения.[45]
В Томской областной школе социальной адаптации детей и подростков имеется 19 производственных мастерских: швейная, керамическая, лозоплетения и др. Труд воспитанников ориентирован не только на удовлетворение внутренних нужд, но главным образом на получение и выполнение производственных заказов, значительная часть полученных денег идет на оплату труда воспитанников. Включение дезадаптированных подростков в такой труд в значительной мере обеспечивает успешность их социальной реабилитации и социальной адаптации в дальнейшей жизни.
Специализированные учреждения являются учебно-воспитательными. Обучение подростков организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах:
в общеобразовательной школе или ПТУ;
в классах выравнивания, в классах компенсирующего обучения, в "домашней" школе специализированного обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.
На базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Кемерово открыт филиал школы № 32, разработаны учебные планы для 1-8 классов в соответствии с базисным планом образовательных учреждений.[46] Индивидуальное обучение дает возможность непосредственно и более качественно проводить педагогическую коррекцию с учетом психологических особенностей. Школьникам здесь предоставлено право выбора: учиться в здании или непосредственно в школе, присоединившись к той немногочисленной группе детей, у которых изначально был интерес к школе. Такая организация занятий дает возможность осуществлять дифференцированную и индивидуальную работу с детьми, особо нуждающимися в этом.
По Республике Бурятия за 2008 г. в 20 специализированных учреждениях оказана экстренная помощь 4 тысячам детей или каждому второму ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, функционируют 114 семейных воспитательных групп, в которых воспитываются 155 детей, оставшихся без попечения родителей.
Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков