Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных особенно¬стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57
В 2007 г. В Улан-Удэ введен в эксплуатацию Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями на 56 мест. В Центре при помощи современного комплекса медицинских, социальных, психолого-педагогических мероприятий осуществляется ранняя социальная адаптация детей, имеющих отклонения в физическом развитии, формирование позитивного отношения к жизни, обществу, семье, учебе и труду.
Таким образом, поддержка и помощь детям "группы риска" осуществляется в Российской Федерации через услуги соответствующих служб: социальных приютов, социально-реабилитационных центров, территориальных центров социальной помощи семье и детям. Социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью. Территориальные центры социальной помощи семье и детям определяют одну из приоритетных задач своей деятельности - проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение девиантного поведения среди несовершеннолетних на отдельно взятой территории.
В последнее время, наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков, появились такие формы социальной работы, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте или, дневная помощь.[47] Возникновение таких форм социальной помощи было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков. Во-первых, помещенные в специальные места они утрачивают связь со своей социальной средой, во-вторых, совместное проживание подростков с проблемами вызывает еще большее количество проблем.
Дома заместительства функционируют под эгидой, как государственной опеки, так и на частных и общественных началах.
Для работы с несовершеннолетними, бросившими школу и имеющими минимальную социальную поддержку, в странах запада существует центры социальной помощи молодежи. Работа центров направлена на предоставление подросткам возможности приобретения положительного опыта, улучшения их представления о себе, и развития у них социальных навыков. Во время реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план и акцент делается на оказание именно социальной помощи.
Важным элементом отвлечения подростка от правонарушения является профилактическая деятельность.
Для изучения социального портрета несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации проведено исследование в ГУСО «Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в селе Саяны Окинского района, который был открыт в 2002 году. Деятельность ГУСО «Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних направлена на обеспечение гарантии ребенка, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, в жизнеустройстве, в защите прав и законных интересов на достойную жизнь в здоровой социальной среде, на заботу о его жизни, здоровье и образовании. Одновременно с этим, с ребенком проводится социально-психологическая работа по снятию стрессового состояния, агрессивности, тревожности, укреплению чувства безопасности. Проводится коррекция вредных привычек, формируются положительные черты характера.
Структура подразделения:
1. Аппарат управления.
2. Отделение длительной реабилитации детей.
3. Семейно-воспитательная группа
Объектом исследования выступали несовершеннолетние дети и подростки от 6 до 16 лет в количестве 60 человек, воспитывающиеся в ГУСО «Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в с. Саяны Окинского района.
Для проведения исследования использовался метод анализа документов: личных дел (для выявления общей характеристики семьи ребенка), личных медицинских карт (для установления частоты заболеваемости детей, проживающих долгое время на улице или в антисанитарных условиях дома), карт социальной реабилитации (для подсчета социальной запущенности ребенка).
Статистика за 2010 года показывает - количество несовершеннолетних, обслуженных в центре составило 79 детей, из них 19 человек дошкольного возраста, 24 - в возрасте 7-11 лет, 22 человек - 12-14 лет, 14 человек - в возрасте 15 лет и старше.[48] По этим данным можно сделать вывод, что основной контингент центра - это подростки младшего и среднего возраста от 10 до 14 лет.
В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости.[49] Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное.
При изучении личных дел, а также актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних, проведенных специалистами ГУСО "Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с. Саяны ", можно придти к выводу, что среда, в которой воспитывалось большинство детей, характеризуется как неадекватная для нормальной социализации и дальнейшего развития личности ребенка.
Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты (92%). У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.
Несовершеннолетние, находящиеся в центре поступили из разных категорий семей: 28,3% проживает в полных семьях, где ребенка воспитывает родная мать и родной отец, 30,8% детей воспитываются в семьях, где родители имеют повторный брак, т.е. на данное время дети имеют мачеху или отчима; 33% детей - из неполных семей, где воспитанием детей занимается один из родителей.
Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.
По результатам исследования у 13,3 % подростков нет родных братьев и сестер, в 50% семей детей двое, 23,9% - трое, в 9,8% - четверо, в 3% - пятеро. Таким образом, 36,7% воспитанников проживали в многодетных семьях.
70,1% семей находятся без постоянного заработка, т.к. родители в таких семьях являются безработными и не пытаются трудоустроиться. Основными источниками дохода являются получение пособия по безработице (50,5%), пособия на ребенка, в том числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца (34,5%), алименты на ребенка (9%), а также попрошайничество как ребенка, так и самих родителей (6%).
Более 1/ 2 респондентов (60,9%) проживали в семьях, имевших отдельный дом или квартиру; остальные 40% - проживали в коммунальной квартире; снимали жилье - 3,6%. По мнению автора, это является одним из объективных факторов, повлиявшим на формирование у респондентов установки к бродяжничеству. Таким образом, безнадзорность и беспризорность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.
Достаточно высок процент детей, поступающих в центры и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей (63%) один из родителей злоупотребляет алкоголем, в 14,6% - пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.
Результаты исследования показывают, что 68% воспитанников при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков.
Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.
Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. 37,1% беспризорных детей имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.[50]
Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У 22,5% детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты.[51] Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении со взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.
Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции (11,4%) - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я".
Другой вариант может проявляться в оппозиции (24,7%), которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант - агрессия (17,3%) характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.[52]
Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. По результатам исследований, несовершеннолетние, находящиеся в центре, имеют следующие заболевания: 31% - неврологическая патология, 24% - заболевания опорно-двигательного аппарата, 23% - состоят на "Д" учете у фтизиатра (тубинфицированы), 26% - лор заболевания, 10% - офтальмологические заболевания, 34% - различные дерматологии. Это говорит о низкой медицинской активности родителей несовершеннолетних. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.
Особенностью подростков, находящихся в центре, является пристрастие к табакокурению. Около 80% воспитанников имеют опыт курения, что приводит к такому заболеванию, как острый трахит (33%).
Специалистами отмечено, что безнадзорные и беспризорные дети имеют большие проблемы в интеллектуальном, психическом и нравственном развитии.
Психические нарушения различной степени тяжести встречаются у большинства детей. У 40% воспитанников центров наблюдается задержка психического развития. Ее характеризуют следующие симптомы: снижение познавательной активности, неумение выделять существенные признаки, конкретность мышления, недостаточная способность к обобщению, неразвитость абстрактно-логического мышления, скудный запас знаний. Дошкольники и младшие школьники отстают в речевом развитии (60%). Они имеют крайне ограниченный запас слов, т.к. фразовая речь сформировалась у них лишь к 4-5 годам.[53]
У воспитанников искажены или сужены представления об окружающем мире, интеллектуальные представления бедны, не развиты учебные умения и навыки, многие подростки полуграмотны, что является следствием непосещения ими в течение длительного времени общеобразовательных учреждений.
По результатам исследований большинство детей (48,5%), воспитывающихся в центре, отставали по школьной программе на 2-3 года от уровня возрастного развития. Есть дети, которые никогда не посещали школу (13,3%). В центре они находятся на индивидуальном обучении. Остальная часть детей посещает школу в соответствии с возрастом. Однако в большинстве случаев дети имеют проблемы в освоении школьного материала: не аттестованы по ряду школьных предметов (56,5%), учатся на отметки "3" и "4" (40,2%). И лишь 3,3% детей, включенных в исследование, имеют хорошие знания по школьным предметам.
Из всего выше указанного можно составить обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.
Таким образом, практика работы учреждений социальной реабилитации в Российской Федерации показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних. Однако перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений снижают эффективность предпринимаемых действий.
Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков